Феттель поставил точку
Чемпионат "Формулы-1" 2013 года завершился гонкой в Бразилии, где Себастьян Феттель одержал очередную победу в триумфальном для себя сезоне. Автодром в Сан-Паулу видел и более зрелищные гонки, но нынешняя стала знаковой по многим показателям
Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU – На финальный этап команды приехали, фактически решив все задачи. Перед Ferrari стояла почти невозможная с учетом нынешней скорости машины задача по отыгрышу 15 очков у Mercedes в борьбе за второе место в Кубке конструкторов. И чудо едва не случилось, но Фелипе Масса снова оправдал репутацию невезучего пилота…
Стартовал гоночный уикенд под дождем, и пилотам фактически не удалось поработать на сликах. Квалификацию также пришлось проводить на промежуточной резине, более того, борьба за поул была отложена на 25 минут из-за усилившегося ливня. Первым, как и ожидалось, стал Феттель, и борьбу ему сумел навязать только Нико Росберг. Третьим во многом благодаря погоде и переменчивому состоянию асфальта стал Фернандо Алонсо.
Гонка началась на сухой трассе, но с 60-процентной вероятностью осадков. Росберг сумел выйти в лидеры, но уже на финишной прямой Себастьян восстановил статус-кво, после чего начал отрываться в своем традиционном стиле.
Алонсо сначала пропустил вперед Хэмилтона, а затем отыграл позицию и быстро догнал Росберга, начавшего резко терять темп. Масса, проводивший финальную гонку за Скудерию, квалифицировался только девятым, на старте разом отыграл две позиции, а затем поднялся на пятое место и даже мог претендовать на позиции, которые давали шанс Ferrari на возвращение второй позиции в Кубке конструкторов. Но бразилец пересек белую линию перед въездом в боксы и отправился на штрафной проезд по пит-лейн, лишив себя шансов на успешное выступление перед домашними трибунами.
Смысла описывать дальнейшее особо нет: Феттель одержал 13-ю победу в сезоне, повторив достижение Михаэля Шумахера по этому показателю, и девятую победу подряд в одном чемпионате, установив уже свой рекорд. Алонсо сделал все что мог и завоевал серебро, а замкнул призовую тройку Марк Уэббер. Ветеран на круге возвращения в боксы снял шлем и подшлемник, приветствуя трибуны, провожавшие его из "Формулы-1". Австралиец завершил карьеру в "королевских гонках" и переходит в заводскую команду Porsche, которая решила вернуться в высший дивизион гонок на выносливость. Теперь Марку предстоит участие в легендарном Ле-Мане, где пилот уже выступал за Mercedes в начале карьеры, но не сумел победить. С тем выступлением связан один из самых драматичных эпизодов карьеры Уэббера. Из-за просчетов в регламенте команды построили болиды с нестабильным поведением на высоких скоростях. В результате часть из них, включая машину Марка, буквально взлетали над трассой, улетая за ее пределы.
Перед последней в "Формуле-1" гонкой Уэббер раздал множество интервью, где вспоминал самые яркие моменты карьеры, в частности 2010 год, когда он до самого конца сезона претендовал на титул, но не сумел его завоевать. Австралиец признался, что в ближайшие несколько лет вряд ли сможет посидеть с Феттелем за бокалом вина и поболтать о былом. Марк вряд ли забыл, как его напарнику команда первому ставила новинки на болид; как тот обогнал его в Малайзии в этом году, несмотря на запрет из боксов. Тем не менее коллектив постарался достойно проводить ветерана, повесив австралийский флаг в его боксе над машиной и поблагодарив за сотрудничество. Более того, уже в понедельник пилот был досрочно освобожден без каких-либо санкций от контракта, действовавшего до конца 2013 года, чтобы он мог уже в декабре начать готовиться к первому сезону в Porsche.
Не менее эмоциональным было и прощание со своей командой Фелипе Массы. Бразилец в дань уважения команде выступил не в традиционном желтом, а в алом шлеме. Блеснуть на трассе не удалось, но, как и Феттель, Фелипе на отказал себе в удовольствии пожечь резину и покрутить "пончики" перед своей торсидой. Следующий год Масса проведет в Williams.
Чего ждать в 2014 году
Чемпионат завершен, пилотам предстоит небольшой отдых до конца рождественских каникул, а затем снова ждут тренировки в спортзалах и пробежки, а также работа с инженерами на базах команд, где отдыха почти не будет. В следующем году радикально меняется технический регламент. Машины претерпят изменения внешнего вида и технической составляющей. Атмосферные "восьмерки" объемом 2,4 литра уступают место 1,6-литровым турбомоторам, оснащенным более мощной системой рекуперации энергии. Новая энергетическая установка позволит запасать на торможении больше энергии и дольше пользоваться ей на круге: вместо нынешних шести с половиной секунд – более 30.
Жизнь инженерам, стратегам и пилотам усложнит и еще одно нововведение, призванное снизить расход топлива: в 2014 году в машинах будут стоять бензобаки объемом 100 литров. В такой объем топлива должны уложиться все гонщики. Это приведет к тому, что во время Гран-при всем придется в разных сегментах гонки менять степень обогащения смеси, жертвуя либо скоростью, либо топливом. Работы в паддоке и кокпите прибавится, но повысится и интрига.
Кроме того, у машин следующего года будут ниже носы и уже передние антикрылья, а задние упрощены. Практически исключена возможность для использования потока выхлопных газов в интересах аэродинамики, а это один из "коньков" Red Bull. У будущих болидов будет одна выхлопная труба, и ее расположение строго регламентировано.
Новые моторы в сочетании с энергетической установкой привели к повышению массы машин, поэтому большую роль будет играть вес пилота: легкие гонщики получат преимущество, так как инженеры смогут размещать балласт внутри автомобиля в тех местах, где это удобнее для достижения лучшего баланса. Среди таких Фелипе Масса ростом 166 см и весом 59 кг или тот же Алонсо, чей рост составляет 171 см, а вес – 64 кг. Тяжелым и рослым гонщикам придется туго, так как они выбирают весь запас веса для размещения балласта, что негативно скажется на том же балансе, крайне важном при настройке болидов. Среди "формульных" гигантов Нико Хюлькенберг со 184 сантиметрами и 74 кг и Пол ди Риеста, который выше немца на 1 см и тяжелее на целых 4 килограмма. Не сильно отстает от них и Дженсон Баттон, но британец заявил, что ему уже некуда худеть. В это несложно поверить, так как пилот является фанатом триатлона. В любом случае будет интересно понаблюдать, как команды справятся с этим заданием.
Кроме того, в следующем году нас ожидают изменения в составах многих команд. Часть перестановок уже известна, в основном в стане традиционных лидеров. В Red Bull компанию Феттелю составил Даниэль Риккьярдо, пошедший на повышение из Toro Rosso. Таким образом, один австралиец сменил другого. Вакансию в "младшей" команде стана "красных быков" занял выходец из программы поддержки молодых пилотов концерна Red Bull россиянин Даниил Квят. В следующем году он станет самым молодым пилотом "Формулы-1", пройдя жесточайший отбор в младших формульных сериях.
Фелипе Массу, как уже сообщалось ранее, уволили из Ferrari, где его заменит Кими Райкконен. Бразилец уже заключил контракт с Williams, где составит компанию финну Валтери Боттасу. В свою очередь, Пастор Мальдонадо ушел из британской команды и теперь ищет место в более сильном коллективе.
Не исключено, что венесуэлец продолжит карьеру в Lotus. Этот коллектив испытывает серьезные финансовые трудности, которые пытается решить с помощью некоего фонда Quantum. Переговоры с ним идут не первый месяц, и стороны якобы находятся на грани подписания инвестиционного контракта, но никак не перейдут эту грань. Более того, в последнее время в западной прессе появляется информация, что этот фонд не более чем пустышка и денег у его владельцев нет. В таком случае Пастор с его спонсором в виде национальной нефтеперерабатывающей компанией Венесуэлы окажется весьма кстати. Хотя сам пилот недавно заявил, что он и без этой поддержки найдет себе место. Руководство Lotus не скрывает, что хотело бы заполучить в пару к Ромену Грожану, контракт которого также до конца не подтвержден, Нико Хюлькенберга, который произвел сильное впечатление на многие команды своими выступлениями в этом году. Немец был близок к приглашению в Ferrari, но "скудерия" в итоге предпочла более опытного Райкконена. Еще один "свободный агент" – это Серхио Перес, который разонравился McLaren, и его заменили молодым Кевином Магнуссеном, которого команда давно опекала в младших гоночных сериях. Неясной ситуация остается в Force India, Sauber, Caterham и Marussia. В ближайшие недели и этим командам предстоит определиться с составами.
Итоговое положение пилотов в чемпионате:
1. С. Феттель (Red Bull) — 397
2. Ф. Алонсо (Ferrari) – 242
3. М. Уэббер (Red Bull) — 199
4. Л. Хэмилтон (Mercedes) — 189
5. К. Райкконен (Lotus) — 183
6. Н. Росберг (Mercedes) — 171
7. Р. Грожан (Lotus) — 132
8. Ф. Масса (Ferrari) — 112
9. Д. Баттон (McLaren) — 73
10. Н. Хюлькенберг (Sauber) — 51
11. С. Перес (McLaren) — 49
12. П. ди Реста (Force India) — 48
13. А. Сутил (Force India) — 29
14. Д. Риккьярдо (Toro Rosso) — 20
15. Ж.-Э. Вернь (Toro Rosso) — 13
16. Э. Гуттьерес (Sauber) — 6
17. В.Боттас (Williams) – 4
18. П. Мальдонадо (Williams) — 1.
Кубок конструкторов
1. Red Bull —596
2. Mercedes — 360
3. Ferrari — 354
4. Lotus — 315
5. McLaren — 122
6. Force India — 77
7. Sauber — 57
8. Toro Rosso — 33
9. Williams — 5.
Обозреватель Илья Морозов