Гран-при Монако: яхты, казино, девушки... Уэббер!
Пилот команды Red Bull Марк Уэббер одержал вторую подряд победу в чемпионате "Формулы -1", проходившей в Монако - под знаком многочисленных аварий, а под конце и вовсе "в режиме пейс-кара"
Москва. 17 мая. INTERFAX.RU - Легендарный этап "Формулы-1", позволяющий окунуться в мир звезд, роскоши и гламура, которыми Монте-Карло пропитано буквально насквозь. Государство миллионеров и транжир является Меккой для желающих потратить деньги во всемирно известном казино, все это – княжество Монако, площадью менее двух квадратных километров.
Удивительно, но эта гонка является "домашней" для многих пилотов. Несмотря на то, что гонщики имеют самое разное гражданство, немалая часть их живет именно в Монако. Для этих мест это вполне обычное дело – гражданами княжества является едва ли четверть от всех реально живущих здесь людей. О гражданстве здесь, скорее, говорит не печать в паспорте, а счет в банке. Но помимо вопросов престижа, у княжества есть одно важное преимущество над другими странами, заключающееся в весьма либеральном налоговом законодательстве. Поэтому многие состоятельные люди, в том числе и пилоты "Формулы-1", предпочитают платить свои налоги здесь. А каждый год в мае численность населения крохотного государства резко возрастет на несколько дней, когда сюда приезжает "Формула-1", привлекающая самых известных звезд Голливуда и европейского кино, популярных артистов, а также других состоятельных людей, которые, впрочем, не очень любят афишировать свои имена. Все они собираются, чтобы посмотреть, как двадцать четыре лучших гонщика планеты будут выявлять сильнейшего на узких дорожках Монако – в княжестве денег, моря, яхт и самых красивых женщин со всего мира…
Минус один
Еще до старта квалификации пелотон недосчитался машины – утром на третьей свободной практике Фернандо Алонсо расколошматил свою Ferrari об отбойники в повороте Massenet. Повреждение монокока привело к тому, что для двукратного чемпиона мира инженерам и механикам пришлось, по сути, собирать новую машину на основе запасного шасси. Во время квалификации Фернандо, который доминировал в четверг во время первой и второй практики, с кислым видом смотрел, как борется за стартовую позицию его партнер по команде Фелипе Масса.
Опасения гонщиков и владельцев команд, что на медленной и узкой трассе в Монако, где практически невозможно обгонять, в квалификацию вмешаются команды-новички, машины которых будут мешать топ-пилотам показывать хорошее время, к счастью, не оправдались. В первой части привычно отсеялись все три дебютанта – HRT, Lotus Racing и Virgin Racing.
Вторая сессия, к сожалению, запомнилась аварией нашего соотечественника Виталия Петрова. К счастью, россиянин успел показать результат, которого хватило для 14-й стартовой позиции, но не исключено, что он мог бы подняться и выше, если бы не ошибка на очередном быстром круге, которую совершил наш пилот Renault. В первом правом повороте Sainte Devote его машину сорвало с траектории и занесло, после чего она ударилась левой стороной о защитный барьер из старых покрышек.
Финал квалификации прошел по, казалось бы, привычному сценарию – гонщики Red Bull Марк Уэббер и Себастьян Феттель державшиеся среди лидеров, но не показывавшие поначалу лучших времен, начали ездить в полную силу лишь в последнем сегменте. В итоге Марк Уэббер взял шестой для своей команды и третий для себя в нынешнем чемпионате поул. Однако специфика трека в Монте-Карло, проложенного прямо по улочкам города и изобилующего медленными поворотами, в том, что такого преимущества как в Барселоне, где Уэббер и Феттель "привезли" ближайшим преследователям почти секунду, в Монако уже не было. Более того, между Марком и Себастьяном смог вклиниться не кто иной как Роберт Кубица! Поляк любит эту трассу, и уже в четверг на тренировках было видно, что он нашел правильные настройки, поймал нужный ритм и едет на пределе возможностей машины. Следующие за первой тройкой пилоты распределились так: Фелипе Масса (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren), Нико Росберг (Mercedes), Михаэль Шумахер (Mercedes), Дженсон Баттон (McLaren), Рубенс Баррикелло (Williams) и Витантонио Лиуцци (Force India).
Двадцать пятая машина
Старт Гран-при Монако прошел без происшествий. Все пилоты смогли втиснуться в узенький и кочковатый (как, впрочем, и вся остальная трасса) Sainte Devote. Правда, не все пилоты продолжили после него гонку на тех позициях, на которых стартовали. В частности, Роберт Кубица ушел в гонку с грязной стороны стартового поля, где нет накатанного слоя отработанной резины на асфальте. Это помогло Феттелю разогнаться лучше и, оставшись на внутренней части траектории, не пустить поляка в первый правый поворот. Вторую гонку подряд не смог показать своего фирменного прорыва Виталий Петров, но здесь его вины нет: обгоны в Монако – вообще редкость. Российский пилот продемонстрировал гоночную мудрость, гласящую, что в первом повороте гонки не выигрываются, и остался на своей 14-й позиции. Тем не менее, первый круг гонщики закончили под желтыми флагами, запрещающими обгоны, а на финишной прямой их уже ждал автомобиль безопасности...
Нико Хюлкенберг, проваливший старт и опустившийся с 11-го чуть ли не на последнее место из-за проблем со сцеплением, ринулся отыгрываться и попытался пройти кого-то из более медленных соперников в самом скоростном месте трассы – в знаменитом Тоннеле, идущем вдоль побережья. Williams дебютанта чемпионата сорвало с траектории, и он врезался в металлический отбойник на скорости около 250 км/ч! Маршалам трассы понадобилось около трех кругов, чтобы очистить трассу от обломков. Но еще до конца второго круга стало ясно, что после Гран-при Монако в чемпионате сменится лидер. Занимавший первую строчку Дженсон Баттон был вынужден запарковать свой McLaren, после того как за его машиной потянулся шлейф дыма из сгоревшего мотора.
После рестарта Уэббер легко удержал позицию, более того, он сразу начал отрываться от Феттеля и Кубицы. Интересный тактический ход применили в Ferrari. Фернандо Алонсо, стартовавший из боксов на мягком комплекте резины, сразу после выезда пейс-кара нырнул обратно на пит-лейн в конце первого круга. Испанцу поставили более жесткий типрезины, и он успел догнать пелотон, ведомый машиной безопасности, до того, как его обогнали на круг. В Скудерии решили рискнуть и провели обязательный пит-стоп в самом начале гонки, чтобы потом Фернандо ехал до самого финиша без остановок! Неслыханное дело в современной "Формуле-1", где ресурс покрышек до последнего времени не превышал полутора сотен километров. Но машины этого года, заправленные под завязку от самого старта до финиша, заточены на то, чтобы максимально бережно и эффективно расходовать резину: меньше остановок – меньше потери времени. Правда, всегда существует риск того, что на изношенной резине пилот будет терять все больше времени и позиций, но это опасно на стационарных автодромах с широким дорожным полотном. А на узенькой трассе в Монако обгоны в обычных условиях сродни чуду.
Последнее такое чудо совершил Шумахер в 2006 году. Тогда Красный Барон, боровшийся за победу в чемпионате с Алонсо и его чемпионской Renault, якобы ошибся в конце квалификации, уткнувшись носом машины в отбойник в предпоследнем повороте в то время, как Алонсо летел как сумасшедший по трассе, пытаясь вырвать поул у Шумахера. Из-за остановки немца Фернандо был вынужден сбросить скорость, и первая стартовая позиция осталась за семикратным чемпионом мира. Но ненадолго: судьи запросили у Ferrari телеметрию с машины Шумахера, и поняли, что объективных факторов для совершения такой ошибки не было – немец специально заблокировал колеса и воткнулся в отбойники, чтобы сорвать финальный круг испанца. Наказанием за эту шалость стало последнее место на старте, куда поставили немца, аннулировав его результат. Алонсо же стартовал первым и одержал уверенную победу в Монако, а затем и в чемпионате. Но главной звездой той гонки стал вовсе не он, а… все тот же Шумахер! На протяжении всей дистанции он поражал зрителей сумасшедшим ритмом и кучей обгонов, завершив гонку на пятой позиции и набрав очки! Перед нынешней гонкой Фернандо тоже вспоминал этот случай, рассчитывая повторить успех Михаэля.
И повторил! Агрессивное начало гонки, серия обгонов слабых машин и хорошая скорость на протяжении всей дистанции позволили Алонсо после волны пит-стопов, в которой он уже не участвовал, подняться на шестое место!
После того как пилоты в период с 18 по 23 круг посетили боксы, гонка вошла в относительно спокойное русло, но ненадолго: на 31-м круге Рубенс Барикелло в хлам разбивает свой Williams, который усеивает соколками траекторию – на трассе снова автомобиль безопасности, ликвидировавший преимущество Уэббера над преследователями. На том же круге в боксы заезжает и Петров, проколовший заднее правое колесо. К этому моменту по разным причинам из гонки выбыли семь гонщиков: Хюлкенберг и Барикелло разбили машины, у Баттона сгорел мотор, Педро де ла Роса закончил гонку на своем Sauber в боксах из-за отказавшей гидравлической системы, чуть позже сошел и его напарник Камуи Кобаяши, Тимо Глок запарковал свой Virgin в районе поворота Бассейн, не доехал до финиша и второй болид команды под управлением Лукаса ди Грасси. Виталий оказывается на 13-м месте, в круге от Хайме Альгерсуари, который на позицию выше россиянина.
На рестарте Уэббер, Феттель, Кубица и остальные пилоты сохранили позиции, но на 43-м круге вновь выехал пейс-кар из-за открывшегося на трассе небольшого водосточного люка. После возобновления гонки пилоты сохранили свои места. Позднее пелотон потерял еще две машины – сломались Lotus Хейкки Ковалайнена и HRT Бруно Сенны.
Самую зрелищную и опасную аварию зрителям подарили Карун Чандхок и Ярно Трулли, чьи команды HRT и Lotus не участвуют в борьбе за очки, но борются за звание лучшей среди новичков. На 74-м круге итальянец попытался протиснуться по внутренней траектории в повороте Rascasse, но индиец не ожидал такого маневра, машины столкнулись. Lotus Трулли буквально перепрыгнул через HRT Каруна, едва не задев шлем индийского пилота! Машины так и остановились одна под другой, уткнувшись в отбойник эдаким "бутербродом". В четвертый раз Mercedes SLS выехал на трассу, ведомый бессменным водителем автомобиля безопасности "Формулы-1" Берндтом Майландером! Маршалы растаскивали поврежденные болиды, и все шло к тому, что гонка так и завершится за пейс-каром, но на последнем круге дирекция гонки приняла решение о том, что на последнем круге она уйдет с трассы. После того, как Майландер свернул в боксы, на трассе произошло событие, которое еще будет долго обсуждаться. И, как и четыре года назад, вновь не обошлось без Алонсо, ехавшего перед финишем шестым, и Шумахера, следовавшего за испанцем.
До нынешнего чемпионата действовало правило, согласно которому после ухода пейс-кара обгоны вновь разрешены только после пересечения финишной черты круга. С этого года обгонять разрешено с линии заезда на пит-лейн. Именно этим и воспользовался Шумахер, который буквально протиснулся мимо Ferrari Алонсо в последнем повороте, финишировав шестым!
Однако позднее стюарды гонки приняли решение наказать Шумахера за обгон Алонсо, так как гонка завершалась в режиме пейс-кара. То есть получается, что реально автомобиль безопасности с трассы ушел, но формально – нет! Просто гонщикам дали возможность финишировать под клетчатым флагом красиво, не тащась за медленным пейс-каром. Учитывая плотность машин, собранных машиной безопасности на последних кругах, Михаэль был перемещен на 12-е место, так как к его результату прибавили 20 секунд. Mercedes GP подает апелляцию, но, к сожалению, для штутгартцев, они могут оспорить легитимность решения стюардов, но не сам штраф! Еще одна юридическая закавыка современной "Ф-1"! То есть суд может признать, что те, кто принимал решение о штрафе, были неправы, но отменить их решение не в силах. Таковы правила.
Зато Алонсо по сути повторил достижение Шумахера, пробившись в очки. Вторую подряд победу уверенно одержал Марк Уэббер. Себастьян Феттель принес Red Bull дубль. Роберт Кубица завоевал "бронзу", приведя в полнейший восторг руководство Renault. Фелипе Масса стал лучшим из остальных – четвертым. За ним финишировали Хэмилтон, Алонсо, Росберг, Сутил, Лиуцци и Буэми, Альгерсуари, оштрафованный Шумахер и Виталий Петров. Россиянин, чья машина стала барахлить к концу гонки, не стал доезжать до финиша и завершил гонку до клетчатого флага, но квалифицирован по итогам гонки, как и столкнувшиеся ранее Чандхок и Трулли.
Red Bull, похоже, начал постепенно приводить в соответствие свои возможности и результаты. После шести этапов ее пилоты вышли в лидеры чемпионата, а команда возглавила Кубок Конструкторов. Если так пойдет и дальше, то единственной интригой станет только то, кто именно будет чемпионом – Марк или Себастьян. С другой стороны, позади только треть чемпионата – в прошлом году Red Bull и McLaren продемонстрировали весьма впечатляющие темпы модернизации болидов в погоне за Brawn GP. Кто знает, может и в этом году кто-то сможет нагнать нынешних лидеров…
Зачет пилотов после шести этапов:
1. М. Уэббер (Red Bull) – 78; 2. С. Феттель (Red Bull) – 78;
3. Ф. Алонсо (Ferrari) – 75;
4. Д. Баттон (McLaren) – 70;
5. Ф. Масса (Ferrari) – 61;
6. Р. Кубица (Renault) – 59;
7. Л. Хэмилтон (McLaren) – 59;
8. Н.Росберг (Mercedes) – 56;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 22;
10. А. Сутил (Force India) – 20;
11. В. Лиуцци (Force India) – 10;
12. Р. Баррикелло (Williams) – 7;
13. В. Петров (Renault) – 6;
14. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;
15. Н. Хюлькенберг (Williams) – 1;
16. С. Буэми (Toro Rosso) - 1
Кубок Конструкторов:
1. Red Bull – 156;
2. Ferrari – 136;
3. McLaren – 129;
4. Mercedes GP – 78;
5. Renault – 65;
6. Force India – 30;
7. Williams – 8;
8. Toro Rosso – 4.
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/