Москва. 8 июня. INTERFAX.RU - Посол РФ в Пекине Андрей Денисов рассказал "Интерфаксу" о сотрудничестве Москвы и Пекина в нефтегазовой и военной областях, а также взаимодействии двух стран на международной арене.
- Когда, по российским прогнозам, Россия и КНР могут выйти на показатели в $100 млрд, к которым обе страны стремятся уже много лет?
- Я помню не такие далекие времена, когда мы с китайскими партнерами с энтузиазмом воспринимали новости о том, что российско-китайская торговля "взяла планку" в $5 или $10 млрд. Теперь двусторонний товарооборот вплотную приблизился к отметке в $90 млрд (по российским данным, в прошлом году – $87,5 млрд). За последние годы торговые отношения между Россией и Китаем переживали период бурного развития. При этом динамика роста нашей торговли была весьма высокой на фоне умеренного прироста товарооборота Китая с другими странами. В отдельные годы из 20 крупнейших торговых партнеров КНР торговля с Россией росла самыми быстрыми темпами.
Значимость России и Китая друг для друга как торговых партнеров также возросла. Китай удерживает первое место в списке внешнеторговых партнеров Российской Федерации. Наша страна занимает 9 место в списке десяти основных торговых партнеров КНР.
Реализован ряд крупнейших проектов экономического сотрудничества, в том числе строительство нефтепровода из России в Китай и первой очереди Тяньваньской АЭС. Начаты прямые расчеты в национальных валютах, а Россия стала первым зарубежным государством, в котором китайский юань стал торговаться на валютной бирже. Наши страны тесно сотрудничают и развивают многочисленные проекты в сферах транспорта и связи, авиастроения и освоения космического пространства, в научно-технической и военно-технической областях. В целом можно отметить рост взаимного интереса и объема контактов в промышленной сфере: в производственной кооперации, перевооружении российских предприятий и других сегментах взаимодействия. Это демонстрирует большие объективные потребности экономик наших стран во взаимовыгодной кооперации.
Главы России и Китая договорились вести дело к тому, чтобы к 2015 году довести объем двусторонней торговли до $100 млрд. Данная задача вполне выполнима. Убежден, что огромный потенциал российско-китайского торгово-экономического сотрудничества еще не раскрыт.
- Есть ли у Вас информация о том, на каком этапе находятся переговоры между "Газпромом” и CNPC о поставках газа в КНР?
- Компании двух стран продолжают переговоры по проекту организации трубопроводных поставок природного газа из России в Китай. Во время государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в марте текущего года между компаниями подписан рамочный меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества по проекту трубопроводных поставок российского природного газа в Китай по "восточному" коридору. "Дорожная карта" работы компаний сторон включает разработку и подписание основных технических условий поставок и затем – контракта купли-продажи природного газа. Поставки могут начаться через 4 года после подписания договора купли-продажи.
- Приступили ли Россия и КНР к реализации проекта по сотрудничеству в строительстве и эксплуатации Тяньцзинского НПЗ? Когда этот НПЗ планируется ввести в строй?
- Для российско-китайского сотрудничества в нефтепереработке строительство в Тяньцзине компаниями ОАО "НК "Роснефть" и CNPC нефтеперерабатывающего завода мощностью 13 млн тонн в год будет знаковым событием. Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в его строительстве и эксплуатации подписано в Москве 22 марта 2013 году. В настоящее время стороны готовят ТЭО проекта. Планируется его разработать к началу 2014 года. О сроках последующих этапов пока говорить рано.
- Подписаны ли уже контракты между Россией и Китаем на дополнительные поставки нефти, о чем говорилось после визита Си Цзиньпина в Москву? По такому ли же тарифу будут поставляться дополнительные объемы нефти в Китай "Роснефтью"?
- В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина подписано межправсоглашение о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью, которое предусматривает постепенное наращивание российских поставок в КНР. Для этого потребуется увеличение мощностей российско-китайского нефтепровода. Цена нефти, поставляемая в его рамках, определяется в соответствующих договорах между уполномоченными компаниями, которыми являются ОАО "НК "Роснефть" и CNPC. Компании ведут работу по подготовке коммерческих контрактов.
- Готовы ли китайские компании заключать контракт на закупку сжиженного природного газа с проекта "Ямал СПГ" без покупки акций ОАО "Ямал СПГ"? О каких объемах закупки газа идет речь?
- Российская компания ОАО "НОВАТЭК" в этом году провела первые контакты с китайскими компаниями по проекту "Ямал СПГ", китайским партнерам предложено сотрудничество в рамках данного проекта. Это относительно новая тема для нашего энергетического сотрудничества. Нужно дать время для диалога компаний.
- Интересуется ли Китай вхождением в новые проекты по сжижению газа, анонсированные "Роснефтью" на севере страны?
- Видимо, речь идет новых участках "Роснефти" на шельфе Баренцева моря, и о проекте "Сахалин-5". Контакты с китайскими компаниями по данной теме в этом году действительно состоялись. Насколько мы понимаем, китайской стороне интересна работа на шельфе в Арктике. Однако о конкретике пока говорить рано, эти проекты – дело будущего.
- Ведутся ли переговоры о вхождении китайских компаний в проект строительства завода по сжижению газа ”Газпрома" в районе Владивостока?
- Компания "Газпром" представила проект СПГ во Владивостоке китайским компаниям. Имеется понимание с китайскими партнерами, что поставки трубопроводного газа и СПГ по "восточному" маршруту являются взаимодополняющими, а не противоречат друг другу. Соответственно, работа на уровне компаний по обоим проектам идет параллельно.
- Назначена ли уже конкретная дата и место проведения очередного раунда энергодиалога Россия-Китай?
- Пока конкретных дат нет. Наши партнеры только что назначили китайского сопредседателя двусторонней Комиссии по энергетическому сотрудничеству, которым стал первый вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли (с нашей стороны – Аркадий Дворкович). Не исключено, что очередное заседание Комиссии пройдет ближе к встрече глав правительств, которая должна состояться в Китае во второй половине этого года.
- Ранее сообщалось о совместной работе над проектом создания тяжелого вертолета на базе Ми-26. Актуален ли этот проект в настоящее время, и на каком этапе находится его реализация?
- К настоящему времени ОАО "Вертолеты России" и китайская компания "АВИКОПТЕР" подписали ряд межкорпоративных документов, создающих базу для практического запуска этого проекта. Определена его принципиальная реализуемость, выработана оптимальная схема сотрудничества. Созданы рабочие группы, которые приступили к более глубокой проработке технических требований к будущему вертолету.
- Удовлетворена ли Москва тем, как Китай выполняет соглашение о защите интеллектуальной собственности в сфере ВТС?
- В 2008 г. с КНР заключено соглашение по защите интеллектуальной собственности в области ВТС. Оно и определяет механизм защиты разработок российских производителей. На всех этапах нашего взаимодействия в области научно-технического и военно-технического сотрудничества мы стараемся последовательно отстаивать свои интересы, а по вопросам соблюдения авторских прав строго требовать от партеров соблюдения международных норм и правил сотрудничества в данной области.
Как показывает практика, здесь еще есть над чем работать, но обнадеживает позитивный настрой наших китайских партнеров.
- Есть ли у Вас информация о том, удовлетворены ли власти КНР получением статуса страны-наблюдателя в Арктическом совете, или же Пекин будет настаивать на получение больших прав в этом формате?
- Китай устами официального представителя МИД уже высказался по этому поводу. В Пекине высоко оценивают и приветствуют решение Арктического совета о предоставлении КНР статуса государства-наблюдателя. При этом Китай в очередной раз подтвердил свою поддержку деятельности Совета, а также готовность участвовать в его работе при полном соблюдении суверенитета, уважении интересов, ценностей и культуры народов арктических государств.
Со своей стороны полагаем, что конструктивное подключение КНР к деятельности этой организации послужит укреплению многостороннего сотрудничества в Арктике, готовы к обсуждению возможных направлений двустороннего сотрудничества в этой сфере.
- Есть ли у Москвы и Пекина совместные инициативы, которые они могли бы реализовывать как в двустороннем плане, так и в рамках ШОС и других международных организаций, по наращиванию сотрудничества по Афганистану после вывода оттуда коалиционных сил в 2014 году?
- Наши страны выступают за более широкое участие региональных государств в процессе восстановления Афганистана, в улучшении жизни афганского народа. Это, впрочем, не предполагает перекладывания на страны региона ответственности, уже принятой на себя иными государствами. Равно как и досрочного прекращения выполнения мандатов, выданных ООН.
Россия и Китай координируют подходы по Афганистану в двустороннем формате и тесно взаимодействуют в рамках ШОС, в которой, кстати, на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств государств-членов достаточно эффективно работает механизм регулярных консультаций по вопросам региональной безопасности, главной темой которых как раз и является Афганистан. Проводится "сверка часов" в преддверие международных мероприятий, связанных с Афганистаном. Последняя такая встреча состоялась накануне министерского совещания в рамках регионального "Стамбульского процесса" в Алма-Ате (26 апреля 2013 года).
Отдельно хочу подчеркнуть, что региональное сотрудничество с Афганистаном для России и Китая идет не первый год. Афганистан – сосед наших государств, и посильное разноплановое содействие ему мы оказывали в прошлом, оказываем сейчас и будем оказывать в будущем.
В Москве и в Пекине ШОС однозначно рассматривается как одна из наиболее подходящих площадок для широкого регионального диалога по афганской проблематике. К тому же с июня прошлого года Афганистан является государством–наблюдателем при Организации. Должен признать, что отбор возможных совместных проектов идет нелегко. Но задумки есть, и они активно обсуждаются профильными ведомствами. Это сооружение и восстановление инфраструктуры, энергетика, социальная сфера. Не сомневаюсь, что с учетом солидного опыта работы на афганском направлении каждого из государств-членов ШОС со временем будут достигнуты весомые результаты.