Москва. 5 сентября. INTERFAX.RU - Замглавы МИД Грузии в интервью дипломатическому корреспонденту "Интерфакса" Ксении Байгаровой говорит о сроках отъезда грузинских дипломатов из России и выдвигает условия, при которых дипломатические отношения между Россией и Грузией могут быть возобновлены
Когда и при каких условиях, на Ваш взгляд, дипломатические отношения между Грузией и Россией могут быть возобновлены?
Я не могу ответить на вопрос – когда. Думаю, что сейчас ни в Грузии, ни в России, ни в какой-либо другой стране нет человека, который смог бы на этот вопрос ответить. Вот при каких условиях они могут быть возобновлены – это я могу сказать. Мы готовы разговаривать со всеми странами и международными организациями, которые отвергают результаты этнической чистки и признают территориальную целостность Грузии. И если Россия когда-нибудь признает, что в двух провинциях Грузии была проведена жесточайшая этническая чистка в нарушение всех принципов и норм международного права, что была нарушена территориальная целостность нашего государства, то, я думаю, что ни дипотношениям, ни нормальным межгосударственным отношениям ничего не помешает. Другого пути я не вижу. Произошла военная интервенция, была война, часть территории Грузии оккупирована. Россия отказывается разговаривать с демократически избранным правительством Грузии. Какой еще путь может быть? Если вы мне подскажете, буду очень благодарен.
Завершились ли переговоры с российской стороной относительно сроков отъезда грузинских дипломатов из России, а российских – из Грузии?
Мы свои соображения сообщили российской стороне, предложили очень разумные сроки, довольно протяженные. Понятное дело, что и грузинским, и российским дипломатам надо улаживать массу формальностей перед отъездом. Скорее всего, отъезд произойдет в течение календарного месяца.
Может ли Тбилиси дать гарантии того, что граждане России, которые сейчас находятся в Грузии, смогут беспрепятственно выехать из страны?
Абсолютно. Никаких проблем нет, они могут уехать. У тех, кто не уезжает, наверное, просто нет денег. Ведь после того, как российская сторона в одностороннем порядке прекратила прямое авиасообщение с Грузией, лететь в Россию через Турцию, Армению, Азербайджан или Украину стало недешевым удовольствием. В министерстве иностранных дел Грузии 24 часа в сутки работает специальная телефонная линия, и любой гражданин России может обратиться напрямую в МИД, если кто-то препятствует его выезду, министерство немедленно вмешается. С 7 августа таких обращений в МИД от граждан России было пять.
Может ли Тбилиси гарантировать ненападение на Южную Осетию и Абхазию?
Во-первых, никакой Южной Осетии в природе не существует. Она существует только в воображении некоторых российских чиновников и сепаратистского правительства. Во-вторых, Грузия ни на кого не нападала. С 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта. Все наши попытки - и я в этом участвовал лично - воззвать к здравому смыслу ничем не закончились. Обратите внимание, во всех заявлениях российской стороны указывается 8 августа как дата начала конфликта, хотя конфликт начался по крайней мере за неделю до этого. Так что, поскольку мы и раньше не намеревались ни на кого нападать, мы и сейчас не собираемся этого делать.
Сообщается о признании независимости Южной Осетии со стороны Никарагуа…
Никарагуа никого не признавала. Президент Никарагуа Даниель Ортега заявил о том, что он поручит МИД подготовить соответствующие документы, а потом эти документы должны пройти через парламент страны. Так что признания как такового нет. И не будет, я вас уверяю. Выступая на митинге и имея латиноамериканский темперамент, чего только не скажешь.
Какие Вы видите в будущем пути взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией, готовы ли на диалог с Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты?
Прежде всего, подчеркну, что Цхинвальский регион и Абхазия – это часть Грузии. И то, что Россия признала их независимость, ничего не означает. Это все равно что я сейчас бы взял и признал Татарстан. Что бы от этого изменилось? Никакого диалога ни с Багапшем, ни с Кокойты не будет. Во-первых, я не знаю, кто это такие. Во-вторых, не представляю, как можно вести с уголовниками диалог. Эти люди совершили уголовно наказуемые преступления. Они совершили этночистку, которая сопровождалась целым букетом других преступлений – нарушением конституции, взятием в заложники, грабежами, изнасилованиями, нарушением границы и прочее. Так что какой может быть с ними диалог? Диалог – это слишком цивилизованное слово после того, как из-за них и с их участием была развязана война против Грузии. А конфликт ныне существует между Грузией и Российской Федерацией. И в 1992-м, и в 1993-м, и в дальнейшем, включая нынешний август, была одна война: между Грузией и Россией. Просто у этой войны было два театра действий – в Абхазии и Цхинвальском регионе.
Соответствуют ли действительности сообщения о том, что Сергей Багапш и Эдуард Кокойты объявлены Грузией в международный розыск?
Подтвердить не могу, потому что никакой официальной бумаги из грузинской прокуратуры я не получал. Но не исключаю, что получу.
Как Вы смотрите на то, чтобы представители Южной Осетии и Абхазии участвовали в заседании Совета Безопасности ООН? Будет ли Тбилиси этому препятствовать?
Мы обязательно будем этому препятствовать, более того, мы этого не допустим. Руководители сепаратистских бандформирований могут участвовать в заседаниях только одного международного органа – Международного уголовного суда. Мы уже внесли несколько дел на рассмотрение в этот суд и будем продолжать вносить.
Согласны ли в Тбилиси на присутствие на территории Грузии военных наблюдателей от ОБСЕ и международных полицейских сил с участием ЕС по мандату ОБСЕ?
Мы не только согласны, мы требуем этого. Причем мы настаиваем, чтобы все эти силы, в том числе международные полицейские силы с участием ЕС, и военные наблюдатели от ОБСЕ имели доступ ко всем объектам, ко всем населенным пунктам на всей территории Грузии, в том числе и на территории конфликтных зон. Кстати, Российская Федерация не впускает военных наблюдателей ОБСЕ не только в конфликтные зоны, но и в так называемые "буферные" зоны, которые она по своему усмотрению установила.
Официальная позиция Тбилиси всегда заключалась в том, что на территории Грузии не может быть иностранных военных баз. Может ли эта позиция быть пересмотрена?
Нет, пока в нашей позиции никаких изменений нет.
Как прошли переговоры с вице-президентом США Диком Чейни? Рассчитывает ли Тбилиси на военную помощь со стороны США, если да, то в каком объеме?
Мы оцениваем сам факт этого визита очень позитивно. И очень рады тому, что Соединенные Штаты готовы всесторонне помочь Грузии в восстановлении всей ее инфраструктуры.
А вы рассчитываете на военную помощь со стороны США?
США неоднократно говорили, что они будут способствовать восстановлению грузинской армии. Хотя армию нам удалось вывести практически без потерь.