Москва. 3 марта. INTERFAX.RU - В Патриаршем дворце Музеев Московского Кремля в пятницу открылась выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", на которой представлены уникальные шедевры французского готического искусства, большинство из которых впервые покинули территорию Франции.
В экспозиции показаны артефакты, рассказывающие о жизни, деяниях и наследии французского короля Людовика IX или Людовика Святого (1214-1270), которого знают как участника крестовых походов, защитника Святой земли, строителя храмов и покровителя наук и искусств. В историю он вошел как мудрый государь и справедливый правитель. Именно его правление стало временем расцвета готического искусства, недаром его называли Периклом средневекового зодчества.
"Во время своего правления Людовик Святой собрал лучших мастеров Франции во всех сферах - в витражном и ювелирном деле, в книжной миниатюре, строительстве. Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать на этой выставке замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось, фигура Людовика Святого не слишком хорошо известна нашей публике, и очень символично, что эти непревзойденные шедевры на три месяца переместились из Франции именно в Кремль", - рассказала директор музеев Елена Гагарина.
Одной из архитектурных жемчужин, к которым приложил руку Людовик, стала Святая Капелла или Сент-Шапель, возведенная как часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (Консьержери) на острове Сите в Париже. Сент-Шапель задумывалась как место хранения более чем 20 реликвий Страстей Господних, вывезенных крестоносцами из Константинополя в ходе крестового похода. Среди них – частицы Креста Господня, камень Гроба Господня, копье Лонгина и, конечно, терновый венец Спасителя.
Когда венец прибыл в Париж, для него был создан специальный реликварий в виде большой короны – на высокой ножке, украшенный драгоценными камнями. Так венец и простоял в Сент-Шапель до Великой Французской революции. Тогда по велению судьбы ларец был переплавлен, а венец отправили в Национальную Библиотеку, где, как предполагают специалисты, он хранился вовсе безо всякого футляра. После реставрации монархии Венец в 1804 году передали архиепископу парижскому в Нотр Дам и был заказан новый реликварий – ювелир Жан-Шарль Кайе создал скромный, в духе классицизма, изящный и элегантный реликварий из позолоченного серебра и горного хрусталя.
В Москве публика может увидеть реликварий тернового венца XIX века, в котором артефакт хранился более 50 лет и который впервые покинул территорию Франции. Сам венец, находящийся в Соборе Парижской Богоматери и выставляющийся для поклонения раз в два-три месяца, не приехал в столицу, однако организаторы смотра утверждают, что с теологической точки зрения любая вещь, которая соприкасалась с реликвией, также становится реликвией.
Отдельное место в экспозиции занимает корона-реликварий, датирующаяся концом XIII века. Она хранилась в доминиканском монастыре в Льеже. Монахи утверждали, что это личная корона Людовика, которую он преподнес в дар монастырю. Однако, когда Лувр в XIX веке приобрел артефакт и исследовал его, выяснилось его истинное предназначение. За прозрачными вставками по ободу короны скрываются реликвии - частицы мощей Иоанна Крестителя, Марии Магдалины, а также апостолов, исповедников и три реликвии Страстного цикла - часть копья Лонгина, Тернового венца и утерянный фрагмент креста.
Но, пожалуй, самым ярким - как в прямом, так и переносном смысле, - экспонатом выставки являются витражи из Сент-Шапель XIII века, в первый раз выехавшие из Франции. Они расположились в витрине, занимающей отдельную стену Патриаршего дворца, и подсвечены светом, направленным в сторону зрителя – так, что посетитель может рассмотреть мельчайшие детали библейской истории человечества от сотворения мира до воскресения Христа. Здесь представлены фрагменты таких сюжетов как "Книга Царств", "Исход", "Бытие" и другие.
Всего же в экспозиции выставлены 78 экспонатов из крупнейших собраний Франции – Лувра, Национального музея средневековья Клюни, Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.
На выставке вниманию посетителей представлены ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых (первое десятилетие XIII века), навершие посоха с изображением сцены Благовещения, украшенное эмалью (вторая четверть XIII века), миниатюры из рукописной книги Гийома де Сен Патю "Житие и чудеса Святого Людовика" (1330-1340 годы).
Кроме того, в экспозиции демонстрируются статуя дочери Людовика Изабеллы (хранится в церкви в Пуасси, где был крещен Людовик), а также образ Богоматери с Младенцем из Лувра.
Отдельно выставлены образцы ювелирного искусства времен высокой готики: знаменитые лиможские эмали, ковчег с образом святого Франциска Ассизского, Евангелие с драгоценным окладом для богослужений в Святой Капелле.
Большинство произведений представлены в России впервые. Совместный российско-французский проект стал центральным событием перекрестного года культурного туризма России и Франции.
Выставка сопровождается образовательной программой и будет работать до 4 июня.