"Формула-1": юбилей с привкусом революции
Новый сезон самых популярных гонок планеты подарил всем новый техрегламент, к которому еще не все успели приспособиться, и команду, которая произвела фурор
Москва. 30 марта. INTERFAX.RU - Юбилейный 60-й чемпионат мира в классе Формула-1 стартовал в минувшие выходные в австралийском Мельбурне. Для десятков миллионов поклонников "королевы автоспорта" закончилось томительное ожидание межсезонья. Однако первый Гран-при года, который должен был внести определенную ясность в расстановку сил, еще больше спутал карты.
По новым правилам
Нынешний чемпионат стартовал по новому техническому регламенту, коснувшемуся, в первую очередь, машин команд-участниц. Формульные власти, как и остальной мир, борются за выживание своего детища, для этого нужно было снизить стоимость участия в чемпионате и повысить его зрелищность. Первая задача решалась за счет запрета на дальнейшую доработку ряда узлов автомобилей. Отныне каждая машина имеет лишь восемь двигателей на весь сезон, а их максимальные обороты ограничены на уровне 18000 оборотов в минуту. Коробка передач должна выдерживать дистанцию четырех гонок.
Зрелищность боссы "Ф-1" решили повышать за счет увеличения числа обгонов. В частности, для этого с 2009 г. вводится использование системы рекуперации кинетической энергии – KERS. В этом сезоне ее использование оставлено на усмотрение команд, а с 2010 г. она станет обязательной. Принцип ее работы заключается в накоплении энергии, высвобождающейся при торможении, в аккумуляторах. При разгоне гонщик кнопкой на руле активирует систему: в среднем, на каждом круге KERS работает 6,5 сек., обеспечивая прибавку примерно в 80 лошадиных сил.
Серьезные изменения претерпели аэродинамика и внешний вид машин. Цель этих перемен – снизить возмущение потока воздуха позади автомобилей, которое мешает проведению обгонов. Для этого на машинах были запрещены многочисленные открылки и дефлекторы, которыми машины 2008 г. были буквально усыпаны. Переднее антикрыло стало ниже (его высота уменьшена со 150 мм до 75) и шире – теперь оно равняется ширине машины. Интересным новведением стала управляемая с руля подвижная секция антикрыла. Она имеет шесть степеней свободы, и в течение одного круга пилот может дважды менять угол атаки, снижая прижимную силу на прямых участках трассы или повышая ее на "пилотажных" отрезках. Также изменены габариты заднего диффузора, оказывающего большое влияние на устойчивость машины в поворотах. Его эффективность уменьшена в угоду снижениию возмущения воздушного потока за машиной. По-другому выглядит и заднее антикрыло: его верхний край поднят на 150 мм, а само оно уменьшилось с 1000 до 750 мм по ширине. Наконец, шины утратили продольные канавки – "Формула-1" снова вернулась к полностью гладкой резине, так называемым сликам.
Все эти меры были призваны снизить аэродинамическую эффективность болидов примерно на 50%. Использование сликов обеспечивает большее, чем раньше, механическое сцепление с асфальтом.
Резкая смена регламента привела к тому, что команды были вынуждены, по сути, строить новые машины с нуля, не основываясь на многих предыдущих наработках. В таких условиях шанс на успех может получить любой, в чем вполне смогли убедиться все, кто видел дебютную гонку сезона.
Чудеса начинаются
В условиях радикально меняющегося техрегламента минувшей зимой команды были вынуждены решать кучу сопутствующих задач. Прежде всего, речь идет о KERS. Размещение ее компонентов внутри машины приводит к изменению баланса болида, который имеет огромное значение в современной "Формуле-1". У машины повышается центр тяжести и увеличивается нагрузка на задние шины. Как результат – ухудшение управляемости и быстрый износ покрышек. Особенно от этого страдают рослые пилоты, имеющие больший вес. К тому же это совершенно новая, необкатанная в гонках технология, пока вызывает много вопросов относительно своей эффективности и надежности. Поэтому часть команд заранее объявила, что не планирует использовать KERS в первых гонках сезона. В BMW поступили еще интереснее: легкий Ник Хайдфельд повел в бой машину с KERS, а долговязый Роберт Кубица – без нее.
Набивший всем оскомину финансовый кризис не обошел стороной и автоспорт. В межсезонье команды по очереди рапортовали о своей приверженности "Формуле-1", гарантируя свое участие в чемпионате-2009. Проблема в том, что большинство команд сегодня принадлежат автоконцернам, терпящим убытки от снижения продаж дорожных машин. В условиях кризиса любой предприниматель стремится максимально снизить расходы, что и сделала японская Honda, объявив о продаже команды и уходе из чемпионата. Переговоры с потенциальными покупателями шли всю зиму, в качестве новых владельцев назывались самые разные корпорации, но все они получили от ворот поворот. Придя несколько лет назад в "королевские гонки", Honda так ничего достигнуть и не смогла. Причем прошлый сезон был сознательно "заброшен" в плане текущей доработки машин. Как результат – весь чемпионат Honda плелась в конце турнирной таблицы. В это время инженерный потенциал команды был брошен на разработку абсолютно новой машины. Можно только представить себе разочарование людей, более года работавших как проклятые, когда им объявили об уходе японцев. Расформирование команды было наименее выгодным вариантом развития событий – выплата отступных гонщикам и персоналу грозила концерну стать в копеечку. Поэтому Honda была готова продать команду за относительно небольшие деньги, лишь бы сохранить персонал. В итоге, команду купил ее руководитель Росс Браун, специалист экстра-класса, в свое время он ковал чемпионские титулы Михаэля Шумахера в Ferrari (бывшие владельцы ему еще и приплатили для поддержания команды на плаву). Менее чем за месяц до начала чемпионата был заключен договор на поставку двигателей Mercedes, и машины кое-как смогли выйти на финальные тесты сезона. Белые с ярко-зелеными и черными тонкими полосками болиды выехали на трассу без единой спонсорской наклейки… И произвели фурор. Все предсезонные расклады, все прогнозы были низвергнуты, когда машины Brawn GP возглавили верхние строчки протоколов всех дней финальных предсезонных тестов. Растерянные соперники давали комментарии на тему того, что это еще ничего не означает: неизвестно сколько в машинах было топлива, каков был их вес и .т.д., но своего изумления скрыть не мог никто. "Срывание масок" было назначено на Гран-при Австралии.
На зеленый континент команды прибыли в начале минувшей недели, чтобы адаптироваться к другому часовому поясу. Пятничные и субботние тренировки прошли под диктовку некогда великой Williams. Лучшее время демонстрировал Нико Росберг, внося еще большую путаницу в расстановку сил. Квалификация посрамила критиков команды Росса Брауна - Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло легко заняли первый ряд стартового поля. Третьим стал молодой немец Себастьян Феттель (Red Bull). А действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон даже не смог выйти на трассу во второй сессии из-за проблем с коробкой передач, его напарник Хейкки Ковалайнен из боксов выехал, но ничего вразумительного не показал, заняв 15 место. Пилоты Ferrari заняли седьмое и девятое места на старте. Позже они смогли подняться выше, после того, как результаты обоих гонщиков Toyota были аннулированы из-за недостаточно жесткого заднего антикрыла, прогибавшегося под нагрузкой. Правилами это запрещено.
Широкое обсуждение вызвала форма и расположение заднего диффузора у машин Brawn, Toyota и Williams. По мнению остальных команд, нынешний вид этих элементов не соответствует правилам, давая большое преимущество на трассе. Ferrari, Renault и Red Bull накануне подали соответствующий протест, но технические комиссары Гран-при не нашли в диффузорах ничего предосудительного, отклонив протест и допустив болиды со спорными элементами на трассу. На этом история не заканчивается, так как недовольные пообещали подать иск в апелляционный суд. Заседание состоится 14 апреля. Таким образом, результаты, как минимум, двух ближайших гонок можно считать предварительными.
Старт
Обладатель поула Дженсон Баттон ушел со старта безупречно, чего не скажешь о его напарнике. На машине Барикелло не сразу включилась первая передача, поэтому к первому повороту он был лишь седьмым.
Баттон всю дистанцию спокойно контролировал свой отрыв от периодически менявшихся преследователей, и вполне логично добился победы. Барикелло провел гонку гораздо сложнее, бразильцу ломали антикрыло, мешали более медленные машины, но в итоге на финише он занял второе место. Дубль команды Росса Брауна в первой же гонке стал громом среди ясного неба для многолетних фаворитов – Ferrari и McLaren Mercedes. Англо-немецкая команда потеряла машину Хейкки Ковалайнена, сошедшего после аварии, еще в самом начале гонки. Хэмилтон ценой невероятных усилий смог добиться 4 места на финише. Позже оно трансформировалось в "бронзу" - Ярно Трулли (Toyota) был наказан 25-секундным штрафом за запрещенный обгон чемпиона мира под желтыми флагами.
Фелипе Масса в очередной раз подтвердил, что трасса в Мельбурне является для него несчастливой: 45-й круг для бразильца стал последним в этом Гран-при из-за отказа усилителя руля. Промучившийся с машиной Кими Райкконен всю гонку боролся не с соперниками, а с собственной техникой. На одном из кругов его Ferrari даже развернуло и швырнуло на отбойник. Удар пришелся плашмя, поэтому финн смог продолжить гонку, но предпочел закончить ее за три круга до финиша.
В ходе гонки машина безопасности дважды выезжала на трассу. На 19-м круге Казуки Накаджима разбил свой Williams слишком рано нажав на газ на выходе из четвертого поворота. На последних кругах Роберт Кубица на более свежей резине ринулся в атаку на ехавшего вторым Себастьяна Феттеля. В результате оба болида столкнулись, и на трассу выехала машина безопасности, за которой гонка и финишировала. Именно так и завоевал "серебро" Барикелло.
Дубль гонщиков Brawn позволил команде единолично возглавить турнирную таблицу в Кубке конструкторов с 18 очками. Третье место Хэмилтона принесло McLaren 6 очков, Тимо Глок принес Toyota 5 баллов. Renaultимеет в активе 4 очка, Williams и Toro Rosso по 3 балла.
В личном зачете лидирует Баттон – 10 очков, за ним следуют Барикелло – 8, Хэмилтон – 6, Глок – 5, Фернандо Алонсо (Renault) – 4, Росберг – 3, дебютант чемпионата Себастьян Буэми и Себастьян Бурдэ из Toro Rosso набрали 2 и 1 очко соответственно.
Уже через неделю в малазийском Сепанге пройдет второй этап, и расклад сил предугадать невозможно. Интриги добавит и апелляционный суд, который должен принять решение по поводу законности диффузоров Brawn, Toyota и Williams. Если эти элементы будут признаны законными, все остальные команды ринутся переделывать машины.
Копирование эффективных решений – вполне обычное дело в "Формуле-1". Но далеко не всегда можно быстро все переделать, командам придется, по сути, полностью перестраивать заднюю часть машины. Учитывая, что с этого года тесты в ходе сезона запрещены, процесс может растянуться надолго. И это не гарантирует, что бывшие лидеры сразу смогут подтянуться и дать бой "выскочкам" Росса Брауна. Пример тому – имеющие похожие с Brawn диффузоры Toyota и Williams, которые не сильно им помогли. К тому же после финиша Рубенс Барикелло, что называется, "добил" неудачливых противников. Бразилец поведал, что в одном из инцидентов в начале гонки ему повредили тот самый "волшебный" диффузор, который после удара уже не мог нормально работать. Это не помешало Рубенсу как минимум поддерживать темп лидеров. Не стоит забывать, что на машине ветерана, проводящего уже 16-й сезон, первые 18 кругов было повреждено и переднее антикрыло, которое совершенно не мешало ему обгонять соперников! Замена этого элемента была проведена на плановом пит-стопе. Все это говорит о том, что машина бывшей Honda обладает практически совершенной аэродинамической проработкой и не имеет слабых мест. Можно только представить, как кусают себе локти бывшие владельцы команды! В первой гонке Brawn GP "играла в другой лиге".
Другое дело, если диффузоры будут признаны незаконными. Тогда уже трем командам-нарушителям придется переделывать машины. И тут уже суд будет решать – оставлять заработанные очки командам или нет. В любом случае, не очень хорошо, когда спортивные результаты зависят не от мастерства пилотов и таланта конструкторов, а от хмурых людей в мантиях…
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/