Руководитель РСКГ: кризис не отпугнет участников чемпионата
Олег Петриков рассказал о том, какое будущее ждет Российскую серию гонок в непростой финансовый период
Москва. 20 марта. INTERFAX.RU - Руководитель Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) Олег Петриков в интервью "Интерфаксу" поделился мнением о том, что дал РСКГ первый год сотрудничества с программой SMP Racing Бориса Ротенберга, а также рассказал о будущем, которое ждет гонки.
- Олег, нынешний кольцевой сезон будет вторым, проведенным при поддержке SMP Racing. Можно ли сделать выводы по первому?
- Когда в конце 2013 года Российская автомобильная федерация заключила соглашение с SMP Racing – программой, основанной Борисом Ротенбергом для поддержки автоспорта – наше "кольцо" получило значительную поддержку. Благодаря этому мы смогли реализовать планы по развитию кольцевого Чемпионата и Кубка страны и подготовили базу для воплощения новых проектов в рамках Российской серии кольцевых гонок.
- В чем это выражается?
- Мы сосредоточились на развитии четырех кузовных классов – Туринг, Супер-продакшн, Туринг-Лайт и Национальный. Перед началом сезона пилоты и команды смотрели на РСКГ с надеждой, но и сомнениями, однако в итоге мы смогли их убедить в правильном выборе. Появилась новая техника – команда ПСМ-Team80 построила два Kia Rio для классов Туринг-Лайт и Национальный. Пришла компания Subaru, которая вместе с URT подготовила купе BRZ. Вице-чемпион Европы по ралли-кроссу Ильдар Рахматуллин всерьез увлекся "кольцом" – и привез экзотичный Renault Twingo Sport, молодые братья Грязины на полгода отвлеклись от ралли и пилотировали в РСКГ новейший Peugeot 208. А в классе, который изначально принимал только исконно российские "Лады", появились иномарки российской сборки – калужский Volkswagen Polo Sedan и столичный Renault Sandero.
Если говорить о количестве участников, то всего за сезон в Российской серии проехали 84 пилота – это больше, чем годом ранее. В Национальном за очки боролись 38 гонщиков (против 33 годом ранее), в Супер-продакшн – 17 человек, а не 10, как в 2013-м, в Туринг-Лайт – 16 против 15-ти. В Туринге, правда, потеряли – если в 2013 году участников было 14, то в сезоне РСКГ-2014 – только 13. Но это потому, что я ушел из чемпионата на должность руководителя, иначе был бы паритет (смеется).
- Сказался ли как-то на Российской серии кризис в стране?
- Конечно. Когда в конце осени курс валют пополз вверх, многие обеспокоились – ведь и шины Yokohama, с которыми Чемпионат и Кубок сотрудничают с 2006 года, и иностранное гоночное топливо должны были подорожать. Однако мы смогли урегулировать эти процессы внутри РСКГ: цена на японские шины для участников серии выросла всего на 10%, хотя иена за год взлетела на 70%. А топливо мы теперь используем отечественное, от производителя ТОТЕК – и стоимость литра снизилась с 90 рублей до 75 рублей. Все равно, конечно, спортсменам пришлось скорректировать планы: в РСКГ многие пилотируют импортную технику, и цена кузовных деталей на Honda, BMW, Renault или SEAT будет выше - на это, увы, я повлиять уже не могу.
- Стало быть, количество участников ощутимо сократится, а об автомобильных новинках и говорить не стоит?
- Отчего же? По количеству предварительных заявок ситуация почти не отличается от прошлогодней. Мы и тут идем спортсменам навстречу и до 25 апреля даем скидку порядка 20% при оплате стартовых взносов за все этапы.
Временное снижение численности может наблюдаться только в классе Туринг – прошлогодний чемпион Михаил Грачев в этом году будет защищать честь страны в международных гонках TCR International series, бронзовый призер этого класса Артем Кабаков поедет в североевропейском формульном чемпионате SMP F4 Championship.
Зато команда LUKOIL Racing привезет в России три SEAT Leon Racer нового поколения – это машины, подготовленные по национальным требованиям TCR. После приведения к уровню нынешней техники мы допустим их в зачет Туринг, а в следующем году в рамках партнерства с TCR International series, возможно, создадим отдельный класс.
- На календаре ситуация с кризисом скажется?
- Этапов будет не 8, как ранее, а 7 – в изменившихся условиях это поможет участникам сэкономить средства. Однако если раньше победители определялись как раз по семи этапам (вычитались результаты двух худших гонок), то на этот раз в зачет пойдут все. Более того, каждая из двух гонок для всех классов на финальном этапе пройдет с полуторным коэффициентом. Таким образом, мы увеличим количество претендентов на итоговый подиум и привлечем тех участников, которые ранее отказывались от борьбы, зная, что финал для них мало что решает. А зрители благодаря этому увидят более напряженные гонки.
- А телезрители?
- Даже если не говорить о финансовой составляющей, в прямом эфире транслировать наши гонки нет смысла. Чемпионат мира FIA WTCC (один из крупных международных чемпионатов среди легковых автомобилей - ИФ) оптимизирован под трансляции, но там в уикенде два боевых заезда – а у нас в прошлом году было четыре за день, не считая гонок поддержки. Занимать половину дневного эфира только гонками – это расточительство. Однако выходили обзорные передачи и новостные сюжеты на федеральных и кабельных телеканалах. А в этом сезоне мы нашли еще одного телевизионного партнера – в нашем распоряжении будет по часу на протяжении двух дней, чтобы сразу после уикенда в прайм-тайм рассказать о лучших событиях.
В прошлом году мы начали привлекать новых информационных партнеров, запустили свой сайт РСКГ.рф, где отображается жизнь серии, активно развиваемся в соцсетях
Тогда же сделали большой шаг: запустили прямые Интернет-трансляции на своем сайте и Sportbox.ru. То есть, находясь в тысячах километров от места событий, болельщики видели все, что происходит на гоночном уикенде – с теми же профессиональными комментариями, что и зрители на трибунах. Вдобавок – инфографика, из которой понятно, кто в ходе заезда на какой позиции находится, повторы захватывающих моментов, и возможность пересмотреть гонку – все записи доступны и сейчас. А с первого этапа сезона-2015 начнутся новые онлайн-рансляции.
- Какие еще изменения ожидают участников?
- Мы увеличили протяженность второй гонки для 4-х "взрослых" классов до 60 километров –дистанция первой по-прежнему составляет 50 километров. Это даст сильным пилотам больше шансов проявить себя, ведь во втором заезде отныне в обратном порядке стартует не шестерка, а десятка лучших пилотов из первой гонки – ее победителю придется прорываться не из третьего, а из пятого ряда.
- Почему так подчеркивается слово "взрослый"?
- Потому что с этого года мы запускаем молодежное Первенство РСКГ, в котором поедут юноши и девушки от 14 до 17 лет. Класс бюджетный, в него допущены только вазовские автомобили, стартовые взносы самые низкие. Правила (такие как старт с хода в первой гонке, "реверсивный" порядок во второй при старте с места) – аналогичные, это позволит ребятам усвоить все нюансы автоспортивной борьбы. Но гоночная дистанция у подростков будет вдвое меньше.
Это хорошая школа для тех, кто пересаживается с картинга на кузовные автомобили. Мы учли опыт аналогичных серий, которые проводят на Нижегородском кольце и автодроме Kazan Ring, проанализировали его и внесли Первенство РСКГ в календарь Российской серии. Уже сейчас нам звонят, пишут, интересуются – на старте ожидается около двух десятков юниоров.
- В Первенстве РСКГ столько же этапов, как и в старших классах?
- Нет, их будет 5. Это, опять же, менее затратно для участников, к тому же – только представьте – на третьем этапе РСКГ 19-21 июня, который пройдет на Сочи Автодроме, и так помимо шести гонок Российской серии зрители увидят две гонки формульного чемпионата SMP F4 Championship и две гонки международной серии TCR!
- Ходят слухи, что изначально на третьем этапе участники должны были ехать по короткой конфигурации Сочи Автодрома, но в итоге поедут по длинной, как на финальном этапе.
- Да, изначально мы планировали разнообразить сезон – если рассматривать Сочи Автодром в разных конфигурациях, трассы в календаре не должны были повторяться. Но жизнь вносит коррективы, оба раза в Сочи пилоты поедут проверенным маршрутом – по той же конфигурации, как в сентябре прошлого года, когда РСКГ открыла автодром за месяц до Гран-при Формулы
- В прошлые годы схема начисления очков была запутанной, сейчас она будет прозрачней?
- Да, раньше понять, кто лидирует, было непросто. За победу в гонке давали 100 очков, но если на старт выходило меньше 10 участников, то очки срезали. За сезон у лидеров набегало за тысячу, однако победа могла уйти после вычета результатов двух гонок в конце сезона. Сейчас будет проще, схема знакома по международным соревнованиям FIA: 1 место – 25 очков; 2 – 18; 3 – 15; 4 – 12; 5 – 10; 6 – 8; 7 – 6; 8 – 4; 9 – 2; 10 – 1. Дополнительно по одному очку начисляется за лучшее время в квалификации и лучшее время круга в каждой из гонок этапа. Таким образом, пилот может заработать дополнительные три очка за уикенд.
- У вас довольно-таки плотное расписание соревнований, легко ли выдержать график гоночного дня?
- Безусловно. За спортивную часть традиционно отвечает Российская автомобильная федерация (РАФ). В прошлом году РАФ проводила обучающие семинары во время наших этапов, экзаменом для судей стал Гран-при России. Вы, наверное, знаете, что за исключением бессменного директора гонок "Формулы-1" Чарли Уайтинга и нескольких людей из FIA все судейские позиции – от руководителя гонки и его помощников до маршалов на постах – были из числа россиян. И этап прошел великолепно, получив высокую оценку международной Федерации.
Многие из тех, кто входит в мою команду, как раз работали в менеджменте Гран-при, и судят наши этапы те же маршалы. Поэтому и со спортивной, и с организаторской точки зрения все будет на высоком уровне.
- Зрители смогут увидеть что-то еще, кроме гонок?
- Я вас уверяю, два полноценных гоночных дня никому не дадут расслабиться. Но и в паддоке мы готовим сюрприз для любителей автоспорта и автомобилей – так что приглашаю всех на этапы РСКГ. Вход, как и в прошлом году, свободный!
- И напоследок, Олег, хочу спросить: чем привлекательна Российская серия для гонщиков?
- Автоспортсмены – люди, глубоко увлеченные гонками. Вот бронзовый призер Туринг-Лайта Владимир Черевань говорит: "куда я денусь, буду ездить при любой возможности". Но чтобы создать полноценную гоночную серию, нужно привлечь как можно больше пилотов, что без спонсоров невозможно. А спонсировать команды и частников будут только в том случае, если будет отдача.
Календарь Российской серии кольцевых гонок на 2015 год выглядит следующим образом:
15-17 мая – Нижегородское кольцо, 5 классов РСКГ (включая юниорское Первенство РСКГ)
29-31 мая – Смоленское кольцо, 5 классов РСКГ (включая юниорское Первенство РСКГ)
19-21 июня, Сочи Автодром, 4 класса РСКГ, TCR International series, SMP F4 Championship
10-12 июля, Kazan Ring, 5 классов РСКГ (включая юниорское Первенство РСКГ)
31 июля-01 августа, АДМ Мячково, 5 классов РСКГ (включая юниорское Первенство РСКГ)
4-6 сентября, Moscow Raceway, 4 класса РСКГ, SMP F4 Championship
18-20 сентября, Сочи Автодром, 5 классов РСКГ (включая юниорское Первенство РСКГ), SMP F4 Championship.