Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - Больше века назад журналист французской газеты L'Auto (предок нынешнего L'Équipe) Жео Лефевр вместе со своим редактором и учредителем Анри Дегранжем придумал прорекламировать газету с помощью велогонки, которая бы составила конкуренцию велогонкам "Париж-Брест-Париж" (спонсируемой другой газетой, Le Petit Journal) и "Бордо-Париж". Успех "Тур де Франс" стал победой и для L'Auto, число подписчиков которой выросло с 25 тысяч до 65. Сейчас же гонка, ставшая самой престижной в мире, сродни национальному празднику, который, впрочем, приносит немалые выгоды организаторам.
Вы наверняка слышали выражение "желтая майка лидера" - оно придумано именно на "Тур де Франс", газета-создатель которой печаталась на желтых страницах. Майка - символ переходящий, ее получают гонщики, лидирующие по итогам хотя бы одного этапа. Гонка идет по территории Франции и близлежащих стран, включает в себя 21 этап, но выиграть ее можно, не выиграв ни одного: победителем становится тот гонщик, суммарное время которого является наименьшим среди всех участников. Один этап - это примерно 150-200 км, которые профессионал может проехать примерно за пять часов в зависимости от условий погоды и трассы.
Есть еще несколько номинаций - лучший спринтер, лучший горный гонщик и лучший молодой гонщик. У каждой - своя расцветка майки. Самая веселая, белая в крупный красный горох - "майка горного короля". Многие из находящихся на горных участках трассы болельщиков облачены как раз в такие майки.
Почему же эта гонка так популярна и что заставляет болельщиков с разных концов мира посещать ее, принося успех ее создателям?
Во-первых, поражает уровень организации мероприятия. Гонка проносится мимо нескольких городов и деревушек. Как выяснилось, города платят организаторам за то, чтобы маршрут пролегал через их территорию, примерно по $300 тыс. Расценки за старт и финиш, естественно, отличаются. Это своеобразная реклама для привлечения туристов - каждый населенный пункт во время гонки презентует свои достижения.
Но болельщики и просто зеваки встречают спортсменов не только в городах, где во время гонок закрываются государственные учреждения и предприятия, в том числе банки и аптеки. Они ездят за гонщиками по пути следования маршрута - будь то лес, горы или просто ничем не примечательная дорога.
Первыми они видят так называемый "караван", состоящий из нескольких машин с рекламной продукцией. Рекламировать они могут что угодно, начиная от шариковых ручек и чистящих средств до гостиниц и автомобильных шин или выходящего в свет кинофильма.
Место в таком караване также покупается. Надо сказать, выглядят эти автомобили весьма впечатляюще, хотя могут и испугать, особенного когда внезапно мимо тебя проезжает пятиметровый пластиковый велосипедист. В машинах едут молодые люди, пристегнутые страховочными тросами как скалолазы, танцуют, приветственно машут руками и дают пробовать продукцию своей фирмы или делятся сувениркой с логотипами.
Этот "праздник" проезжает минут за 15 и дальше болельщики, среди которых очень много детей (причем взрослые беспощадно приносят сюда даже младенцев), стоят под палящим солнцем или проливным дождем еще около двух часов, чтобы дождаться гонщиков. Да, в больших городах установлены экраны, где можно смотреть, как около 200 спортсменов едут сплошным караваном, поддерживая общий темп. Но жители маленьких деревушек приезжают на трассу, даже не имея возможности наблюдать ход гонки. Некоторые устраивают себе пикник на обочине, жарят шашлыки, пьют вино, рядом играют дети. Основная масса же болельщиков ждет стоя, даже пожилые люди с палочками.
"Для нас это событие, кураж", - говорит француженка, пришедшая с маленькими детьми и беременной подругой. "Я люблю спорт и езжу за гонщиками вдоль трассы", - объясняет довольно немолодой мужчина на спортивном велосипеде.
"Мой сын увлекается велоспортом. Мы приехали во Францию на каникулы, совместили с "Тур де Франс", приезжаем уже на второй финиш", - говорит парень из Норвегии, ожидающий, пока его сын возьмет автограф у норвежского велогонщика. "Поедете на третий?" - спрашиваю я. "Нет-нет, - смеясь, машет он руками, - завтра на пляж!"
Болельщики выпрашивают у гонщиков не только автограф или совместное селфи, главная их добыча - бутылка, из которой пил спортсмен во время гонки. Это предмет коллекционирования.
Вообще с точки зрения доступа к звезде - это довольно демократичное мероприятие: после того, как гонщики проехали финиш, можно промчаться по пути его следования, где уже нет ограждений, и добраться до спортсмена. Или можно просто стоять у автобуса с логотипом команды, куда они обязательно приедут. Кстати, внутри автобус представляет собой дом на колесах - там есть даже душ.
А лучше всего за 30-40 евро купить билет в так называемую стартовую "деревню", где спонсоры выставляют свою съедобную продукцию, и гости, прожевав сыр с плесенью и запив его сидром, могут столкнуться нос к носу со своим кумиром - велосипедисты заезжают сюда перед стартом, чтобы пообщаться с болельщиками. Кто-то просто проезжает "деревню", а кто-то может сесть за столик и выпить газировки (да, спортсмены ее тоже пьют, но, конечно, в разумных количествах).
"Тур де Франс" потрясает своим размахом, качеством освещения мероприятия и количеством представителей СМИ, присутствующих на нем. Городок с грузовиками, откуда мировые теле- и радиоканалы организуют свою трансляцию, по размерам можно сравнить с Красной площадью. Стоит больших трудов пройти по нему и не споткнуться о переплетение несметного количества кабелей и проводов. Каждый день этот городок переезжает вместе с гонщиками, и технический персонал ночью устанавливает все необходимое для работы журналистов, которые будут с камерами и микрофонами бегать за велосипедистами после финиша. По ходу трассы летают шесть - семь вертолетов, которые передают прямую трансляцию, и едут несколько мотоциклистов, передающих радиосигнал.
Бывает так, что во время гонки спортсмены не справляются с ситуацией и происходит завал - несколько гонщиков, едущих со скоростью около 60 км/час, валятся друг на друга. Как бы ужасно это ни звучало, завалы добавляют просмотру гонки некоторой динамичности. Самая распространенная травма - перелом ключицы, которая грозит двухнедельным перерывом. Естественно, за гонщиками всегда ездит машина скорой помощи, а иногда для перевозки упавших велосипедистов приходится использовать вертолеты.
После того, как гонка закончилась, спортсмены еще некоторое время крутят педали у своего автобуса на специальном тренажере, чтобы успокоились мышцы, а затем едут в гостиницу, где их принимает команда массажистов. Пока гонщики получают свой заслуженный отдых, их гоночные "машины" приводит в порядок команда механиков - мойка специальными средствами, техосмотр, замена поломанных частей. Один из механиков обязательно едет за гонщиками в спецмашине, так называемой "техничке" - иногда приходится менять или чинить велосипеды прямо в дороге. Плюс за 5-часовой переезд спортсмены успевают проголодаться, и их подкармливают прямо на ходу напитками, батончиками или бутербродами, например, с черной икрой. Случается, что велогонщики пытаются пристроиться к "техничке" другой команды и полакомиться деликатесами.
Приехав в гостиницу и подкрепившись специально составленным сбалансированным ужином, спортсмены расходятся по комнатам. Отбой - в 22:00, но, в отличие от детского лагеря, строго за этим никто не следит. Каждый сам понимает, что отсутствие должного отдыха может сказаться на результатах.
Кстати, у спортсменов есть свой МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который контролирует Международный союз велосипедистов (UCI), выдающий лицензии велосипедным командам. Он составляет порядка 40-50 тыс. евро в год - гораздо меньше, чем, например, у футболистов, хотя труда вкладывается намного больше.
Гонка - это еще и отличный тест-драйв велосипедов. Производители, которые спонсируют ту или иную команду, проверяют характеристики новинок на профессиональных спортсменах перед массовым запуском. Велоспорт настолько популярен в Европе, что непрофессионалы зачастую имеют более крутые велосипеды, чем гонщики.
Эксперты говорят, что само мероприятие обходится его организаторам - Amaury Sport Organisation (является частью медиа-холдинга, куда входит и газета-прародитель гонки) - примерно в $30 млн, в то время как доходы составляют порядка $100 млн.
"У этой гонки такая посещаемость! Что же будет, если организаторы решат отказаться от нее?!", - спрашиваю я у одного из участников этого мероприятия. "А зачем им отказываться? Это ж бизнес!", - отвечает он.
И это бизнес не только для организаторов, он и для спонсоров, и для владельцев команд, которые тоже иногда приезжают на гонки, и для владельцев гостиниц и для других небольших предпринимателей. Говоря деловым языком, в ходе проекта создается множество рабочих мест. Города демонстрируют свои лучшие достижения, пытаясь привлечь туристов. В некоторых странах компании, спонсирующие спортивные команды, получают поблажки по налогам. Но все-таки для обычных людей это радость, пример спортивного духа и пути к успеху. Они - настоящие фанаты велоспорта, и хочется, чтобы в России спорт имел такую же поддержку и массовую любовь.