Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU – Стремление увековечить память о Солженицыне, назвав его именем одну из московских улиц, подвигло столичных парламентариев на изменение городских законов. Как рассказал "Интерфаксу"" спикер московского парламента Владимир Платонов, депутаты Мосгордумы в ближайшее время рассмотрят поправки в закон "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы".
Дело в том, что согласно действующему законодательству, называть улицу в честь человека можно лишь спустя 10 лет после его смерти – и никак не раньше. Однако, если поправки будут приняты, можно будет уже не ждать так долго. "Сейчас мы заканчиваем работу над поправками к закону, который позволит это делать, в частности назвать одну из московских улиц именем Солженицына, - отметил Платонов - Я считаю, что жизнь показала, что есть личности, по которым ни у кого нет возражений по увековечению их памяти в названии улиц, площадей, и нет необходимости ждать десять лет после их ухода из жизни. Не думаю, что по личности Солженицына есть возражающие".
Комментируя ситуацию, Платонов заявил, что закон о наименовании улиц должен быть гибче и что при рассмотрении этого вопроса нужно учитывать мнение федеральных властей. "Москва - столица России, здесь находятся федеральные органы власти, и, если что-то происходит, то у многих есть желание увековечить память о человеке именно в столице, что считаю нормальным", - добавил он.
Что касается мнения федеральных властей, они не то, что не против присвоения одной из московских улиц имени Солженицына, - наоборот, в этом случае именно они выступили с такой инициативой, когда 6 августа президент РФ Дмитрий Медведев издал указ "Об увековечивании памяти А.И. Солженицына".
Впрочем, уже не в первый раз московская улица обретает имя человека, со дня смерти которого еще не прошло 10 лет. Так, в августе 2004 г. одну из улиц в Южном Бутове назвали в честь погибшего в мае того года президента Чечни Ахмада Кадырова.
Правда, тогда закон никто менять не стал, для Кадырова просто сделали исключение – что неудивительно, ведь эта идея получила поддержку влиятельных государственных мужей. Так, одним их тех, кто ратовал о присвоении улице имени убитого президента, был занимавший тогда пост вице-мэра Москвы Валерий Шанцев. "Говорят, что такое решение противоречит городскому закону. Но этот случай - исключительный... Ахмад Кадыров погиб на государственном посту. Его смерть не впишешь в рамки закона. Я думаю, и москвичи, и депутаты Мосгордумы поймут и поддержат такое решение", - заявил тогда вице-мэр. И он не ошибся, - теперь на юге столицы недалеко от Бутовского лесопарка дугой изгибается улица Кадырова.
В случае, если поправки к закону будут приняты, имени Солженицына достанется более почетное место. Дело в том, что в городской администрации хотят присвоить имя знаменитого писателя нынешней Большой Коммунистической улице, которая находится рядом со станцией метро "Таганская".
Поддержал эту идею и префект ЦАО префект Сергей Байдаков. "В данном случае это, конечно, правильно, так как Александр Солженицын оставил большой след в истории государства российского", - пояснил он. Правда, при этом Байдаков все же заметил, что в вопросе переименования московских улиц и других памятных мест необходимо руководствоваться здравым смыслом и помнить об истории. Так, например, он отметил, что, по его мнению, не стоило сносить памятник Феликсу Дзержинскому, который в течение многих лет стоял в центре Лубянской площади, объяснив свою позицию тем, что "нельзя перечеркивать свою историю".
Перечеркивать историю, может, и вправду не стоит. Но зато можно менять законы. И, судя по всему, жители Большой Коммунистической доживают на это улице последние деньки – скоро это название надолго, если не навсегда, исчезнет с московских карт.
Мария Христианова