Хэмилтон стал трехкратным чемпионом мира в гонке "Формулы-1" в США
Спортсменам противостоял мощный ливень со шквалистым ветром
Москва. 26 октября. INTERFAX.RU - Прошедший Гран-при США стал самым нетипичным за последние годы. Четыре года назад "Формула-1" сделала очередную попытку завоевать сердца жителей Штатов и вернулась в эту страну, где в жарком Техасе в городе Остин был построен новый автодром. Несмотря на опасения участников чемпионата, американцы, привыкшие к гонкам на овалах, проявили большой интерес к "Королеве автоспорта".
Гонки на фоне тайфуна
Все три года, предшествовавшие нынешнему Гран-при, ожидания зрителей не были обмануты: пилоты показывали мастерство на трассе, болельщики научились разбираться в тонкостях Ф1, а организаторы получали ожидаемую прибыль. Но в этот раз беда пришла откуда не ждали: перед самым стартом гоночного уик-энда Мексику накрыл мощнейший тайфун "Патрисия", отголоски которого дошли и до США.
В частности, в Техасе это выразилось в мощном ливне со шквалистым ветром. В результате, в пятницу пилоты смогли поработать лишь в первой тренировочной сессии - вторая была отменена из-за грозы. Администрация автодрома в целях безопасности убрала маршалов со своих постов, а зрителей попросила уйти с трибун и спрятаться либо в помещениях, либо в своих машинах.
Субботняя свободная практика состоялась, а вот квалификацию после трехчасового ожидания пришлось перенести на утро воскресенья.
Борьба за стартовые позиции была достаточно напряженной из-за продолжавшегося дождя: пилоты постоянно ошибались, машины разворачивало, а Карлос Сайнс вообще "разложил" свою Toro Rosso об отбойники.
К концу второго сегмента дождь усилился, дирекция гонки выпустила на трассу автомобиль безопасности, пилот которого - Берндт Майландер - доложил, что трек непригоден для продолжения заездов. В результате, позиции на старте определились по итогам первых двух частей квалификации.
Поул достался Нико Росбергу: немецкий пилот Mercedes сохраняет призрачные шансы на титул, для продолжения борьбы ему нужно только побеждать, да и то не факт, что это в конечном итоге сработает - преимущество Льюиса Хэмилтона слишком велико. Для того, чтобы стать трехкратным чемпионом мира и сравняться по этому показателю со своим кумиром Айртоном Сенной, британцу достаточно было просто опередить в гонке напарника по команде. И сделать это он имел шансы уже на старте, так как квалифицировался вторым.
Квят использовал погоду в свою пользу
Формально перед стартом гонки был и третий гонщик, не потерявший шансы на победу в чемпионате: стабильность Себастьяна Феттеля, который после перехода из Red Bull в Ferrari почувствовал в этом году новую мотивацию, позволила немцу перед Гран-при США опередить земляка Росберга в преследовании Хэмилтона. Но нынешняя форма Скудерии пока не позволяет постоянно на равных бороться с "Серебряными стрелами", к тому же Себ смог квалифицироваться пятым, а за установку пятого двигателя на обеих машинах Ferrari и Феттель, и Кими Райкконен были наказаны перемещением на стартовом поле на десять позиций назад: о борьбе за победу речи уже идти не могло.
Россиянин Даниил Квят сумел сполна воспользоваться погодой, нивелирующей разницу в мощности моторов Mercedes, Ferrari и Renault, которой французские моторы похвастаться не могут. Уроженец Уфы расположился на четвертом месте, уступив своему напарнику по Red Bull Даниэлю Риккъярдо.
Спустя несколько часов после квалификации пилоты вернулись на трассу и приготовились к старту, перед которым дождь наконец-то стих. К началу гонки асфальт подсох настолько, что пилоты смогли поставить на машины не дождевые, а промежуточные покрышки. Интриги добавляло и то, что за все время никто не смог потренироваться на"сухой" резине.
Как это уже бывало в прошлом, в ответственный момент у Росберга сдали нервы - немец проиграл старт Хэмилтону, который в первом повороте прошёл напарника. Более того, Нико выехал за пределы трассы, чем сразу же воспользовались оба пилота Red Bull, где произошла рокировка и Квят вышел на вторую позицию, и даже Серхио Перес на Force India. На видеоповторе стало видно, что Льюис слегка подтолкнул партнёра по Mercedes.
Росберг вскоре отыграл позицию у Переса, а затем и у Риккъярдо. На пятом круге судьи активировали режим виртуального автомобиля безопасности, в котором запрещены обгоны, а пилоты должны сбросить скорость: на старте гонки в хвосте пелотона столкнулись несколько машин и на трассе остались обломки, угрожавшие шинам болидов. Для того, чтобы маршалы могли безопасно очистить асфальт, и было введено временное ограничение.После рестарта Росберг атаковал и прошел Квята, после чего ринулся в погоню за Хэмилтоном.
"Мерсы" не воспользовались преимуществом
В отличие от обычных гонок, на влажной трассе гонщики Mercedes не смогли воспользоваться преимуществом своих двигателей и сразу же оторваться от преследователей, и на 14-м круге Даниил попытался обогнать Нико, но ошибся и вылетел за пределы трассы, вернувшись обратно уже за Риккъярдо. Австралиец сразу же атаковал Росберга и обошел его: одновременно с этим немец пожаловался инженерам на технические проблемы, но вскоре показал лучшее время на круге в гонке, а на 15-м круге Даниэль вышел в лидеры, обогнав Льюиса, которого сразу же начал атаковать Росберг.
На 18-м круге Нико обогнал Льюиса, после чего тот сразу поехал в боксы и поставил резину для сухого асфальта. Его примеру последовали и другие пилоты, но Росберг и Квят сделали это кругом позже, что позволило россиянину вернуться на трассу впереди Хэмилтона, который сразу же начал атаковать позицию Даниила и спустя три круга обогнал его. А перед ними Нико Росберг стремительно догнал Риккъярдо и прошел австралийца.
На подсыхающей трассе снова начала играть роль мощность двигателя, и на 25-м круге Себастьян Феттель играючи обошел Квята.
На 26-м круге Хэмилтон восстановил статус-кво, обойдя Даниэля Риккъярдо и бросившись вслед за напарником по команде, который оторвался от него на 14 секунд. Но судьба всегда благоволит сильнейшим и Льюис смог догнать Нико без особого труда: на трассе появился автомобиль безопасности после того, как остановился Sauber Маркуса Эрикссона.
Из группы лидеров лишь Феттель решил воспользоваться пейс-каром и поставил свежий комплект резины, после чего вернулся на трассу пятым позади пилотов Mercedes и Red Bull. Это могло дать преимущество немцу под конец гонки, когда шины у соперников впереди сильно износятся.
Рестарт произошёл на 32-м круге и Росберг сумел сохранить лидерство. Квят ошибся в первом повороте, выехал за пределы трассы и пропустил вперёд Феттеля, который сразу же начал приближаться к Риккъярдо и прошел его спустя два круга.
Россиянин начал терять позиции под атаками пилотов на более свежей резине: сначала его обогнал 18-летний Макс Ферстаппен из Toro Rosso и Нико Хюлкенберг на болиде Force India. Последний вскоре попытался атаковать Риккъярдо, но австралиец не уступил: болиды столкнулись и вылетели за пределы трассы, после чего Хюлкенберг запарковал машину с разбитой подвеской, а Даниэль смог продолжить гонку, но автомобиль оказался поврежден и вскоре он пропустил вперед Квята.
Этот инцидент также привел к активации режима виртуального автомобиля. И здесь Росберг и пилоты Red Bull не растерялись и заехали за свежей резиной, что вызвало напряжение у Хэмилтона, который не был уверен в том, что его покрышек хватит до конца гонки.
Последнее слово сказал Элтон Джон
Свежий комплект позволил Росбергу буквально лететь по трассе: на 43-м круге он обогнал Феттеля, но вскоре на трассе снова появилась машина безопасности. Квят широко вышел из поворота, заехал на искусственную траву за пределами трассы, нажал на акселератор, после чего болид развернуло и отбросило в металлический отбойник, после чего россиянин закончил гонку в разбитой машине. На этот раз уже Льюис воспользовался выездом пейс-кара и сменил резину, вернувшись непосредственно позади Росберга.
Гонка возобновилась на 46-м круге, спустя круг Феттель вернул себе третью позицию, опередив Ферстаппена. А Нико Росберг в очередной раз сделал все, чтобы Хэмилтон победил: на выходе из поворота он ошибся и пропустил вперёд без пяти минут трехкратного чемпиона мира.
Хэмилтон спокойно доехал до финиша и сравнялся по числу титулов с Сенной. Столько же их и у начальника Льюиса - неисполнительного директора Mercedes австрийца Ники Лауды. Таким образом, в этом году Mercedes взял титулы как в личном, так и в командном зачетах, второй год подряд.
После финиша гоночному инженеру пришлось несколько раз предупреждать триумфатора о необходимости беречь машину, которая уже через неделю снова выйдет на трассу, где Хэмилтон попробует завоевать еще один Большой Приз, на этот раз в Мексике, где "Формулы-1" не было много лет.
Интервью у новоиспеченного чемпиона и призеров на подиуме брал певец Элтон Джон, чей концерт стал завершающими аккордом непростого, но очень зрелищного Гран-при. Хэмилтон всех поблагодарил за поддержку, Росберг рассказал как он опечален проигрышем, что было видно по его лицу и без слов. Несколько расстроенным был и Себастьян Феттель, который с грустью признал, что ему печально закончить борьбу за титул.
Зачет пилотов после семнадцатого этапа:
1. Л. Хэмилтон (Mercedes) - 327
2. С. Феттель (Ferrari) - 251
3. Н. Росберг (Mercedes) - 247
4. К. Райкконен (Ferrari) - 123
5. В. Боттас (Williams) - 111
6. Ф. Масса (Williams) - 109
7. Д. Квят (Red Bull) - 76
8. Д. Риккьярдо (Red Bull) - 74
9. С. Перес ( Force India) - 64
10. М. Ферстаппен (Toro Rosso) - 45
11. Р. Грожан (Lotus) - 44
12. Н. Хюлкенберг (Force India) - 38
13. Ф. Наср (Sauber) - 27
14. П. Мальдонадо (Lotus) - 26
15. К. Сайнс (Toro Rosso) - 18
16. Д. Баттон (McLaren) - 16
17. Ф. Алонсо (McLaren) - 11
18. М. Эрикссон (Sauber) – 9.
Кубок Конструкторов:
1. Mercedes - 574
2. Ferrari - 374
3. Williams - 220
4. Red Bull - 150
5. Force India - 102
6. Lotus - 79
7. Toro Rosso - 63
8. Sauber - 36
9. McLaren - 27.
Обозреватель Илья Морозов