Москва. 11 июня. INTERFAX.RU - Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев накануне представления на генеральной ассамблее Международного бюро выставок (МБВ) в Париже проекта проведения ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге рассказал в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" о планах проведения в Екатеринбурге этой масштабной международной выставки, развитии туристической отрасли и решении транспортных проблем региона.
- Евгений Владимирович, какой опыт приобретет Екатеринбург в случае проведения ЭКСПО 2020?
- Все города, в которых проходили Всемирные выставки, в перспективе становились финансовыми, промышленными, выставочными, индустриальными или IT-центрами: Барселона, Париж, Милан, Ганновер, Монреаль, Шанхай.
Безусловно, мы также рассчитываем стать не менее значимым центром в своей отрасли. Поскольку мы являемся индустриальным регионом, то, на мой взгляд, необходимо привлекать инвестиции в промышленность - как для ее обновления, так и для создания ее новых видов.
- Изучали ли Вы опыт Шанхая, который в свое время выиграл у Москвы право проведения ЭКСПО 2010?
- Конечно, мы отправляли туда специалистов, общались с коллегами, которые продвигали заявку и затем реализовывали проект. В частности, изучали опыт создания транспортно-логистической инфраструктуры.
ЭКСПО – это выставка мировых достижений и инноваций. Если мы создадим такие условия, что у нас будет не только удобно экспонироваться, но и работать, вести бизнес, то часть приехавших на выставку в Екатеринбург здесь и останется. Мы в свою очередь, сделаем все, чтобы к нам приезжали умные люди, привозили передовые технологии, и у нас появлялись средства на реализацию проектов. Проведение Всемирной выставки даст серьезный толчок не только к развитию отдельного региона, но и всей страны.
Нам важно привлечь в регион как можно больше крупных компаний. А такие компании идут туда, где им удобно и безопасно работать.
Всемирная выставка для нас это не только строительство ЭКСПО-парка, но и совершенствование законодательства, сокращение административных барьеров, развитие индустрии гостеприимства, то есть целый комплекс работ. Проведение выставки - мощный проект, который позволит и городу, и региону сделать семимильный шаг в своем развитии.
- Насколько полезным оказался для заявочной кампании прошедший в Екатеринбурге саммит Россия - ЕС, обсуждались ли на нем перспективы ЭКСПО 2020, и какие "очки" он принес городу?
- Безусловно, что саммит Россия – ЕС, который мы недавно принимали, стал еще одним шагом на пути международного продвижения Екатеринбурга. Благодаря усилиям федерального руководства мы получили возможность продемонстрировать преимущества нашего города. Могу сказать, что и президент нашей страны, и руководители Евросоюза положительно отозвались об организации саммита и высказали мнение, что наш город является идеальным местом для проведения ЭКСПО в 2020 году. Надеюсь, что такая похвала со стороны представителей Евросоюза отразится и на результатах итогового голосования по нашей заявке в ноябре.
Екатеринбург сегодня представляет не просто Свердловскую область - мы представляем целую страну. Руководство государства активно заинтересовано в продвижении нашей заявки. На международных переговорах постоянно поднимается этот вопрос, и мы не можем этому не радоваться. При этом мы понимаем, насколько ответственно нужно подойти к реализации этого проекта в случае нашей победы, и у нас нет права на ошибку.
Сегодня мы вместе с федеральным правительством, министерством иностранных дел, заявочным комитетом продвигаем нашу заявку, чтобы убедить членов Международного бюро выставок, в которое входит более 160 стран, проголосовать за Екатеринбург.
- По Вашему мнению, каковы наиболее сильные и слабые стороны уральской заявки?
- Сразу скажу, что слабых сторон у нас нет. Одной из сильных, конечно, является географическое положение. Мы находимся в самом центре Евразии, и нам не надо специально "настраивать" сообщение и логистику с другими регионами. Уже сейчас Екатеринбург имеет авиасообщение с более чем 40 странами мира. Уральская столица является центром международной деловой активности. Мы третий город в России по числу дипломатических миссий - у нас работают 24 иностранных консульства. В экономической сфере регион сотрудничает с более чем 130 странами мира.
Свердловская область демонстрирует устойчивый экономический рост. Напомню, что по итогам 2012 года рост валового регионального продукта составил 107,8%. Прошу заметить, что мы не добываем ни нефть, ни газ. Наш экономический рост происходит за счет развития промышленности, внедрения инноваций и реализации человеческого потенциала. В регионе работает более 4 тыс. предприятий и заводов, 403 иностранных компаний.
Екатеринбург - крупный научный и образовательный центр. В 34 вузах, в том числе, Уральском федеральном университете (УрФУ) имени Бориса Ельцина учатся почти 200 тыс. студентов, из них 4 тыс. из-за рубежа.
И сам регион, и Екатеринбург, в последние годы особенно бурно развиваются. Мы все чаще становимся площадкой для разного рода международных мероприятий. Мы провели саммит России и Евросоюза, на очереди международная промышленная выставка "Иннопром", которая пройдет с 11 по 14 июля, 9-ая международная выставка вооружений в Нижнем Тагиле состоится с 25 по 28 сентября. Также в этом году Екатеринбург примет X юбилейный саммит межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В 2014 году у нас пройдет Чемпионат мира по программированию, а в 2018 году - матчи Чемпионата мира по футболу.
Одним из главных преимуществ нашей заявки является поддержка руководством страны. На мартовской встрече президента России Владимира Путина с инспекционной комиссией МБВ наши партнеры из МБВ получили гарантии на всех уровнях для проведения выставки.
- Насколько поддерживают проект жители самого Екатеринбурга?
- Екатеринбург в большинстве своем поддерживает идею проведения ЭКСПО 2020. "За" высказалось более 90% опрошенных жителей. В Свердловской области этот показатель чуть меньше - около 80%. По другим регионам, уровень поддержки примерно такой же.
- Как будет осуществляться реализация подготовки к ЭКСПО-2020 в случае победы Екатеринбурга – на государственные или частные средства?
- Мы предполагаем все средства вложить в коммунальную, дорожную и транспортную инфраструктуру для будущей выставки. А все остальное - начиная от кампусов и апартаментов для гостей и участников до павильонов и бизнес-центров - будут строить инвесторы. В том числе, за счет частных инвестиций построят конгресс-холл и российский павильон.
На территории ЭКСПО-парка будет возведено 140 павильонов – по количеству стран-участниц. Будут отдельные павильоны для стран с мало развитой экономикой. Мы гарантировали финансовую помощь для их продвижения в случае победы нашей заявки. Строительство ЭКСПО парка оценивается сегодня в $2,5 млрд вместе с федеральными, региональными и частными инвестициями. Эта сумма указана в нашей заявочной книге и озвучена Международному бюро выставок. Однако надо понимать, что это пока предварительный расчет. Точные расчеты и конкретное бизнес-планирование будет произведено на следующем этапе, в том случае, если мы победим.
По условиям заявки, мы должны были также определить судьбу наследия Всемирной выставки, если она пройдет у нас. Часть построенных на территории парка гостевых апартаментов уйдет на продажу под жилье, часть будет предусмотрена для бюджетных работников, часть - отойдет под организацию кампусов для наших вузов.
- Чемпионат мира по футболу 2018 года и возможное проведение ЭКСПО 2020 привлекут в регион миллионы туристов. Как будет развиваться туристическая отрасль Урала в ближайшие годы, чтобы справиться с таким потоком?
- В нашей заявке на право проведения выставки мы указали цифру 12 млн посетителей. Однако мы рассчитываем, что количество посещений выставки достигнет 30 млн. То есть, предполагается, что каждый гость, который приедет к нам, посетит выставку не один, а несколько раз. При этом, мы считаем, что гости выставки не ограничатся только визитом в ЭКСПО-парк. Надеемся, что большинство гостей останется еще на пару дней, чтобы насладиться уникальным уральским ландшафтом и проникнуться нашим историко-культурным наследием.
Мы рассчитываем, что индустрия въездного туризма в регионе совершит колоссальный скачок. Уже подготовлена программа развития туризма, которую мы рассмотрим на ближайшем заседании правительства. Развитие получит не только Екатеринбург, но и большая часть области. Я говорю о Верхотурье, об экотуризме к подножию Уральских гор, об экскурсиях в такие прекрасные места как Невьянск и Нижний Тагил. У нас в области есть все предпосылки для развития оздоровительного туризма. В самом же Екатеринбурге много объектов историко-культурного наследия, в том числе, связанных с последними днями жизни царской семьи.
- Развитие туризма невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Сейчас время в пути из Москвы в Екатеринбург по железной дороге составляет почти 30 часов. Планируется ли к концу 2010-х годов строительство высокоскоростной магистрали?
- ОАО "РЖД" занимается этим вопросом. Знаю, что сейчас идет работа над проектом обоснования инвестиций. Этим занимается вице-президент РЖД, бывший губернатор Свердловской области Александр Мишарин. В проекте предусмотрена ветка Санкт-Петербург - Москва, имеются также южное и восточное направления. Как долго будут строить, пока не могу сказать. Но у нас сегодня прекрасно налажено авиасообщение – ежедневно 19 рейсов совершаются из Москвы в Екатеринбург и обратно.
- Выдержит ли аэропорт такой приток туристов?
- Наш аэропорт уже сейчас рассчитан на перевозку 8 млн пассажиров в год. В случае победы нашей заявки мы обязательно достроим третий международный терминал. Группа компаний "Ренова" и ЗАО УК "Аэропорты регионов" уже обсудили этот вопрос и, я думаю, что на ближайшем "Иннопроме" мы заключим соответствующее соглашение.
- Как в контексте возможного проведения Всемирной выставки будет развиваться проект метрополитена в Екатеринбурге? Появится ли вторая ветка?
- Как я уже говорил, в 2018 году Екатеринбург примет матчи группового этапа Чемпионата мира по футболу. Большинство объектов транспортной инфраструктуры будет построено уже к этой дате.
Первый этап строительства второй ветки метро заключается в прокладке тоннеля и строительстве трех станций до Центрального стадиона, а второй – в продолжение ветки еще двумя станциями до ЭКСПО-парка, поскольку он как раз находится по пути. Так что, в случае победы нашей заявки, здесь останется построить немного. По предварительной оценке общие затраты до ЭКСПО-парка составят 32 млрд рублей. Мы готовы выделить часть средств из регионального бюджета, но нам бы хотелось, чтобы хотя бы половину взяли на себя федеральные власти.
- Правильно ли я понимаю, что до Центрального стадиона метро будет построено в любом случае?
- Мы заявились с этим проектом, а федеральное правительство сейчас подводит итоги и подсчитывает средства. Думаю, уже скоро станет ясно: окажут нам помощь в строительстве метро или нет.