Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Формула-1: McLaren будет ориентиром

63-й чемпионат Формулы-1 стартовал гонкой в Австралии. Убедительную победу одержал пилот McLaren, команды, создавшей самую красивую машину нынешнего сезона

Формула-1: McLaren будет ориентиром
Фото: Reuters

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU – Четырехмесячный перерыв в "королевских гонках", начавшийся в середине ноября 2011 г. с окончанием предыдущего чемпионата, завершился в пятницу, когда рев атмосферных "восьмерок" взорвал тишину на трассе в Альберт-парке в австралийском Мельбурне.

Честно говоря, тишина межсезонья была весьма и весьма условной – к новому первенству организаторы чемпионата подготовили ряд поправок в техническом регламенте, призванных снизить скорости болидов и повысить безопасность. Некоторые из них стали серьезной головной болью для конструкторов.

Прежде всего, в 2012 году оказались под запретом так называемые "выдувные" диффузоры, позволявшие значительно повысить прижимную силу в поворотах за счет принудительной подачи внутрь этого устройства, расположенного на днище в хвосте машин, потока выхлопных газов. Отныне конфигурация диффузора строго регламентирована и значительно упрощена. По задумке, это должно снизить скорость машины, что повысит безопасность. Естественно, что в ответ инженеры весь прошлый год и прошедшую зиму ломали голову над тем, как компенсировать потерю в прижимной силе.

Вторым новшеством стало ограничение по максимальной высоте носа болидов. Это также было вызвано требованиями безопасности. По мнению "формульных властей", более низкая носовая часть позволит снизить риск травм пилота при столкновении двух машин, когда одна из них бьет в бок другую. Зона ограничения касается части болида от передней оси подвески до кончика носа. И здесь снова новые правила вступили в конфликт с интересами конструкторских штабов, так как с точки зрения аэродинамики, чем выше нос в передней части, тем проще организовать более эффективное прохождение воздуха под днищем. Поэтому до передних колес практически все конструкторы оставили прежнюю высоту, а после – сделали перепад, чтобы уложиться в допуски. В итоге у подавляющего большинства машин носы стали иметь ступеньку и сплющенную переднюю часть, что, естественно, не добавило им красоты. Заветам авиаконструктора Туполева, автора крылатой фразы о красивых самолетах, которые и летают хорошо, последовали лишь в McLaren, инженерам которой удалось избежать ступеньки и сделать плавный изгиб. В первой гонке сезона выяснилось, что не зря…

Пятничные и субботняя свободные практики начали наводить конкурентов на невеселые мысли с самого начала. В первой же сессии пилоты конюшни из Уокинга Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон расположились на верхних строчках протокола. Во второй части McLaren, видимо, решили не высовываться, и позволили команде выйти вперед AMG Mercedes в лице Михаэля Шумахера и Нико Росберга. В субботу Хэмилтон снова стал первым, но ответы на вопросы о реальной скорости машин в Австралии интересующиеся получили после квалификации, которая немало удивила.

Как уже сообщалось, Виталий Петров в конце прошлого года потерял место в Lotus, как, впрочем, и его напарник Бруно Сенна. Племянник великого бразильца Айртона Сенны, трехкратного чемпиона мира, трагически погибшего в Имоле в 1994 году, нашел место в Williams, а менеджер россиянина Оксана Косаченко, буквально за месяц до старта чемпионата смогла пробить своему подопечному место в Caterham (бывшей Lotus). Команда эта из числа новых, денег много не имеет, результатами не блещет, поэтому и 20-е место Петрова в квалификации не сильно удивило.

А вот кто преподнес настоящий сюрприз, так это Кими Райкконен. Чемпион мира 2007 года, вернувшийся в Формулу-1 после двух лет не самых удачных выступлений в чемпионате мира по ралли WRC, сменил Виталия в Lotus, его напарником стал Ромэн Грожан, ранее уже проведший полсезона в Renault, ныне как раз носящей имя Lotus. Финн, неплохо вкатившийся на предсезонных тестах, не смог выйти из первой части квалификации. Позже Iceman, прозванный так за внешнюю невозмутимость, пояснил результат ошибкой – гонщик думал, что успеет пойти на последний быстрый круг, но ошибся. Итог – 18-я позиция на старте.

"Веселье" продолжилось во второй части - Фелипе Масса 16-й, Фернандо Алонсо – 12-й! Такого позора Ferrari давно не переживала. Испанец не смог подняться выше, потому что в очередной попытке прыгнуть выше головы и выжать из машины больше, чем она может (что Алонсо, как гонщик экстра-класса умеет очень хорошо, в отличие от своего партнера) переборщил со скоростью и не вписался в поворот, после чего машина увязла в гравии. Масса же, весь прошлый год жаловавшийся на проблемы с шинами, никуда не вылетал и показал свою реальную скорость. Все это наводит на невеселые мысли о форме легендарной конюшни из Маранелло. Тревожные колокольчики зазвенели еще на предсезонных тестах. Считается, что реальную скорость машин по ним понять сложно, так как команды работают с разным количеством топлива, тестируют различные детали, и понять со стороны в какой момент пилот идет в полный газ невозможно. Более того, коллективы, понявшие, что их машина быстра, стараются до первой гонки скрывать сей факт, чтобы не насторожить конкурентов. Еще до старта сезона руководители Ferrari начали осторожно вбрасывать информацию о том, что "машина имеет большой потенциал, но очень сложна технически и пока не удалось раскрыть ее потенциал". Если до Австралии сложно было понять, скрывают ли итальянцы грядущий успех или аккуратно готовят тиффози к провалу, то суббота показала, что речь идет о втором сценарии.

Неожиданности преподнесла и финальная часть квалификации – Феттель весь день жаловавшийся на неудачные настройки, смог квалифицироваться лишь шестым, уступив своему напарнику Марку Уэбберу, которому дома родные стены, видимо, помогли. Но не очень сильно – он стал лишь пятым. Первый ряд на стартовом поле остался McLaren – поул взял Хэмилтон, за ним расположился Баттон, что еще можно было предположить, а вот второй ряд удивил – третьим стал новобранец Lotus Грожан, четвертым – ветеран Шумахер.

Извечный аутсайдер, испанская команда HRT, до старта допущена не была – обе машины не уложились в правило 107%, согласно которому все машины должны уложиться в этот показатель, на который умножается время лидера квалификации. Сделано это в целях безопасности, чтобы слишком медленные машины не мешали другим.

Погасшие огни стартовых светофоров возвестили о начале 63-го чемпионата мира в классе Формула-1. Болиды с жутким воем устремились к первому повороту, первым из которого вышел уже Дженсон Баттон, удачно занявший выгодную траекторию на входе в вираж. Группа лидеров начала гонку без происшествий, а вот в середине пелотона не обошлось без столкновений: откатившегося назад Уэббера зацепил новичок Toro Rosso Даниэль Риккъярдо, после чего они столкнулись и с Нико Хюлкенбергом, уволенным в 2010 году из Williams и вернувшимся в чемпионат в качестве боевого гонщика после года работы в Force India тест-пилотом. Немец свою гонку на этом и завершил. Как и Ромэн Грожан, сразу после старта откатившийся с третьего на шестое место. Француз получил удар по колесу от кого-то из соперников и припарковал болид со сломанной подвеской за пределами трассы.

Феттель достаточно быстро поднялся до четвертого места, Масса за счет внепланового посещения боксов пилотами, пострадавшими в столкновениях, еще до десятого круга поднялся до восьмого места. Правда, бразилец быстро потерял позицию, мгновенно износив покрышки, и отправился в боксы. Невероятным образом в призовую десятку пробился и Серхио Перес. В субботу мексиканец был оштрафован перемещением на пять позиций назад, после того как команда решила сменить после квалификации коробку передач, и стартовал последним.

Михаэль Шумахер, проводивший прекрасную гонку и реально претендовавший на первый после возвращения в гонки подиум, на 12-м круге завершил свое выступление из-за отказавшей коробки.

К середине дистанции Масса снова "убил" резину и начал терять места, после чего отправился во второй раз в боксы. Тем временем, Баттон, создавший комфортный отрыв в дебюте гонки, спокойно удерживал преимущество, за ним к победному дублю ехал Хэмилтон, которого по пятам преследовал Феттель, болид которого "поехал" в воскресенье. После второго пит-стопа Себастьян вышел на второе место – в McLaren решили обслужить обоих пилотов на одном круге, но в этот момент машина Виталия Петрова беспомощно замерла прямо на стартовой прямой – россиянин сумел лишь убрать ее с траектории. Тем не менее, дирекция гонки выпустила на трассу автомобиль безопасности. Проведи McLaren пит-стоп Льюиса кругом позже, он бы сохранил преимущество над Феттелем, но кто мог предугадать, что на Caterham Петрова откажет гидроусилитель руля?.. Который вскоре сломался и на второй машине команды под управлением Хейкки Ковалайнена.

После рестарта Баттон снова оторвался от преследователей, что позволило британцу увидеть первым клетчатый флаг на финише. Феттель завоевал "серебро", Хэмилтон поднялся на третью ступень пьедестала.

На последнем круге в первой десятке пилотов развернулась настоящая драма. Шедший на удивительном шестом месте Пастор Мальдонадо из Williams за несколько поворотов до финиша на разгоне при выходе из поворота попал колесами на скользкий поребрик, потерял управление, после чего машину размотало и бросило в стену. Одновременно с этим шедшие за его спиной Серхио Перес, претендовавший на мини-сенсацию при старте с последнего места, и Нико Росберг резко замедлились. В итоге немец на финише даже не попал в очковую зону, Перес стали лишь восьмым, Шедшие позади них Камуи Кобаяши на втором Sauber и Райкконен меньше чем за минуту переместились с девятой и десятой позиций на шестую и седьмую соответственно.

Выводы о форме команд делать пока рано, однако предварительно можно предположить, что McLaren, по крайней мере, в первых гонках будет ориентиром для остальных команд. Более определенной ситуация может стать уже в ближайшие выходные в Малайзии, где состоится второй этап.

Личный зачет после Гран При Австралии.

1. Д.Баттон Vodafone McLaren Mercedes 25

2. С.Феттель Red Bull Racing 18

3. Л.Хэмилтон Vodafone McLaren Mercedes 15

4. М.Уэббер Red Bull Racing 12

5. Ф.Алонсо Scuderia Ferrari 10

6. К.Кобаяши Sauber F1 Team 8

7. К.Райкконен Lotus F1 Team 6

8. C.Перес Sauber F1 Team 4

9. Д.Риккардо Scuderia Toro Rosso 2

10. П. ди Реста Sahara Force India F1 Team 1

Кубок Конструкторов

1. Vodafone McLaren Mercedes 40

2. Red Bull Racing 30

3. Sauber F1 Team 12

4. Scuderia Ferrari 10

5. Lotus F1 Team 6

6. Scuderia Toro Rosso 2

7. Sahara Force India F1 Team 1

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });