Нервная гонка
Льюис Хэмилтон финишировал первым на Гран-при Турции, одержав дебютную победу в нынешнем сезоне. Россиянин Виталий Петров установил быстрейший круг, однако закончилось все порванной покрышкой
Москва. 31 мая. INTERFAX.RU – Седьмой этап чемпионата мира в классе машин Формула 1 приняла у себя Турция. Турецкий автодром "Истанбул парк" впервые принял "Большие призы" в 2005 году. Первая гонка принесла победу Кими Райкконену, выступавшему тогда за McLaren. Но истинным королем этой трассы считается Фелипе Масса, одержавший три победы подряд. Гегемонию бразильца прервал Дженсон Баттон, ставший первым на этой трассе в прошлом году на фантастической машине Brawn GP. В минувший уик-энд ни Дженсона, ни Фелипе среди фаворитов не было.
Привычный сценарий
В 2010 году рассказывать об интриге в квалификации очень сложно – ее просто нет, по крайней мере, если говорить о борьбе за поул. Себастьян Феттель и Марк Уэббер в седьмой раз подряд разыграли один и тот же спектакль: спокойно держались в лидирующей группе во всех тренировках, чтобы затем как следует нажать на педаль газа именно тогда, когда это нужно – в финале квалификации.
Турция не стала исключением – триумфатор двух последних гонок в Монако и Барселоне Марк Уэббер третий раз подряд завоевал первую стартовую позицию. 33-летний австралиец, почти уже списанный со счетов, демонстрирует в этом году железный характер, заставляя заметно нервничать молодого напарника Феттеля, которого, в свою очередь, уже давно записали в будущие чемпионы мира. Примечательно, но в квалификации Феттель уступил не только Марку, но и Льюису Хэмилтону. Британец как всегда атаковал как бешеный – иногда со стороны кажется, что в его руках машина едет быстрее, чем может физически! Иногда это приводит к ошибкам – во втором сегменте квалификации Хэмилтон переборщил со скоростью в знаменитом восьмом повороте и вылетел с трассы. На его счастье, турецкий автодром оборудован широчайшими зонами безопасности. McLaren чемпиона мира 2008 г. пролетел боком по бетонному покрытию вне трассы и завяз в гравии. Путешествие в гравий, впрочем, не привело к возникновению проблем на болиде Хэмилтона, что он и доказал, завоевав вторую стартовую позицию. Феттель остался лишь третьим, но… опять не по своей вине! На машине немца сломался поперечный стабилизатор передней подвески, и в финале квалификации Себ просто не мог атаковать в полную силу.
Для российских болельщиков самым отрадным событием стало попадание Виталия Петрова в десятку сильнейших. Наш соотечественник начал постепенно сокращать отрыв в скорости от лидера своей команды Роберта Кубицы. В паддоке поговаривают, что поляк с достаточной прохладой относится к россиянину, но после завоевания девятого места, Роберт тепло поздравил коллегу с лучшим достижением в короткой карьере. Сам Кубица стал седьмым. Между двумя пилотами Renault разместился Фелипе Масса, который, судя по форме Ferrari в Турции, квалифицировался в стиле Хэмилтона – перейти пределы возможностей машины бразильцу, скорее всего, помогло прекрасное умение ездить в Турции. Подтверждением этого является 12-е место двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, который очень неровно проводит свой первый сезон в Скудерии. Оба пилота жаловались на нехватку скорости и рассчитывали побороться в воскресенье в восьмисотой гонке Ferrari в Формуле 1.
Гонщики Mercedes заняли пятое и шестое места, пропустив вперед действующего чемпиона мира Дженсона Баттона. Примечательно, что Михаэль Шумахер второй раз в сезоне опередил Нико Росберга в квалификации – видимо, немецкий ветеран начал постепенно вкатываться в ритм и привыкать к машине.
Десятку сильнейших замкнул Камуи Кобаяши на Sauber. Болиды Петера Заубера постепенно прибавляют в скорости, но и японцу, и его напарнику Педро да ля Росе фатально не везет в гонках – обе машины крайне редко доезжают до финиша, становясь жертвами технических проблем или аварий.
Нежелезные люди
Старт воскресной гонки прошел достаточно спокойно. Первая десятка пилотов почти целиком сохранила свои места – лишь Камуи Кобаяши пропустил вперед Адриана Сутила, а затем и Фернандо Алонсо. Виталий Петров попытался было прорваться, но борьба в первой десятке, мягко говоря, отличается от старта в хвосте пелотона, и россиянин остался на своей девятой позиции за Фелипе Массой.
Первые же круги показали, что, по крайней мере, в Турции в "лиге Red Bull" может играть еще одна команда. Льюис Хэмилтон не только смог сохранить вторую стартовую позицию, но и начал прессинг лидирующего Уэббера. Его партнер по McLaren Дженсон Баттон спокойно держался за Феттелем, не приближаясь и не отставая от немца. Эта четверка достаточно быстро унеслась вперед. Лучшим среди остальных был опытнейший Михаэль Шумахер.
Достаточно интенсивную, но скучноватую, поначалу, гонку оживила единственная волна пит-стопов, которая началась на 11-м круге. Болельщики с нетерпением ждали посещения боксов Хэмилтоном и Уэббером – британец постоянно "грел" австралийца, однако то, что Льюис отыгрывал на первом и третьем секторах трассы, он проигрывал на втором, где расположен восьмой поворот с четырьмя апексами. Red Bull Марка заметно отрывался от McLaren Хэмилтона, обладая лучшей прижимной силой.
В боксы оба лидера заехали синхронно, переложив часть ответственности на механиков команд. И механики "Красного быка" справились со своей работой лучше, к тому же бригада, обслуживающая Льюиса, явно замешкалась. Вернувшись на трассу, он не только остался позади австралийца, но еще и пропустил вперед Феттеля, сменившего резину кругом ранее.
Дженсон Баттон отправился на пит-лейн последним из лидирующей четверки, надеясь за то время, что находятся на обслуживании конкуренты, взвинтить темп и улучшить свою позицию. Не вышло – после возвращения из боксов Дженсон остался на своем четвертом месте.
После того, как все пилоты посетили расположение команд, Фернандо Алонсо смог улучшить свое положение, переместившись на десятое место.
На свежей резине Хэмилтон попробовал атаковать Феттеля, но затем успокоился, держась в непосредственной близи за немцем. После экватора гонки Дженсон Баттон, державшийся в полутора секундах за Хэмилтоном, начал сокращать отрыв. То же самое начал делать и Феттель. После не очень удачного выхода из десятого поворота Уэббера, Себастьян приблизился к машине австралийца вплотную, воспользовался воздушным мешком позади лидера, сместился левее и нырнул мимо Марка. Машины Red Bull поравнялись, но следующий поворот был левым, поэтому Феттель попытался сместиться правее, чтобы войти в него по правильной траектории. Уэббер подвинуться не захотел…
После столкновения машин двух лидеров на капитанском мостике Red Bull глава команды Кристиан Хорнер и главный конструктор Эдриан Ньюи только и смогли что схватиться за голову. Феттель с разбитым колесом покинул машину, Уэббер поехал в боксы для замены резины и переднего антикрыла.
А за восемь кругов до финиша чуть не схватился за голову и Мартин Уитмарш – глава McLaren. Баттон ринулся в атаку на Хэмилтона, прошел его, но на выходе из последнего поворота Льюису удался лучший разгон: он вернул себе лидерство в первом повороте трассы, отжав Баттона к обочине. На протяжении трети круга пилоты несколько раз ехали параллельно, включая и узкие повороты, все это время на мостике команды руководство сидело с застывшими от ужаса лицами, ожидая повторения ситуации с Уэббером и Феттелем. Но у британских чемпионов мира из McLaren, видимо, оказалось больше благоразумия, и после шоу на 50-м круге Баттон оставил попытки атаки на лидера. Тем более что по радио обоим гонщикам велели беречь топливо.
В таком порядке они и финишировали, подарив команде дубль. Марк Уэббер смог сохранить свое третье место. Четвертым финишировал Шумахер, поднявшийся на строчку выше после схода Феттеля. За ним клетчатый флаг увидели Нико Росберг, полгонки промучившийся с резиной, Кубица, Масса, Алонсо и Кобаяши.
А где же Петров? Виталий, в начале гонки реально атаковавший Массу, затем оставил эти, надо сказать, бесплодные попытки. В третьей части дистанции к россиянину опасно приблизился Алонсо. Двукратный чемпион мира провел несколько опасных атак – гоночный инженер регулярно подгонял испанца, призывая атаковать Петрова, который, по мнению Андреа Стелы, не сможет долго сдерживать Фернандо и ошибется. Но нервы у Виталия оказались крепкие. На одном из кругов в первом повороте Алонсо вновь ринулся в очередной прорыв, машины поравнялись и соприкоснулись, Renault нашего соотечественника чуть дернулась и Ferrari умчала вперед, а Петров поковылял в боксы для замены покрышки, порванной об один из аэродинамических элементов машины испанца. Слабым утешением для Виталия может служить быстрейший круг, который Петров установил под занавес. Жаль, что очков за это, в отличие от американских гоночных серий, в "Формуле-1" не дают.
Последние несколько лет "Ф-1" становится все более интересным зрелищем. Если десять лет назад единственной интригой было количество времени, которое привезет Шумахер ближайшему преследователю, то теперь даже неоспоримое преимущество одной из команд не является стопроцентной гарантией победы. Это семикратный чемпион мира никогда не ошибался и ни один из его напарников не мог и помыслить о том, чтобы попытаться совершить то, что сделал Феттель в Турции. Даже если Эдди Ирвайн или Рубенс Барикелло, выступавшие вторыми номерами в Ferrari времен Красного барона, ехали очевидно быстрее в редких гонках, их задача была прикрывать тылы чемпиона. В Red Bull, как и в других современных командах, очевидного лидера уже нет. Даже несмотря на то, что молодому Феттелю гораздо больше благоволят и в команде, и в руководстве чемпионата. Уэббер сейчас решает свою задачу – борется за чемпионство. Учитывая, что австралийцу уже 33 года, это, скорее всего, последний шанс Марка завоевать заветный титул. А зная максималистский характер Феттеля, можно однозначно утверждать, что борьба будет жаркой…
И огоньку ей может добавить McLaren. Британская конюшня постоянно эффективно модернизирует машину, которая и так неплохо смотрится на скоростных автодромах. Хэмилтон с Баттоном имеют реальные шансы навязать борьбу соперникам из Red Bull.
Ближайшей по скорости к лидерам машиной обладает Mercedes, но пока отставание штутгартцев по-прежнему катастрофичное – почти секунда на круге. Посетивший лишний раз боксы Уэббер, все равно привез Шумахеру на финише около 20 секунд!
Renault и Ferrari практически равны по скорости и уступают доли секунды на круге Шумахеру и Росбергу, иногда опережая их. Этим трем командам нужен какой-то радикальный прорыв при разработке обновлений для машины, иначе McLaren и Red Bull не догнать.
В следующей группе соревнуются Force India, Williams и Sauber, причем, индийцы в этом споре впереди. Новички паддока – HRT, Lotus Racing и Virgin Racing ведут свою борьбу. И Lotus здесь чуть быстрее других, но все три команды имеют огромные проблемы с надежностью, поэтому их машины редко и далеко не в полном составе доезжают до финиша, а их отставание от лидеров по скорости достигает четырех секунд на одном круге! Это пропасть в "Формуле-1", но никто не скрывает, что первый год команды используют только для обучения – к следующему году отставание должно быть сокращено.
Будем надеяться, что и Виталий Петров, в чью поддержку в Турции развевалось немалое количество российских триколоров, сможет прибавить в следующих гонках. Скорость и прогресс нашего соотечественника обращают на себя внимание все большего количества специалистов в мире "Формулы-1", но хочется, чтобы все слагаемые сложились в очки на финише.
Следующая гонка пройдет на незнакомой для Виталия трассе в Монреале. Это трек имеет несколько длинных прямых, а также интересные сочетания затяжных скоростных поворотов, шикан и шпилек, перед которыми можно проводить обгоны. Все это позволяет надеяться, что и в следующей гонке гонщикам Red Bull будет навязана борьба хотя бы пилотами McLaren. Борьба в чемпионате продолжается, что видно из турнирной таблицы.
Зачет пилотов после семи этапов:
1. М. Уэббер (Red Bull) – 93;
2. Д. Баттон (McLaren) – 88;
3. Л. Хэмилтон (McLaren) – 84;
4. Ф. Алонсо (Ferrari) – 79;
5. С. Феттель (Red Bull) – 78;
6. Р. Кубица (Renault) – 67;
7. Ф. Масса (Ferrari) – 67;
8. Н.Росберг (Mercedes) – 66;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 34;
10. А. Сутил (Force India) – 22;
11. В. Лиуцци (Force India) – 10;
12. Р. Баррикелло (Williams) – 7;
13. В. Петров (Renault) – 6;
14. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;
15. Н. Хюлькенберг (Williams) – 1;
16. К. Кобаяши (Sauber) – 1;
17. С. Буэми (Toro Rosso) – 1.
Кубок Конструкторов:
1. McLaren – 172;
2. Red Bull – 171;
3. Ferrari – 146;
4. Mercedes GP – 100;
5. Renault – 73;
6. Force India – 32;
7. Williams – 8;
8. Toro Rosso – 4;
9. Sauber – 1.
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/