Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - Количество абонентов сотовых операторов в России в I квартале 2015 года сократилось на 0,8% по сравнению с IV кварталом 2014 года, составив 238,4 млн, подсчитали аналитики AC&M-Consulting.
Уровень проникновения мобильной связи снизился до 166,8% со 168,2%. Как сообщалось, по итогам 2014 года количество абонентов в России составляло 240,3 млн.
"Продажи sim-карт в России не сильно изменились по отношению к I кварталу 2014 года, но отток абонентов повлиял на то, что чистый прирост оказался негативным. Возможно, это связано с тем, что в IV квартале имели место масштабные раздачи sim-карт. Их берут недобросовестные абоненты, которые со временем покидают операторов", - сказал "Интерфаксу" аналитик AC&M Антон Погребинский.
Ранее сообщалось, что коэффициент оттока ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) по итогам I квартала составил 10,1%, ОАО "Вымпелком" - 16%, ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) - 7,6%. ОАО "Мегафон" не раскрывает данных по оттоку абонентов.
Потери по абонентам в I квартале в России понесли все операторы "большой тройки". Абонентская база ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) сократилась на 0,1%, до 74,5 млн. У ОАО "Мегафон" этот показатель сократился на 0,3%, до 69,5 млн абонентов. Самое значительное снижение абонентской базы продемонстрировало ОАО "Вымпелком" - на 2,6%, до 55,7 млн.
"Операторы стали более консервативно подходить в своей отчетности к активной абонентской базе. В целом это может поспособствовать оздоровлению рынка, в том числе продаж", - считает представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. Кроме того, по ее словам, на количество пользователей в I квартале влияет сезонный фактор.
"Активность в продажах в IV квартале выше, чем в начале года, но соответственно в I квартале выше и отток", - заявила она "Интерфаксу".
Представитель "Мегафона" Алия Бекетова объяснила снижение абонентской базы оператора в квартальном отношении сезонным фактором и оттоком "олимпийских" пользователей (оператор был генеральным партнером Олимпиады в Сочи).
Абонентская база Tele2 по итогам I квартала составила 34,9 млн. В квартальном отношении оператор потерял 200 тыс. абонентов. Снижение совокупной абонентской базы дали "новые" регионы, перешедшие от ОАО "Ростелеком" в августе прошлого года в ходе создания мобильного СП. В этих регионах в конце 2014 года и в начале 2015 года отсутствовало активное продвижение перед проведением ребрендинга, говорила ранее на этой неделе финансовый и административный директор Tele2 Людмила Смирнова. По ее словам, количество абонентов в "старых" регионах Tele2 в квартальном отношении увеличилось на 0,5%, до 24,2 млн.
Среди других факторов снижения абонентской базы представитель компании Константин Прокшин назвал перевод дилеров в бывших регионах "Ростелекома" на принятую в Tele2 модель revenue sharing. "Модель позволяет привлекать более качественных абонентов. Переход на новую модель снижает продажи в краткосрочном периоде, но существенно понижает отток в долгосрочной перспективе", - отметил Прокшин.
Количество клиентов екатеринбургского оператора "Мотив" по итогам января-марта составило 2,42 млн по сравнению с 2,43 млн кварталом ранее. Поволжский "СМАРТС", постепенно распродающий свои активы, снизил абонентскую базу на 0,5%, до 1,082 млн.
В Москве, ключевом для "большой тройки" регионе, число абонентов за квартал снизилось на 883,3 тыс., до 39,1 млн. При этом в Москве ни один из операторов не показал прироста базы, распределение долей операторов на этом рынке осталось прежним - 35% у МТС, 34% - у "Вымпелкома", 31% - у "Мегафона".
В Санкт-Петербурге количество абонентов уменьшилось на 204 тыс., до 14,1 млн. "Мегафон" слегка увеличил свою долю на этом рынке (до 37% с 36%) - за счет снижения доли "Вымпелкома" (до 18% с 19%). МТС по-прежнему занимала 28% мобильного рынка Петербурга, Tele2 - 17%.
По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, квартальное снижение базы оператора в Москве (на 0,9%) и Санкт-Петербурге (на 1,9%) связано с сезонным фактором - коррекцией после высоких новогодних продаж, когда абоненты покупали новые гаджеты вместе с sim-картами.
"Уровень продаж новых контрактов МТС - на уровне прошлого года. Компания давно вышла из гонки низкомаржинальных подключений и наращивает абонентскую базу за счет низкого оттока и качественных продаж контрактов", - добавил ДСолодовников.
По итогам I квартала МТС занимала 31% российского рынка мобильной связи, "Мегафон" - 29%, "Вымпелком" - 23%, Tele2 - 15%.
Совокупная абонентская база МТС в странах присутствия (РФ, Украина, Армения, Туркмения, Узбекистан, Белоруссия) в I квартале увеличилась на 0,1% по сравнению с IV кварталом прошлого года, до 104,24 млн.
Vimpelcom Ltd. сократил количество абонентов в России, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Грузии и Армении на 1,9%, до 107,9 млн.
Количество абонентов "Мегафона" в России, Абхазии, Южной Осетии и Таджикистане по итогам января-марта составило 72 млн, что на 0,3% меньше, чем кварталом ранее.
На Украине количество мобильных абонентов за квартал снизилось на 0,2%, до 59,25 млн. Проникновение сотовой связи упало до 130,4% с 130,7%.
Лидер украинского рынка "Киевстар" (принадлежит Vimpelcom Ltd.) снизил количество абонентов на 0,3%, до 26,15 млн. "МТС-Украина" увеличила абонентскую базу на 0,1%, до 20,25 млн. Число абонентов "Астелита" составило 10,3 млн, не изменившись в квартальном отношении.
По итогам января-марта доли операторов на украинском рынке не изменились - 44% у "Киевстара", 34% - у МТС, 17% - у "Астелита".