Один – в поле воин
Марк Уэббер в непростой для себя психологической ситуации убедительно выиграл на легендарной трассе в Сильверстоуне, где чемпионат мира в классе автомобилей Формула 1 перевалил за экватор
Москва. 12 июля. INTERFAX.RU – Гран При Великобритании в его нынешнем виде был под угрозой еще полгода назад. Владельцы коммерческих прав Формулы 1 планировали сменить место прописки английского этапа, так как хозяева трассы в Сильверстоуне с трудом расплачивались за право проведения гонки у себя на треке. Тогда на сцене появилась группа энтузиастов, обещавших финансовому королю "королевских гонок" Берни Экклстоуну подготовить к проведению этапа 2010 года автодром в Донингтон-парке. Все шло к тому, что Гран При Великобритании состоится, но в другом месте. Однако позднее в прессу начали просачиваться слухи, что и в Донингтоне не все так безоблачно. Проект реконструкции трассы был разработан и утвержден, но строительство не начиналось. Собственных средств у акционеров этого автодрома не хватало, а кредитов никто не давал – кризис. Дело дошло до того, что господин Экклостоун, будучи сам поданным ее Величества, заговорил о том, что британцы вообще рискуют остаться без своей гонки, где бы то ни было. Без сомнений, Берни, как его называет и стар и млад в паддоке, вообще бы отказал согражданам в проведении этапа, но тут, отчаявшиеся было сохранить у себя Гран При владельцы трека в Сильверстоуне, снова сели за стол переговоров с Экклостоуном. Более того, смогли договориться и о суммах выплат, которые требовал старый любитель денег, и о реконструкции легендарного Сильверстоуна. В отличие от конкурентов из Донингтон-парка, в "колыбели английского автоспорта", смогли выполнить все обещания, к большой радости команд и болельщиков. Последние, кстати, отплатили благодарностью на усилия организаторов английской гонки – трибуны были забиты под завязку уже на первой свободной практике в минувшую пятницу!
Ряд команд подготовил к английскому этапу очередные новинки для болидов. Не исключением стала и Red Bull, где пилоты получили новый вариант днища, модернизированные передние антикрылья, и ряд других элементов аэродинамики. Именно антикрылья стали основанием для нового конфликта в команде, которая только что пережила непростую ситуацию в Турции, где ее пилоты лишились верного дубля, столкнувшись на трассе.
Во время одной из свободных практик, новое антикрыло на машине Феттеля попросту отвалилось на ходу. На базе австрийской команды, располагающейся в английском Милтон Кинсе, к началу уик-энда успели подготовить только два крыла. В Red Bull решили снять этот элемент с машины Уэббера и поставить Феттелю. Глава команды Кристиан Хорнер, чуть позже объяснял журналистам, что Себастьян находится выше в чемпионской гонке, поэтому ему оно нужнее. Сам пилот предпочитал отмалчиваться. Поначалу не давал комментариев и австралиец, но черное лицо Марка не видел только слепой, когда он, уступивший Феттелю поул в субботу, вылезал из машины.
Два болида Red Bull разделили всего 140 тысячных секунды. Немец и австралиец – единственные, кто вообще смог выйти на круге из 1 минуты 30 секунд. Завоевавший третье место Фернандо Алонсо, отстал от Уэббера на немалые 0,6 секунды.
Четвертым квалифицировался Льюис Хэмилтон, за ним расположились Нико Росберг, Роберт Кубица, Фелипе Масса, Рубенс Баррикелло, Педро де ла Роса. Замкнул первую десятку Михаэль Шумахер. Виталий Петров квалифицировался 16-м, но перед гонкой переместился на позицию выше, откуда был смещен на пять мест вниз Витантонио Лиуцци. Пилот Force India был наказан за блокировку соперников в квалификации.
Старт гонки прогнозировался спокойным – трасса в Сильверстоуне вообще не располагает к обгонам, так как считается одной из самых скоростных в чемпионате – там нет ни одной шпильки или шиканы, где на торможении можно обойти соперника. Но именно на старте, как потом уже стало ясно, произошел эпизод, определивший исход Гран При Ведикобритании. Марк Уэббер, которому сотые секунды скорости от преимущества нового антикрыла, похоже, с избытком заменила жуткая злость на команду, стартовал пулей! Австралиец сорвался с места без намека на пробуксовку колес (чего нельзя было сказать о Феттеле), влетел лидером в первый правый поворот, не оставив напарнику ни сантиметра для обгона. Себастьян повис на хвосте у болида Марка, однако буквально сразу же стал объектом для атаки уже стороны прекрасно стартовавшего Хэмилтона. Льюис давно славится упорством и хваткой бультерьера, поэтому в борьбе за позицию между его McLaren и Red Bull Феттеля произошло небольшое касание, немец выскочил за пределы асфальта, с трудом отловил «заплясавший» болид и… отправился в боксы с пробитым колесом!
Устранив соперника, лидер чемпионата мира рванул за первой машиной в пелотоне, но не тут-то было – на каждом круге Уэббер отрывался от Хэмилтона на две-три десятых секунды, медленно, но верно увеличивая отрыв.
Третьим шел Роберт Кубица. Поляк, продливший контракт с Renault еще на два года, своей ездой словно демонстрировал характер трассы. Желто-черный болид неумолимо отставал от Red Bull и McLaren, но при этом не пропускал вперед целую группу явно более быстрых пилотов: Росберг, Алонсо, Баррикелло, Шумахер и Баттон не имели ни единого шанса на обгон. Когда на 14-м круге Роберт поехал менять резину, Нико Росберг моментально взвинтил темп, показывая время на круге, близкое к темпу лидеров. Можно себе представить, сколько ругательств вспомнил молодой немец, наматывая круги за Кубицей и видя, что все больше отстает от Хэмилтона и Уэббера.
Виталий петров за первый круг успел потерять одну, а затем выиграть четыре позиции, поднявшись с 15-го стартового – на 12-е место.
Волна пит-стопов не внесла изменений в расклад в лидирующей группе. Однако Петров потерял две позиции. Фернандо Алонсо, который стал следующей жертвой более медленной машины Кубицы, не стал долго церемониться и попытался обогнать Renault в ходовой связке поворотов. Роберт не был настроен без боя уступать позицию и выдавил алый болид испанца с трассы, не оставив тому места в повороте. Ferrari под управлением Фернандо проскакала по газону и выскочила прямо перед машиной Кубицы. Испанец прошел поляка, но срезал поворот. Обычно в таких случаях гонщики сразу возвращают позицию, но Алонсо почему-то не стал этого делать. Как будто рассчитывал, что судьи не заметят его обгона. Заметили. И наказали традиционным проездом по пит-лейн. Можно себе представить, как кусал потом локти испанец – через пару кругов Renault резко потеряла скорость, и Кубица медленно поехал в сторону боксов с оборванным приводом колеса.
Небольшое оживление в ход гонки внес автомобиль безопасности, появившийся на трассе после того, как Адриан Сутил задел машину Педро де ла Росы. После легкого толчка, от машины самого немца отлетел небольшой элемент аэродинамического оперения, однако через круг на Sauber под управлением Педро развалилась стойка крепления заднего антикрыла – куски карбона рассыпались прямо на траектории финишной прямой. Выехавший пейс-кар позволил стюардам убрать обломки с асфальта, а отставшим гонщикам – подтянуться к лидерам. Больше всего это было на руку Феттелю, который после посещения боксов на первом круге, пытался вернуться хотя бы в первую десятку, чтобы заработать очки.
Благодаря сходу Кубицы, наказанию Алонсо и пит-стопам нескольких соперников, Виталий Петров смог на какое-то время попасть даже на десятое место, однако вскоре был атакован Феттелем, который под конец гонки был просто неудержим. Видимо, новое антикрыло помогало…
Кстати, после гонки Виталий Петров в интервью интернет-порталу f1news.ru пояснил, что ни одна машина в чемпионате не способна идти в непосредственной близости за другим болидом в скоростных поворотах – из-за особенностей аэродинамики задней части машин, у преследователя сильно разгружается передняя ось, и машина не держится в повороте. Именно поэтому обгоны в Формуле 1 происходят в конце прямой, перед крутым поворотом, где гонщики сильно сбрасывают скорость. Так вот Red Bull, по признанию российского пилота, единственная команда, чьи машины могут не отставать и в ходовых виражах, благодаря своей аэродинамике!
Пройдя Виталия, Себастьян моментально нагнал и прошел Нико Хюлькенберга, Шумахера, а затем и Адриана Сутила. Последний, стоит сказать, держался дольше всех – болиды Force India уже второй год славятся максимальной скоростью на прямых. Феттель сумел пройти земляка буквально на последнем круге, и то, только за счет контактной борьбы.
Маленький спортивный подвиг совершили в McLaren. Правда, как это иногда бывает, подвиг стал следствием чьей-то глупости. В квалификации действующий чемпион мира смог завоевать только 14-е место – инженеры ошиблись с давлением в задних шинах и машина, которая неплохо выглядела на домашнем для всей команды Гран При, перестала слушаться руля. В воскресенье пилот провел фантастический старт, ворвавшись в десятку, а затем, за счет грамотного пит-стопа, смог переместиться на четвертое место. Дженсон всю гонку пытался обогнать Росберга, однако так и финишировал вслед за немцем. Британец пока ни разу за карьеру не смог попасть на подиум на родине, но набрал важные очки!
Марк Уэббер одержал заслуженную победу в Сильверстоуне. На круге почета австралиец, которого поздравили по радиосвязи из боксов, не сдержавшись, воскликнул: "Неплохо для второго номера команды!". Чуть позже он заявил, что не подписал бы контракта на 2010 год, зная, что команда сможет с ним так поступить. Глава команды Кристиан Хорнер пообещал урегулировать этот конфликт, но уже понятно, что главные разборки еще впереди – в современной Формуле 1 не очень любят гонщиков, которые имеют свое мнение, особенно, если оно расходится с мнением руководства. В любом случае, мужество Уэббера, который активно борется за свое место под солнцем, и не стесняется об этом говорить, заслуживает большого уважения. Заключив договор с пилотом на следующий год, в команде, похоже, хотели получить верного помощника для Феттеля – главной спортивной и маркетинговой звезды концерна Red Bull, но Марк наглядно доказывает, что он – настоящий пилот, для которого есть только одно место на финише – первое.
В то же время, нельзя исключать, что в команде пойдут на крайние меры, и предпочтут уволить австралийца, выплатив ему неустойку, если скандал не удастся замять. Сразу же встает вопрос о том, кто сменит Уэббера? В самом худшем варианте это может произойти до конца сезона, но Red Bull как никогда близка к заветному Кубку Конструкторов, поэтому на смену нужен опытный пилот, который сможет сразу бороться за очки. Зеленый новичок не сумеет быстро приспособиться к машине Формулы 1, даже если это лучший в чемпионате болид. Поэтому замену выберут, скорее всего, из состава команды Toro Rosso, также принадлежащей Дитеру Матешицу, владеющему концерном Red Bull. Многие вспомнят Кими Райкконена, которого прочили на смену Уэбберу до недавнего подписания последним контракта на 2011 год. Основанием для таких слухов являлось то, что финн, который при поддержке Red Bull выступает за команду Citroen Junior в чемпионате мира по ралли, до сих пор не имеет контракта ни с одной из команд на следующий сезон, и сам, якобы, пока не решил, чем будет заниматься дальше. Однако этот вариант сомнителен – Кими не пойдет ни в одну команду Формулы 1 "вторым номером".
Сход Кубицы и 13-е место Виталия Петрова впервые в сезоне оставили Renault без очков. Команда подписала двухлетний контракт с поляком, и работа в ней будет строиться под его интересы. Поэтому Виталию в этой ситуации необходимо спокойно прогрессировать, чтобы начать регулярную борьбу за очки.
Mercedes произвел неоднозначное впечатление. Команда немного разобралась с преследовавшими в последних двух гонках проблемами, подтверждение тому – «бронза» Росберга. Шумахер же застрял за другими машинами, и смог финишировать лишь девятым. Михаэль перед Сильверстоуном откровенно сказал, что бросил борьбу и начинает подготовку к следующему сезону. Это может быть тревожным звоночком для его напарника. Не секрет, что для семикратного чемпиона мира, сложности вызвали изменения в поведении машин, которые произошли за те три года, что он не выступал в Гран При. По сути, самый титулованный гонщик всех времен заново учится пилотировать машины Формулы 1! Учитывая, как именитый немец всегда умел строить коллектив вокруг себя, можно не сомневаться, что в следующем году, Михаэль будет гораздо лучше выглядеть на фоне Росберга, которому пока, увы, проигрывает и в гонках, и в квалификациях.
Удивили гонщики Ferrari. Алонсо смог квалифицироваться третьим, но растерял все что мог в гонке – он проиграл позиции на старте, откатился еще дальше из-за собственной ошибки с обгоном Кубицы, а окончательно потерял шансы на очки из-за внепланового пит-стопа для замены резины, которую испанец износил в многочисленных атаках. Итог – 14-е место на финише. Фелипе Масса квалифицировался в субботу только седьмым, а увидел клетчатый флаг вслед за Алонсо. Машина бразильца плохо держалась на траектории, один раз болид вообще вылетел, и Фелипе проявил чудеса пилотажа, чтобы сохранить машину в целости. Однако пируэты не прошли даром, и Масса также совершил внеплановый пит-стоп для замены колес. Похоже, что алые машины имеют ту же особенность, что и машины McLaren – они не очень хорошо выглядят на одном быстром круге, но показывают стабильно высокую скорость в гонке. Однако, субботние неудачи пилоты вынуждены компенсировать в гонке отчаянно прорываясь наверх. Отсюда и ошибки, и резина, не выдерживающая таких сумасшедших нагрузок.
В распоряжении пилотов McLaren изначально более удачная машина, которая позволяет бороться за подиумы, а иногда и за победы. Свидетельство тому – лидерство в чемпионате.
Но Red Bull Racing располагает однозначно лучшей машиной чемпионата. Молодому руководству команды необходимо разобраться с тем, как управлять обоими пилотами на благо команды, и при этом не действовать так топорно, как это было в Великобритании в истории со злополучным антикрылом. В последний раз подобные вещи демонстрировала Ferrari, где Рубенс Барикелло изначально был оруженосцем Шумахера в начале десятилетия.
К середине сезона, постепенно улучшили свои машины в Williams и Red Bull. В первой команде в Сильверстоуне очки набрали и Барикелло, и Хюлкенберг. Во второй – только Кобаяши, который «рискует» стать новой звездой Формулы 1. Японец, для которого нет авторитетов, еще в прошлом году заменяя в Тойоте травмированного Тимо Глока, запомнился упорной борьбой с любым пилотом уже в первой гонке. Стоит отметить, что напарник Камуи – Педро де ля Роса – также мог набарть очки, если бы не инцидент с Сутилом, заставивший испанца сойти с дистанции.
В целом, можно смело говорить о том, что нынешний чемпионат – один из самых интересных за последние годы. Плотная борьба обещает интересную развязку на финише сезона. Следующий раунд борьбы намечен на 24-25 июля, когда на трассе Хоккенхайм-Ринг пройдет Гран При Германии.
Зачет пилотов после девяти этапов:
1. Л. Хэмилтон (McLaren) – 145;
2. Д. Баттон (McLaren) – 133;
3. М. Уэббер (Red Bull) – 128;
4. С. Феттель (Red Bull) – 121;
5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 98;
6. Н.Росберг (Mercedes) – 90;
7. Р. Кубица (Renault) – 83;
8. Ф. Масса (Ferrari) – 67;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 36;
10. А. Сутил (Force India) – 35;
11. Р. Баррикелло (Williams) – 29;
12. К. Кобаяши (Sauber) – 15;
13. В. Лиуцци (Force India) – 12;
14. С. Буэми (Toro Rosso) – 7;
15. В. Петров (Renault) – 6;
16.Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;
17. Н. Хюлькенберг (Williams) – 2.
Кубок Конструкторов:
1. McLaren – 278;
2. Red Bull – 249;
3. Ferrari – 165;
4. Mercedes GP – 126;
5. Renault – 89;
6. Force India – 47;
7. Williams – 20;
8. Sauber – 15;
9.Toro Rosso – 10;
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/