Гонки на смерть
Очередной этап "Формулы-1" начался со страшной аварии и временной комы Фелипе Массы, а закончился первой победой в этом сезоне действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона
Москва. 27 июля. INTERFAX.RU - Гран-при Венгрии, прошедший в минувшие выходные, внес сумятицу в стройные ряды лидеров. Автором переполоха стал Льюис Хэмилтон – действующий чемпион мира одержал первую победу в сезоне. Но больше всего в этот уик-энд обсуждались не текущие проблемы чемпионата, а страшная авария Фелипе Массы.
Прыгающий снаряд
К венгерскому этапу в "Формуле-1" отношение весьма неоднозначное. С одной стороны, гонка на Хунгароринге – первый (и пока последний) этап в восточной Европе, проведенный впервые еще в 1986 году. С другой, трасса в Будапеште не отличается ни интересными поворотами, ни высокими скоростями. Тем не менее, гонка проводится уже третий десяток лет и собирает на трибунах много наших соотечественников, так как венгерский этап – ближайший к границам бывшего СССР.
Победу в этом году эксперты прочили Дженсону Баттону. Такие прогнозы делались на основании того, что медленная трасса и высокая температура воздуха наиболее всего походят именно машинам Brawn GP. Но на пятничных свободных заездах первенствовали не Баттон и даже не Барикелло, а Хейкки Ковалайнен и Льюис Хэмилтон. McLaren подготовил последний в этом сезоне серьезный пакет доработок для болидов, и в Венгрии он сработал. Как подтверждение тому – первое место и в субботней практике.
Квалификация принесла совсем другие новости. В первой сессии лучший результат показал Нико Росберг, чей Williams прогрессирует от гонки к гонке, во второй лучшим был триумфатор предыдущей гонки Марк Уэббер, чей Red Bull в последнее время не просто быстр, а стабильно быстр. Гонщики первой десятки мыслями были уже в финальной части квалификации, когда внимание всего автодрома приковала одна из Ferrari. Болид Фелипе Массы на полном ходу вылетел с трассы, пропахал гравийную ловушку и врезался в защитное ограждение. Уровень безопасности современной "Формулы-1" позволяет пилотам безболезненно переносить такие инциденты, но в этот раз пилот не смог самостоятельно покинуть болид. На трассу ринулись машины медицинской службы FIA, а миллионы людей замерли в тревожном ожидании.
Только на замедленном повторе стали понятны причины аварии: на скорости около 200 км/ч прямо в голову бразильцу попал какой-то предмет. Видимо, на какое-то время Фелипе потерял сознание, инстинктивно нажал сразу на газ и тормоз, а неуправляемая машина понеслась в отбойники. С трассы гонщика отвезли в медпункт при автодроме, а затем переправили в военный госпиталь Будапешта, где было принято решение о срочной операции – удар привел к раздроблению костей черепа. Все это время бразилец находился в сознании. После успешной операции, в ходе которой из раны были извлечены осколки костей, пилота погрузили в медикаментозную кому. Этот метод позволяет обеспечить покой мозгу для лучшего восстановления. Открытым оставался вопрос о повреждении самого мозга. В субботу Массу вывели из комы, провели томограмму, а затем снова вернули в коматозное состояние на двое суток. Предварительные итоги сканирования показали, что неврологических последствий для Массы травма не принесла, а значит, угрозы мозговой деятельности не должно быть. С другой стороны, человеческий мозг, да в целом высшая нервная деятельность, - это одна из самых малоизученных областей медицины. О дальнейших перспективах Массы станет ясно после вторника, когда его вернут в сознание.
Ближе к вечеру было установлено, что в шлем бразильца попала пружина амортизатора с машины Рубенса Барикелло. Деталь оторвалась от болида и прыгала по асфальту. По несчастному стечению обстоятельств Масса проезжал мимо в тот момент, когда злосчастная пружина снова подскочила вверх, и Фелипе влетел в нее головой. Сейчас выясняются причины, по которым пружина отвалилась. Машина Brawn GP сами по себе на редкость надежны, а чтобы на болидах сама по себе отвалилась пружина – такого не помнит никто.
Перипетии с гонщиком Скудерии отодвинули начало финальной сессии квалификации. За это время команды смогли подготовить машины к решающему броску за поул. И лучше всех это удалось Renault. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо показал лучшее время, обойдя Себастьяна Феттеля буквально на 0,04 секунды! Третьим стал Уэббер, Хэмилтон - лишь четвертым. На фоне предыдущих провалов команды этот результат стал настоящим прорывом для McLaren. Пятым стал Нико Росберг, Шестым – Ковалайнен. Седьмым – Райкконен. Лидер чемпионата Баттон остался на старте только восьмым, а Барикелло – вообще тринадцатым! В первую десятку вошли Казуки Накаджима из Williams и… Фелипе Масса. Бразилец успел до аварии показать необходимый для попадания в финал результат.
Приключения испанца в Будапеште
Вечером в субботу феноменальный для Renault в этом году результат получил свои объяснения. Да, французская машина в руках Фернандо, считающегося едва ли не лучшим пилотов в нынешней "Формуле-1", может ехать быстро, но свою роль сыграл и вес машины – на взвешивании выяснилось, что в лидирующей группе машина испанца самая легкая, а значит, и заправляться он поедет раньше всех. В этих условиях Алонсо либо осознанно решил побыть калифом на час, пока его не догонят парни из Red Bull, либо рассчитывал на какое-нибудь чудо в виде медленного гонщика за спиной, который будет придерживать остальной пелетон. Вот только кто бы это мог быть, непонятно.
Старт изрядно повеселил зрителей и напряг нескольких гонщиков. Настоящей головной болью для стратегов команд на старте остаются пилоты Ferrari и McLaren, которые по-прежнему единственными в чемпионате используют систему рекуперации кинетической энергии. По достижении примерно 100 км/ч пилоты нажимают кнопочку на руле, после чего машина получает около 80 дополнительных лошадиных сил. Это позволяет гонщикам отыгрывать немало позиций еще до первого поворота. Если Льюис Хэмилтон свой прорыв провел достаточно интеллигентно, то Райкконен буквально рванул со старта буквально напролом, растолкав соперников! Жертвой обычно флегматичного финна стал Себастьян Феттель: посла контакта с машиной Кими у болида молодого немца начала разрушаться левая передняя подвеска. Как итог – сход еще до 30 круга. В Нюрбургринге двумя неделями ранее более безобидное касание колесом машины Барикелло привело к наказанию в виде проезда по пит-лейн Марка Уэббера. Но в Венгрии судьи оказались лояльнее, и финна не наказали.
Стартовый спурт позволил Кими отыграть три позиции и подняться на четвертое место. Алонсо сохранил лидерство, Уэббер после толчеи на старте стал вторым, в хвост ему пристроился Хэмилтон. в паре секунд за первой тройкой ехал Райкконен.
Алонсо попробовал было оторваться, но планам испанца помешал Хэмилтон. Он быстро прошел Уэббера, и за несколько кругов догнал испанца. Молодой, но уже опытный британец не стал бросаться в атаку, а начал аккуратно прессинговать Алонсо, попутно экономя топливо. Фернандо остановился в боксах на 12-м круге. Пит-стоп ему провели оперативно, но крайне неудачно. Испанец еще только начал отъезжать от боксов, а уже сразу стали очевидны проблемы - аэродинамический колпак правого переднего колеса, который должен сидеть неподвижно, начал крутиться на ступице, а потом отлетел. Полкруга Фернандо проехал с болтающимся колесом, которое затем и вовсе отвалилось. Алонсо пришлось внепланово посещать боксы для постановки колеса, но кругом спустя испанец свое выступление, быстро превратившееся из триумфального в позорное, завершил – поездка на трех колесах не прошла для болида незамеченной.
Гонку возглавил Хэмилтон. Следующие за ним Райкконен и Уэббер синхронно заехали в боксы на двадцатом круге. С машиной австралийца возникла небольшая заминка на заправке, и, выезжая после обслуживания, Марк едва не протаранил Ferrari Кими. После первой волны дозаправок Льюис сохранил лидерство, опережая группу из Баттона, Трулли и Пике, которые не останавливались в боксах. А Райкконен за счет пит-стопа обошел Уэббера.
В итоге Льюис, сумевший сохранить лидерство и после второго посещения боксов, одержал уверенную победу. Первую в этом сезоне и десятую в карьере.
Лучший результат для Ferrari показал Райкконен, финишировавший вторым. Уэббер обошел неудачника Венгрии Феттеля в чемпионате, заработав "бронзу". Второй раз в этом году четвертое место завоевал Нико Росберг – Williams снова остановился в шаге от подиума. Лидер общего зачета Дженсон Баттон всю гонку промучился с шинами и финишировал лишь седьмым.
Несмотря на неудачи в последних трех гонках Дженсон с 70 очками сохранил лидерство в чемпионате, его преследователем стал Марк Уэббер с 51,5 баллами. Феттель после 10 этапов имеет в активе по-прежнему 47 очков, при своих 44 остался и Барикелло, финишировавший на Хунгароринге вне очковой зоны. Обратно поменялись местами Фелипе Масса (22 очка) и Ярно Трулли (Toyota) с 22,5 очками. К ним вплотную приблизился Хэмилтон, разом набравший 10 очков. Всего у действующего чемпиона мира их теперь 19. На одно очко отстает от него Райкконен, обошедший Тимо Глока (Toyota) и Фернандо Алонсо с их 16 и 13 очками соответственно.
В командном зачете по-прежнему лидирует Brawn GP со 114 очками, но темпы Red Bull уже должны заставить Росса Брауна сильно нервничать, их 98,5 балла наводят на мысли, что в командном зачете Brawn GP придется точно не сладко. Третьей командой стала Ferrari (40 очков), обошедшая Toyota (38,5 очков). Затем следует McLaren, которая с 28 очками поменялась местами с Williams – 25,5 баллов. У Renault по-прежнему 13 очков, у BMW – 8, у Toro Rosso 5.
Что дальше
Итоги десятого этапа наводят на несколько мыслей. Brawn GP имеет системные проблемы. В то время как конкуренты подтягиваются, безоговорочные лидеры первой трети сезона резко потеряли в скорости. Единственное, что удается Баттону – набирать очки, не давая преследователям слишком быстро сокращать отставание. Проблемы Феттеля в Венгрии были вызваны конкретными факторами, а, точнее, фактором – Райкконеном, сломавшим немцу подвеску, поэтому борьбу за титул Себастьян с Марком продолжат. Сумбур в стройные ряды лидеров вносят McLaren и Ferrari. Пилоты обеих команд периодически выстреливают, отбирая драгоценные очки у Brawn GP и Red Bull. С одной стороны, Для Ковалайнена и Хэмилтона к Венгрии подготовили серьезно модернизированные машины, с другой, - Хунгароринг – трасса достаточно медленная, чуть быстрее Монте Карло. Именно там и "Серебряные стрелы", и пилоты Скудерии чувствовали себя неплохо. Правда, Ковалайнен разбил машину в гонке, а Льюис в квалификации, что не позволило и ему показать достойный результат. А вот Ferrari, машины которой также страдают низкой прижимной силой, взяли третье и четвертое места. Но у алых болидов, в отличие от McLaren, есть одно преимущество – неплохая скорость на дистанции. Неудачи в квалификации Райкконен и Масса компенсировали наличием KERS, гарантированно поднимаясь на старте на 2-3 позиции вверх. А в гонке Ferrari обогнать гораздо сложнее, чем в квалификации. Месячный перерыв, который наступил в гонках, оставил немало вопросов и проблем. И если, например, в Brawn GP предстоит решать вопросы технического плана, то перед главой Ferrari Стефано Доменикалли стоит задачка посложнее. Во-первых, пока вовсе неясно, сможет ли продлить карьеру Фелипе Масса. У бразильца могут возникнуть проблемы со здоровьем, чего бы совсем не хотелось. Но есть и другой вопрос – психологическая готовность продолжать гоняться на пределе. Есть несколько примеров, когда гонщики завершали карьеру, банально боясь сесть за руль. И их можно понять – носиться на скоростях под триста километров в час – дело не самое безопасное. Что и подтверждает своим примером Фелипе Масса. Но известны случаи, когда после страшных аварий пилоты, наоборот, начинали ездить быстрее. Например, Дэвид Култхард несколько лет назад на маленьком частном самолете попал в авиакатастрофу. Машина развалилась на части, погиб экипаж, а Дэвид и его подруга, сидевшие в хвосте, не получили ни царапины! После этого шотландец стал, как ни удивительно, показывать совсем другие результаты на трассе, реально борясь за чемпионство с Михаэлем Шумахером.
Еще серьезней история приключилась с тогдашним напарником Дэвида по McLaren – Микой Хаккиненом. Молодой финн несколько лет выступал в "Формуле-1", не добиваясь, впрочем, особых успехов. В 1995 г. жизнь гонщика едва не оборвалась – в скоростном повороте на машине Мики произошел прокол заднего колеса, и неуправляемый болид влетел в защитный барьер. Окровавленного гонщика без сознания с трудом вынули из кокпита и отвезли в госпиталь. Восстановление заняло несколько месяцев. Особую роль в этом процессе сыграла скромная медсестра по имени Эрья, которая выхаживала гонщика. Она помогла вернуться Хаккинену в гонки, а потом стала его женой. А Мика дважды завоевал титуа чемпиона мира в 1998-1999 гг., и через пару сезонов, опять же, по настоянию жены, повесил шлем на гвоздь. Отъездив год в DTM, финн окончательно завязал со спортом. А заодно и с женой, которая развелась с ним. Но бывшие супруги сохранили неплохие отношения, и сейчас фамилия Хаккинен снова стала появляться в гоночных протоколах – Хуго, сын Эрьи и Мики, осваивает картинг под руководством папы.
Продолжится ли карьера Фелипе Массы, пока не знает никто. Это вопрос даже не недель – нескольких месяцев, что уйдут, скорее всего, на восстановление. А пока Ferrari необходимо решать вопрос о замене пилота. У Скудерии, как и у любой другой команды, есть запасной пилот. Причем, даже не один: за руль могут сесть опытнейшие тестеры – Марк Жене и Лука Бадоер. Но оба они уже давно не участвовали в настоящих гонках, особенно Бадоер. Да и вообще, с запретом на тесты по ходу сезона, у гонщиков все меньше работы. Пошли слухи, что за руль может вернуться великий и ужасный Михаэль Шумахер, но менеджер немца эти пересуды опроверг. Так что, скорее всего, вакантное место займет все-таки Марк Жене. Что будет дальше – пока не знает никто. Но в паддоке все больше разговоров о том, что в следующем сезоне кого-то из нынешних пилотов Ferrari заменит Фернандо Алонсо. Несмотря на то, что у Райкконена и Массы контракты до конца 2010 года. Поживем – увидим. А пока специалисты в области безопасности лихорадочно соображают, как усилить конструкцию шлемов, дабы избежать повторения ситуации с Массой.
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/