Техасское родео Хэмилтона
Перед финальным Гран При Алонсо сохранил шансы на титул, не дав Феттелю сильно оторваться по очкам. Неоценимую помощь испанцу оказал Хэмилтон, лишивший действующего чемпиона мира изрядного количества очков
Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU - Формула-1 вернулась в США. Значение этого факта крайне велико, учитывая, что в чемпионате задействованы как автопроизводители, так и крупные компании, использующие Ф-1 в качестве мощной рекламной площадке. Американский рынок во всех смыслах этого слова необъятен, и участники "королевских гонок" крайне заинтересованы в североамериканском этапе.
Несколько лет назад гонка в США уже проводилась на трассе в легендарном "овале" в Индианаполисе: на автодроме было специально построена новая трасса внутри "старой кирпичницы" (такое название трасса получила за то, что в начале века ее покрывал не асфальт, а кирпичи). Но американцев гонка не заинтересовала. Главной причиной стал скандал 2005 года. Тогда в чемпионате шины командам поставляли компании Bridgestone и Michelin. Французы ошиблись при подготовке шин к гонке на трассе Indy. Дело в том, что в конфигурации для гонки Формулы-1 задействовалась четверть самого овала. В профилированном вираже машины развивали скорость почти в 340 км/час, при этом колеса, находящиеся на внешнем радиусе должны выдерживать колоссальную нагрузку. С этим и возникла проблема.
Младший брат семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера Ральф, выступавший тогда на болиде Toyota, размолотил машину на выходе из виража. Дальнейшее изучение причин аварии показало, что ее вызвала покрышка Michelin. Французы пытались решить проблему доставкой новых комплектов из Франции, но не успевали это сделать. Они обратились к командам, пользующимся их продукцией, с просьбой увеличить давление в задних колесах и чуть сбрасывать скорость в скоростном бэнкинге. в итоге речь зашла об отмене этапа, но при этом правовых оснований для этого не нашлось – у клиентов Bridgestone таких проблем не было. В итоге консенсуса не нашли, и три четверти пелотона устроили демарш: все команды вышли на старт, проехали прогревочный круг, а затем начали один за одним уезжать в боксы. На трассе остались шесть болидов Ferrari, Jordan и Minardi, кторые катались "паровозиком" два часа под свист и периодически летящие с трибун пластиковые бутылки. После этого были проведены еще два этапа, но зрители больше на это "действо" не пошли, и американские организаторы этапа отказались платить деньги владельцу коммерческих прав Берни Экклостоуну миллионы долларов, которые сложно окупить при полупустых трибунах.
Новая попытка войти к американцам была проведена по всем законам тактики: специально для Формулы-1 был отстроен полностью новый автодром близ техасского города Остин, длительное время велась крупномасштабная pr-кампания, и в итоге усилия не пропали даром. Начиная с пятницы на сталиона постоянно росло количество зрителей, и к гонке их число перевалило за 120 тысяч. Этап привлек внимание звезд Голливуда, фанатов ждали многочисленные развлечения, а гонщиков – классная пилотажная трасса, с перепадами высот и поворотами на любой вкус.
Единственным разочарованием стало сцепление колес с дорожным полотном. Шинники перестраховались и привезли два самых жестких типа резины, а на трассе выяснилось, что асфальт очень скользкий и твердый. Езду по нему некоторые гонщики сравнивали с ездой по льду. Для того, чтобы удержать машину на трассе, пилотам приходилось прикладывать усилия, сродни ковбоям, пытающимся усидеть на диком мустанге.
Себастьян Феттель на незнакомой для всех трассе доминировал всю пятницу и субботу, завоевав удивительный поул. Единственным гонщиком, который мог составить конкуренцию немцу стал даже не его напарник по Red Bull Марк Уэббер на такой же машине, а Льюис Хэмилтон. Британец уступил немцу 0,1 секунды и был немного расстроен, что не смог стать первым, сославшись на небольшую ошибку в одном из поворотов. С учетом самого асфальта пилоты сильно опасались того, что в гонке при обгонах пилотам придется выезжать на загрязненную часть трассы, где "держака" нет вообще. из-за этого в Ferrari пошли на тактическую хитрость. Изначально они квалифицировались седьмым и девятым, при этом Фелипе Масса находился выше Алонсо. Но затем Ромэн Грожан был перемещен с четвертой на девятую позицию за смену коробки передач, после чего пилоты Скудерии переместились на четную, грязную, сторону стартовой прямой, после чего команда объявила о замене коробки на машине Массы. Из-за этого Алонсо опять вернулся на нечетную сторону, став седьмым, а Фелипе стал 11-м.
Хитрость итальянцев сработала в воскресенье: из первого поворота Фернандо вышел уже четвертым, Фелипе отыграл одну позицию. После чего выяснилось, что на новой трассе со скользким асфальтом и всевозможными поворотами пилоты могут бороться на протяжении почти всего круга. Именно это и любят американские болельщики, привыкшие к большому количеству обгонов в американских гоночных сериях.
Алонсо медленно но верно отставал от Феттеля, Хэмилтона и Уэббера. После пит-стопа испанца на некоторое время он откатился на позицию, позволявшую Феттелю стать чемпионом мира уже в США, но позднее, за счет пит-стопов конкурентов снова поднялся выше. Дальше фортуна снова повернулась к Алонсо лицом: сначала Уэббер покинул гонку из-за отказавшего генератора (уже четвертого в сезоне у Red Bull), а затем Хэмилтон устроил штурм лидерской позиции, ставший украшением гонки. Британец подбирался к лидеру на первом секторе, потом пытался выйти на обгон за счет активации системы DRS, снижающей лобовое сопротивление и увеличивающей максимальную скорость на прямой, но раз за разом Себастьян успевал чуть раньше войти в поворот после главной прямой и Льюису приходилось все начинать заново. Остальные пилоты находились буквально в другой лиге, не имея возможности поддерживать темп лидеров. За 14 кругов до финиша пилот McLaren "дожал" Феттеля, прошел его, оторвался на 1,3 секунды, что не позволяло немцу активировать DRS, которая работает, если между пилотами не больше секунды. Обгон вызвал у немца бурю негативных эмоций, которые были транслированы режиссером трансляции в прямом эфире.
Льюис и Себастьян на пресс-конференции позднее оба подтвердили, что успеху атаки в немалой степени способствовали круговые пилоты, которые старались пропускать лидеров без замешек, но, тем не менее, Феттель терял за ними больше времени.
Фернандо Алонсо увидел клетчатый флаг третьим. Таким образом, Феттель смог отыграть в Штатах лишь три очка, увеличив отрыв до 13 очков, это оставляет надежду Фернандо побороться за титул на финальной гонке, которая пройдет на бразильском Интерлагосе уже в ближайший уик-энд.
Если вернуться к ситуации с проведением Гран При США, то есть надежда на долгосрочные перспективы этапа в этой стране. Гонщики остались довольны треком, и если Pirelli в следующем году привезет более мягкие составы резины, то зрелищность будет еще выше. Болельщики также весьма бурно приветствовали происходящее на трассе, а значит, трибуны будут заполняться и в будущем. Тем более, что в вопросе создания шоу американцам равных нет. Вот и на подиум призовая тройка поднялась не в традиционных кепках. А в ковбойских шляпах, что вызвало рев трибун.
"Серебро" действующего чемпиона мира позволило Red Bull третий раз подряд стать победителем в командном зачете и получить Кубок Конструкторов. Можно только поздравить главного конструктора коллектива Эдриана Ньюи – он снова мог построить самый универсальный болид в чемпионате, который позволял гонщикам бороться за подиумы и победы.
Положение в личном зачете чемпионата:
1. С.Феттель Red Bull Racing 273
2. Ф.Алонсо Scuderia Ferrari 260
3. К.Райкконен Lotus F1 Team 206
4. Л.Хэмилтон McLaren 190
5. М.Уэббер Red Bull Racing 167
6. Д.Баттон McLaren 163
7. Ф.Масса Scuderia Ferrari 109
8. Р.Грожан Lotus F1 Team 96
9. Н.Росберг Mercedes AMG 93
10. C.Перес Sauber F1 Team 66
11. К.Кобаяши Sauber F1 Team 58
12. Н.Хюлкенберг Sahara Force India F1 Team 53
13. П. ди Реста Sahara Force India F1 Team 46
14. П.Мальдонадо Williams F1 Team 45
15. М.Шумахер Mercedes AMG 43
16. Б.Сенна Williams F1 Team 31
17. Ж.-Э.Вернь Toro Rosso 12
18. Д.Риккардо Toro Rosso 10
Кубок Конструкторов:
1. Red Bull Racing 440
2. Scuderia Ferrari 367
3. McLaren 353
4. Lotus F1 Team 302
5. Mercedes AMG 136
6. Sauber F1 Team 124
7. Sahara Force India F1 Team 99
8. Williams F1 Team 76
9. Toro Rosso 22.
Обозреватель Илья Морозов