Москва. 5 сентября. INTERFAX.RU - Встреча с генеральным директором Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ириной Александровной Антоновой происходила за несколько дней до открытия первой выставки нового сезона, стартовавшего 5 сентября. Суматоха царила страшная, люди носились, казалось, туда и обратно, точно также в разных направлениях двигались: картины, гравюры. Вернисаж, или вселенское столпотворение - полная картина вселенского столпотворения, или глобального ремонта.
На вопрос обозревателя "Интерфакса" Нины Коваленко, что здесь у них происходит, Ирина Александровна воскликнула даже с некоторым недоумением:
- Так первая же выставка открывается. Вы же знаете, что приближается юбилей нашего музея – 100-летие его будет отмечаться в 2012 году… Конечно, разработана программа подготовки к юбилею, и в том числе, огромный план выставочных работ. Первой в этом плане стоит выставка группы "Мост" собрания Музея "Брюке" (Brucke) в Берлине…
Насколько помню, это одно из крупнейших направлений мировой живописи XX века, сложившееся в Германии и вошедшее в историю под названием "немецкие экспрессионисты".
Да, но это не просто направление живописи. Это – художественное объединение, давшее начало экспрессионизму – движению, открывшему не только новые изобразительные возможности, но целое мироощущение, к которому вскоре примкнули поэты, писатели и композиторы.
Выставка, которая показывается у нас, подготовлена Музеем Brucke, основанным в 1964 г. в Берлине и владеющим самой крупной коллекцией ранних работ – картин, акварелей и рисунков, печатной графики немецких художников: Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа и Макса Пехштейна. Датой основания Музея "Брюкке" считается 1 декабря 1964 г. – день 80-летия Карла Шмидт-Ротлуфа, когда художник объявил о передаче в дар земле Берлин семидесяти четырех картин, а в дальнейшем – всего своего художественного наследия и архива. Карл Шмидт-Ротлуф предложил будущему музею здание для размещения коллекций; по проекту, в музее должны были экспонироваться не только произведения дарителя, но также работы других художников группы "Мост". "Это на самом деле часть истории: все художники "Моста" работали и жили в столице, Берлин на них несомненно повлиял", - обосновал свое решение Шмидт-Ротлуф.
Многие "мостовцы" откликнулись на идею создания музея группы "Мост" и пожертвовали в Музей собственные произведения, а также работы других участников объединения. Основанное на дарах Карла Шмидт-Ротлуфа и Эриха Хеккеля, музейное собрание не ограничилось только полученными материалами. На временное хранение стали поступать важнейшие полотна художников "Моста" и из других частных собраний. Шмидт-Ротлуф продолжал комплектовать Музей благодаря работам своих коллег группы "Мост". Со смертью Шмидт-Ротлуфа 10 августа 1976 г., согласно его завещанию, художественное наследие Фонда Карла и Эмми Шмидт-Ротлуф было передано в Музей Brucke.
Ирина Александровна, "Мост" ведь впервые показывается в Москве?
Да, конечно. Как и следующая большая выставка, которую представит московской публике ГМИИ им. Пушкина в этом сезоне. Я имею в виду выставку "Альберто Джакометти. Живопись, графика, скульптура" (из собраний Швейцарии). Она пройдет с 17 сентября по 20 ноября этого года в Зале личных коллекций (ЗЛК) музея. Открытие состоится 16 сентября в 16 часов.
Неужели мы увидим Джакометти? А разве скульптуры Джакометти не экспонировались у нас лет 30-40 назад? В вашем же музее.
Нет, нет. Никогда ни одной работы этого оригинальнейшего мастера первой половины ХХ в. не ввозилось в Россию. И вот теперь ГМИИ им. Пушкина совместно с Фондом Альберто Джакометти и Кунстхаусом (Цюрих), а также Фондом Бейлера (Базель) представляют первую в России монографическую выставку скульптора Джакометти (1901-1966), охватывающую все грани его творчества. В составе экспозиции – более 50 значительных произведений из наследия художника, хранящихся в Швейцарии: 27 скульптур, 7 живописных работ, 20 рисунков и гравюр. Творчество мастера чрезвычайно популярно в мире. Он с огромным успехом экспонировался во многих ведущих музеях и выставочных залах: Музей современного искусства, Нью-Йорк – 2002, Галерея Вильденштайна, Нью-Йорк – 2005, Центр Помпиду, Париж – 2008, Музей современного искусства "Луизиана", под Копенгагеном – 2008.
Вообще, должна сказать, что, несмотря на огромную востребованность творчества этого известного гения, выставлялся он, как это ни звучит парадоксально – редко. Это связано с хрупкостью его скульптур. Работы Джакометти сложны для транспортировки, и получение его экспонирования – большая удача. Над составом нынешней выставки и ее концепцией работал сотрудник цюрихского музея Кунстхауз, швейцарский искусствовед и автор исследований о творчестве Джакометти – доктор Кристиан Клемм.
Ну, что еще можно сказать? Нами не забыт "Восток", мы ожидаем выставку из Египта "Сокровища фараонов".
Уже 15 сентября известный российский художник Илья Кабаков будет проводить в Москве крупную художественную акцию. Часть работ, задействованных в акции, будет показана у нас в музее.
Ирина Александровна, второй круг, интересующих агентство и его подписчиков вопросов связан с тем, что покажем ГМИИ им. Пушкина в этом году, зарубежной публике, что Вы будете вывозить?
Мы вывозим в этом году из коллекций нашего музея Голландской живописи – в Корею. Мы вывозим французскую живопись в Швейцарию. Вывозим отдельные произведения на отдельные выставки – в Испанию, США, во Францию.
И теперь, Ирина Александровна, самый, наверное, приятный Вашему сердцу вопрос: как обстоят дела с Вашей мечтой – созданием "Музейного городка"?
А музейный городок у нас, конечно, будет. Там разместятся дополнительные экспозиционные залы музея… Возникнут два новых крупных экспозиционных зала – Институт философии и Дворец Вяземских – Долгоруких. Это с одной стороны. С другой стороны – появится одно хранилище и отдельное специальное помещение для нашей замечательной библиотеки. Наша библиотека рассчитана больше, чем на 1 млн томов. У нас есть эти тома, только надлежащих условий для хранения пока нет.
И будет сделана такая специальная среда – чтобы все эти здания не казались отдельно взявшимися здесь откуда-то, но чтобы это был действительно такой единый комплекс, такой городок с большими массивами озеленения и прочее, и прочее… Далее. Будет также реконструировано и отреставрировано основное здание музея. На все это намечены сроки, разработаны планы и прочее. Это все будет (должно быть) сделано до 2012 года.