Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Австралии
Россиянин Даниил Квят по техническим причинам вообще не вышел на старт первой в сезоне-2015 гонки
Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - Пилот команды Mercedes Льюис Хэмилтон выиграл гонку первого этапа чемпионата мира "Формулы-1" Гран-при Австралии, стартовав с первой позиции.
Вслед за действующим чемпионом мира финишировал его партнер по команде Нико Росберг. Замкнул тройку Себастьян Феттель на Ferrari.
Закончили гонку всего 11 пилотов. В их числе не оказалось российского гонщика Red Bull Даниила Квята, который не смог стартовать по техническим причинам.
Новый сезон
Гран-при Австралии в это воскресенье дал старт новому чемпионату в классе автомобилей "Формула-1". Гонка получилась интересной, хотя победитель был известен заранее.
В межсезонье, которое продлилось недолго, главной интригой был лишь один вопрос: сумеет ли кто-то отыграть отставание от триумфаторов прошлого года из Mercedes. Предсезонные тесты, как это всегда бывает, ответа на главный вопрос не дали, так как команды работали по своим программам, не раскрывая данных. Очевидно было, что Ferrari сумела построить значительно лучшую машину, по равнению с прошлым годом. Соперники и эксперты сошлись во мнении, что именно итальянцы отыграли больше всего. Другой вопрос, что отыгрывать приходится пропасть, поэтому догнать "серебряные стрелы" из Штутгарта парням из Маранелло пока не удалось. Да и итальянцы, всегда демонстрировавшие перед стартом сезона изрядный оптимизм, в этот раз победных реляций не выдавали. План-максимум на сезон - две победы. То, что видно было сразу: команда спокойно и планомерно работает над ошибками прошлых лет, в коллективе завершилась реструктуризация, инженеры вдумчиво работали, не оглядываясь на политику, а гонщики - Себастьян Феттель и Кими Райкконен - готовились к сезону.
В Red Bull, где на смену Феттелю пришел россиянин Даниил Квят, ситуация осложнялась "фактором Renault". Французы в прошлом году создали худший двигатель, поэтому перед ними стояла непростая задача по его модернизации. Уже на тестах стало ясно, что в той же Ferrari с этим справились гораздо лучше, а про мотористов Mercedes говорить вообще не приходится - им было достаточно просто модернизовать крайне удачную прошлогоднюю разработку.
Хорошо к началу сезона подготовились в Williams: в команде сформирован профессиональный технический штаб, достаточно стабильная финансовая ситуация, прекрасная пара пилотов в виде опытного Фелипе Массы и молодого
талантливого Валтери Боттаса, мощный мотор Mercedes и собственное удачное шасси. План на этот сезон - борьба за победы в отдельных гонках.
"Дочерняя" команда концерна Red Bull - Toro Rosso - полностью сменила состав. Квята, ушедшего на повышение, и Жан-Эрика Верня, уволенного в связи с выходом из категории подающих надежды пилотов, сменил 17-летний сын бывшего гонщика Формулы-1 Йоса Ферстаппена Макс и еще один сын гонщика, но уже двукратного чемпиона мира по ралли Карлоса "Матадора" Сайнса, Карлос Сайнс-младший. Перед ними стоит крайне сложная задача спустя два-три года попасть в главную команду, где пока выступают молодые Квят и Даниэль Риккьярдо.
Lotus сохранила Романа Грожана и Пастора Мальдонадо, построив лучший, по сравнению с прошлым годом болид. Свою роль сыграл и переход с двигателей Renault на Mercedes: коллектив смог спокойно готовиться к началу первенства, не переживая за надежность энергетической установки.
Force India также вполне стабильно начинает год вместе с прежней парой пилотов, однако у Нико Хюлкенберга и Серхио Переса перед Мельбурном было не так много времени для подготовки новой машины: ее постройка заняла много времени из-за проблем у поставщиков, и команда пропустила первые тесты, а на вторых лишь использовала старое шасси для оценки новых шин Pirelli. Для знакомства с новинкой у гонщиков было всего четыре дня в третьей серии тестов в Барселоне.
Sauber полностью сменил состав, подписав контракты с экс-пилотом обанкротившейся Caterham Маркусом Эрикссоном и молодым гонщиком Фелипе Насром. Ни для кого не секрет, что оба они - так называемые рента-драйверы, попавшие за руль благодаря щедрой спонсорской поддержке. И вот с этим возникла проблема. Прошлогодний тест-пилот команды Гидо Ван дер Гарде имел контракт боевого гонщика на этот сезон, но у Эрикссона и Насра спонсоры оказались побогаче, поэтому голландца "отставили", как и прошлогодних пилотов Адриана Сутила и Эстебана Гуттьерреса.
Ван дер Гарде потребовал вернуть ему законное место за рулем одной из машин за несколько дней до старта гонки, а после получения отказа подал в суд в Австралии и выиграл его. А затем и апелляцию, поданную Sauber. Ситуация в пятницу дошла до того, что главе команды Монише Кальтенборн мог грозить даже арест, а первую тренировку Sauber был вынужден пропустить, но затем бывший гонщик и руководство коллектива смогли договориться о дальнейших переговорах, после чего Гидо отказался от идеи сесть за руль уже на первом этапе. Теперь у него и команды есть две недели до Гран-при Малайзии, чтобы договориться.
Немало интереса в межсезонье представляла McLaren. Британцы еще в прошлом году объявили, что переходят с двигателей Mercedes на моторы Honda. Японцы решили вернуться в Ф1 после шести лет отсутствия, и пока все свои усилия сосредоточили на работе с одной командой. Впервые новый мотор был поставлен на машину уже после финального этапа прошлого чемпионата, но тогда в Абу-Даби McLaren-Honda на тестах не смогла проехать ни одного полного круга, постоянно сталкиваясь с техническими проблемами. Тем не менее, опыт был признан удачным, это якобы позволило мотористам загодя начать решать возникшие проблемы перед подготовкой к новому чемпионату. Предсезонные тесты в феврале и квалификация австралийской гонки показали, что не позволило. Машина так и осталась крайне ненадежной.
Зимой окончательно прояснилась судьба Caterham, где из-за банкротства было введено внешнее управление еще осенью. Напомним, что благодаря краудфандингу удалось собрать деньги на выступление на последнем этапе в Абу-Даби в конце 2014 года. Попытка привлечь внимание потенциальных инвесторов к гибнущему коллективу не помогла: в начале следующей недели состоятся очередные торги по распродаже имущества команды.
Зато бывшая Marussia чудом смогла воскреснуть за две недели до старта первенства. Ее выкупил глава английской энергетической компании Стивен Фитцпатрик. Здесь, скорее всего, сыграли роль очки, добытые в прошлом году Жюлем Бьянки. Благодаря ним Marussia смогла претендовать на выплату премиальных от администрации чемпионата, а это около 60 млн евро. Но для их получения необходимо участие в нынешнем чемпионате, поэтому руководству команды пришлось срочно вновь набирать уволенный персонал, но новой машины естественно не было. Технический регламент лишь немного изменился, поэтому пришлось адаптировать прошлогоднюю машину.
За день до отправки команд из Европы в Австралию "новый" болид прошел обязательный краш-тест и команда, которая пока выступает под своим юридическим названием Manor, отправилась на зелёный континент с двумя пилотами Уиллом Стивенсом и Роберто Мэри.
Первый Гран-при сезона
Свободная практика в пятницу и субботу расставила все по своим местам: если на тестах на первой строчке таблицы регулярно красовались гонщики Ferrari, то в Альберт-парке Хэмилтон и Росберг не оставили никому надежды. В квалификации Льюис серьезно опередил Нико и попутно раздавил всех остальных.
Лучший из остальных, которым стал Масса, отстал от времени британца на 1,4 секунды, второй гонщик Mercedes уступил действующему чемпиону мира 0,6 секунды. На такой же машине.
Четвертую и пятую строчку в итоговом протоколе квалификации заняли Феттель и Райкконен, немного им уступил Боттас, но финн пожаловался но боли в спине и даже посещал госпиталь для обследования. Утром в воскресенье Валтери ждала повторная проверка.
Даниэль Риккъярдо остался в субботу седьмым, признав, что это пока максимум для Red Bull. Сродни сенсации восьмое место дебютанта Сайнса: испанец очень зрело начал свою карьеру в Ф1, выжав из машины максимум. Замкнули первую десятку Грожан и Мальдонадо.
Фелипе Наср остался 11-м что тоже сродни подвигу, учитывая прошлогоднюю форму Sauber и тот, факт, что это тоже первая гонка бразильца в "королевских гонках". За ним расположился Ферстаппен, который в силу несовершеннолетия не имеет даже водительских прав, но при этом опередил Квята, жаловавшегося на коробку передач.
Хюлкенберг и Перес на "сырой" Force India квалифицировались 14-м и 15-м, опередив второй Sauber с Маркусом Эрикссоном за рулем. Замкнули стартовую решетку Дженсон Баттон и Кевин Магнуссен.
В McLaren решили любой ценой завершить гонку, поэтому мотористы Honda снизились мощность двигателя и гибридной установки.
Фернандо Алонсо получил на вторых тестах в Барселоне сотрясение мозга и врачи рекомендовали ему 21 день не рисковать, чтобы избежать повторных травм, поэтому испанец пропустил как минимум один этап, уступив место за рулем Магнуссену.
Гонщики Manor не появились на трассе ни одной из сессий свободной практики, ни в квалификации: команда призналась, что ей не хватило времени для подготовки машин. Их привезли в Австралию, они прошли техническую инспекцию, но заставить их сдвинуться с места инженеры просто не успели физически - нынешние болиды Формулы-1 слишком сложные.
Гонка обещала острое противостояние как минимум на двух эшелонах: Росберг обещал дать бой Хэмилтону за победу, а гонщики Ferrari и Williams обещали серьезную битву за третью ступень пьедестала.
Но еще перед стартом в воскресенье пелотон изрядно поредел: к паре пилотов Manor, не вышедших на старт, присоединились Валтери Боттас, которого к гонке не допустили врачи из-за повреждения мягких тканей спины в районе позвоночника, а также Даниил Квят и Кевин Магнуссен, чьи машины отказали при выезде на трассу для подготовки к старту. На машине датчанина сгорел мотор, а россиянин остался без коробки передач, барахлившей еще в субботу. На стартовой прямой осталось лишь 15 машин из 20.
Старт гонки был спокойным для лидеров, однако Гран-при закончился для Пастора Мальдонадо уже через несколько секунд после старта: Кими Райкконен в борьбе с Феттелем слишком широко зашел во второй поворот и возвращаясь на трассу чуть задел Sauber Насра, который, в свою очередь, сместился и ударил Lotus Мальдонадо. Неуправляемый болид венесуэльца закрутило волчком и выбросило в бетонную стену: дирекция гонки сразу же включила новинку сезона - виртуальный автомобиль безопасности.
По сути, это программа, ограничивающая скорость болидов. Она активизируется, когда нет нужды в выпуске настоящего сэйфти-кара. Т
ем временем, к концу первого круга и второй гонщик Lotus Роман Грожан закончил гонку из-за технических проблем. Рестарт прошел на третьем круге, в нем участвовало уже 13 машин.
Лидерство осталось за Льюисом Хэмилтоном, да и следующие три пилота остались на тех же местах, на которых и стартовали. А вот пятым сенсационно шел Фелипе Наср, который начал первую в жизни гонку очень агрессивно и сумел в полной мере воспользоваться сходами соперников. Но попутно он обогнал и опытных Риккьярдо с Райкконеном сполна воспользовавшись то ошибками после старта.
После десяти кругов Хэмилтон ехал в полутора секундах от Росберга, а тот опережал Массу уже на 7,5 секунд.
Первым на запланированный пит-стоп на 17-м круге отправился Райкконен, но в боксах произошла заминка и финн провел на смене резины больше восьми секунд вместо трех. За ним постепенно потянулись и остальные пилоты, но гонщики Mercedes смогли на мягком типе резины дотянуть до 27-го из 58 кругов гонки, что дало им возможность использовать тактику одного пит-стопа. Феттель смог за счёт грамотной стратегией при посещении боксов опередить Массу и выйти на третье место, Райкконен вскоре поднялся на пятую позицию и бросился в погоню за бразильцем.
На 35-м круге отказал двигатель Renault на Toro Rosso юного Ферстаппена, который имел шанс установить супер-рекорд, если бы заработал очки в первой гонке: со следующего года несовершеннолетние гонщики в Формулу-1 попасть уже не смогут.
41-й круг стал последним для Ferrari Кими Райкконена: финн посетил второй раз боксы и при пит-стопе снова возникла проблема с задним левым колесом. Гонщик уехал с пит-лейн достаточно быстро, однако после третьего поворота был вынужден остановить машину из-за риска потерять недокрученное колесо. Глупая ошибка, лишившая Кими крайне важных очков, за которую команду еще и оштрафуют на несколько десятков тысяч евро.
За 15 кругов до финиша на трассе оставалось лишь 11 машин. Единственным пилотом, не завоевавшим очки, оставлся Дженсон Баттон.
Победу ожидаемо одержал Льюис Хэмилтон - британец очень уверенно всю гонку контролировал отрыв от Росберга, не давая тому приблизиться. Третье место заслуженно завоевал Феттель. Немец обошел за счёт грамотного пит-стопа Массу и уже не дал бразильцу возможности приблизиться. Сама собой напрашивается очередная аллюзия с приходом в Скудерию Михаэля Шумахера, в свое время прозванного "чемпионом мира по пит-стопам".
Четвертое место Массы с учетом проблем со здоровьем Боттаса вполне ожидаемо, а вот Наср сотворил настоящую сенсацию со своей пятой позицией. Шестой результат Риккьярдо и сход Квята смотрятся пока не очень убедительно, при том что Хюлкенберг смог на плохо настроенной Force India финишировать седьмым. Замкнули десятку Эрикссон, Сайнс и Перес.
Через две недели стартует второй этап в Малайзии, где, как ожидается, в гонки вернется Фернандо Алонсо. Автодром Сепанг больше Мельбурна похож на классическую трассу, поэтому даст много информации о реальной расстановке сил в дебюте чемпионата.
Зачет пилотов после первого этапа:
1. Л. Хэмилтон (Mercedes) - 25
2. Н. Росберг (Mercedes) - 18
3. С. Феттель (Ferrari) - 15
4. Ф. Масса (Williams) - 12
5. Ф. Наср (Sauber) - 10
6. Д. Риккьярдо (Red Bull) - 8
7. Н. Хюлкенберг (Force India) - 6
8. М. Эрикссон (Sauber) - 4
9. К. Сайнс (Toro Rosso) - 2
10. С. Перес (Force India) - 1
11. Д. Баттон (McLaren) - 0
Кубок Конструкторов
1. Mercedes - 43
2. Ferrari - 15
3. Sauber - 14
4. Williams - 12
5. Red Bull - 8
6. Force India - 7
7. Toro Rosso - 2
8. McLaren - 0
9. Lotus - 0
10. Manor - 0.
Обозреватель Илья Морозов