Феттель, simply the best
Себастьян Феттель стал чемпионом мира, одержав уверенную победу в последней гонке сезона "Формулы-1", не последнюю роль в этом сыграл россиянин Виталий Петров
Москва. 15 ноября. INTERFAX.RU – Перед стартом финального Гран-при сезона, в чемпионате оставалось три реальных и четыре математических претендентов на титул. Наименьшие шансы имел Льюис Хэмилтон, который отставал на 24 очка от лидера общего зачета Фернандо Алонсо. Именно испанец был ближе всех к завоеванию уже третьего для себя заветного титула. Тем важнее была субботняя квалификация, которая в последних гонках проходила по одинаковому сценарию – пилоты Red Bull разыгрывали между собой первое и второе места, Алонсо, Хэмилтон и Баттон делили следующие три, за ними располагались все остальные гонщики. Но в Абу-Даби, на суперсовременном автодроме Яс Марина, все пошло не совсем так, как обычно.
Очередной поул достался Феттелю, но вот вторым оказался вовсе не его напарник, Марк Уэббер, шедший вторым в общем зачете, а Льюис Хэмилтон. Такое ощущение, что в McLaren к финалу сезона решили умереть, но прыгнуть выше головы. Во всех трех свободных практиках и Льюис, и Дженсон Баттон показывали хорошую скорость, что отразилось и в квалификации, так как второй пилот McLaren стал четвертым в субботу, пропустив на третью стартовую позицию лидера чемпионата мира Алонсо. Хуже всех выступил Уэббер, расположившийся на пятой строчке.
Виталий Петров, заставляющий российских поклонников нервничать в последних гонках, пробился в финал квалификации, где, впрочем, стал лишь десятым. С другой стороны, он сумел опередить своего напарника по Renault Роберта Кубицу – поляк не смог найти правильных настроек для машины и расположился сразу за Петровым.
Погасшие в воскресенье в 16 часов по московскому времени стартовые огни возвестили о начале битве "при Персидском заливе", битве за чемпионство. Хэмилтон прекрасно стартовал и практически поравнялся с машиной Феттеля к первому повороту, но рисковать не стал и пропустил немца вперед. Не хуже старт удался и второму болиду McLaren – Баттон вышел на третье место, оттеснив Алонсо.
Цепь случайностей, которая, если внимательно присмотреться, и предопределила дальнейший исход гонки, началась уже в середине первого круга. Шумахер, борясь за позицию с собственным партнером по команде Нико Росбергом, не удержал машину, его развернуло прямо на выходе из шиканы, после чего в него влетел ни в чем не повинный Витантонио Лиуцци, не ожидавший "встретиться" с машиной Шумахера лоб в лоб. Семикратному чемпиону мира еще повезло, что Force India итальянца ударила в бок его машины, если бы удар пришелся ближе к центру, последствия для здоровья Михаэля могли быть намного хуже, а так оба пилота вылезли из машин, похлопали друг друга по плечу и потопали в боксы. Зато весь остальной пелотон был вынужден нарезать пять кругов за автомобилем безопасности, ожидая пока стюарды уберут разбитые машины и сотрут пролившуюся на трассу из пробитого радиатора Mercedes охлаждающую жидкость.
Но скучать пришлось не всем. Лидеры старательно грели шины в ожидании рестарта, а группа гонщиков сразу же после объявления о выезде на трассу пейс-кара, ринулась в боксы для замены резины. Гонка в Абу-Даби начинается засветло, но закат в Объединенных Арабских Эмиратах в это время года наступает очень быстро, переходя в самую натуральную темень! Проблему эту арабские товарищи решили установкой системы искусственного освещения. Однако когда солнце заходит за горизонт, асфальт начинает стремительно остывать, что приводит к уменьшению износа резины. Поэтому несколько пилотов, включая Виталия Петрова, поставили жесткий комплект шин, рассчитывая добраться на нем до финиша.
Рестарт не принес изменений в группе лидеров. Первым из претендентов на титул в боксы отправился Уэббер, он пожаловался, что задняя резина почти не держит трассу, и команда срочно зазвала его для установки свежего комплекта. Австралиец первым и лишился реального шанса на титул. Вернувшись на трассу лишь во второй десятке гонщиков, он начал было прорыв наверх, но его остановил Хайме Альгерсуари. Пилот команды Toro Rosso отрывался от Red Bull Марка на прямых, но сильно сдерживал того в поворотах. Дуэль длилась несколько кругов, Уэббер обогнал-таки испанца и ринулся вперед, но ценность потерянного за машиной Хайме времени стала понятна, когда после своего пит-стопа Алонсо выскочил на трассу аккурат перед носом у Марка, практически лишив его шансов на титул.
Курьез в том, что Toro Rosso – вторая команда Дитриха Матешица, владеющего концерном по производству всемирно известных энергетиков, а заодно и одноименной командой – Red Bull. Обе команды и название-то носят одно – в первом случае это "Красный бык" на английском, во-втором – на испанском. Фактически Альгерсуари и Уэббер находятся по одну сторону баррикад, но почему испанец упорствовал, зная, что за ним едет претендент на титул из его же команды, непонятно. Если бы не другой пилот, который вложил немалую лепту в чемпионский титул Себастьяна Феттеля, Хайме могли бы убить его начальники прямо на автодроме, если бы по его прихоти победа досталась Алонсо.
Двукратный чемпион мира после пит-стопа, естественно, рассчитывал вернуться в первую десятку, причем не на последние места, а чтобы набрать очки, позволяющие ему оформить третий титул. Для этого Фернандо нужно было дождаться, пока в боксы уйдут те, кто там еще не побывал, и обогнать пару гонщиков.
С пилотами, отправлявшимися постепенно в боксы, вопрос постепенно решался, а вот с обгонами у лидера Ferrari не задалось сразу. Испанец сумел догнать Петрова, но первая попытка обгона закончилась неудачно. А за ней и вторая, и третья, и четвертая… и все остальные тоже! На протяжении большей части гонки россиянин "возил" за собой двукратного чемпиона мира на более быстрой машине, не дав тому ни одного реального шанса на обгон!
В итоге клетчатый флаг первым увидел Себастьян Феттель, ставший чемпионом мира в 23 года 4 месяца и 11 дней. "Серебро" в гонке завоевал Льюис Хэмилтон, третьим стал Дженсон Баттон.
Четвертым гонку закончил Нико Росберг, пятым – Роберт Кубица. Виталий Петров стал шестым, именно он не позволил набрать Алонсо достаточное количество очков для титула. Кроме того, россиянин переместился в итоговом зачете чемпионата мира на 13-ю строчку, скакнув сразу на два места вверх. Уэббер стал восьмым, его обидчик Альгерсуари – девятым. Очко за десятое место досталось Фелипе Массе.
Выигранный Red Bull неделю назад в Бразилии Кубок Конструкторов, и титул в личном зачете, доказали, что к сезону-2010 команда из английского местечка Милтон-Кинс построила лучшую по всем параметрам машину. Конструктору Эдриану Ньюи удалось создать очередной инженерный шедевр в условиях нового технического регламента.
Фернандо Алонсо стал вице-чемпионом мира. Разочарование испанца было столь велико, что на круге возвращения в боксы, уже после клетчатого флага, у него сдали нервы, и он показал кулак Петрову. Этот показанный кулак, как ни странно, стал подтверждением того, что как раз Виталий провел прекрасный для своего уровня и опыта гоночный уик-энд, поставив красивую точку в конце очень непростого для себя сезона. Хочется надеяться, что очки, набранные в Абу-Даби, станут еще одним аргументом для руководства Renault, чтобы заключить с нашим соотечественником новый контакт. Ведь, как говорил, Штирлиц, запоминается именно последняя фраза…
Итоговый зачет пилотов:
1. С. Феттель (Red Bull) – 256;
2. Ф. Алонсо (Ferrari) – 252;
3. М. Уэббер (Red Bull) – 242;
4. Л. Хэмилтон (McLaren) – 240;
5. Д. Баттон (McLaren) – 214;
6. Ф. Масса (Ferrari) –144;
7. Н.Росберг (Mercedes) – 142;
8. Р. Кубица (Renault) – 136;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 72;
10. Р. Баррикелло (Williams) – 47;
11. А. Сутил (Force India) – 47;
12. К. Кобаяши (Sauber) – 32;
13. В. Петров (Renault) – 27;
14. Н. Хюлькенберг (Williams) – 22;
15. В. Лиуцци (Force India) – 21;
16. С. Буэми (Toro Rosso) – 8;
17. П. де ла Роса (Sauber)– 6;
18. Н. Хайдфельд (Sauber) – 6;
18. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 5.
Кубок Конструкторов:
1. Red Bull – 498;
2. McLaren – 454;
3. Ferrari – 396;
4. Mercedes GP – 214;
5. Renault – 163;
6. Williams – 69;
7. Force India – 68;
8. Sauber – 44;
9.Toro Rosso – 13.
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/