Москва. 17 апреля. INTERFAX.RU - Более чем двухлетнее разбирательство между Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС) и американским интернет-гигантом Google завершилось мировым соглашением. Google откажется от эксклюзивной предустановки своих приложений на мобильных устройствах Android и не будет ограничивать предустановку приложений третьих сторон, в частности, на первый экран устройства.
ФАС заявила, что Google приложит все усилия для устранения последствий нарушения и исполнит предписание ведомства. Однако условия соглашения не дают оснований однозначно выявить победителя в долгом противостоянии и предсказать, обернется ли победа серьезными бизнес-результатами в споре Google и "Яндекса" за российский рынок. Точно в выигрыше остаются ФАС и чиновники из смежных ведомств: возможно, теперь им не придется ломать голову над уникальной технологией замедления доступа к сервисам Google.
Прорубить окно выбора
Итоги соглашения отличаются от первоначальных требований ФАС. В сентябре 2015 года служба, среди прочего, обязала Google не обуславливать предустановку магазина приложений Google Play требованием об обязательной предустановке других сервисов компании - например, карт и почтового агента Gmail. Нарушение Google, как установила ФАС, выражалось в предоставлении магазина приложений Google Play производителям мобильных устройств, предназначенных для продажи в РФ, на определенных условиях. К ним относятся обязательная предустановка вместе с Google Play ряда других приложений компании, их размещение в приоритетных местах на экране, обязательная установка поисковика Google "по умолчанию".
Теперь наряду с приложениями Google на Android-смартфоны по соглашению с производителями могут быть предустановлены приложения других разработчиков - в том числе на главном экране по умолчанию. Таким образом, Google теряет лишь эксклюзивное право на предустановку своих приложений.
В то же время важной частью соглашения станет появление у пользователей так называемого "окна выбора". Окно будет доступно на обновленной версии Chrome - новый виджет (строка поиска) Chrome, который заменит стандартный поисковый виджет Google на главном экране. Таким образом, при запуске виджета на главном экране пользователю будет показано "окно выбора" с другими поисковыми системами по умолчанию. Этот пункт не был предусмотрен первым предписанием ФАС. Такое коммерческое соглашение уже заключено между "Яндексом" и Google.
В течение 60 дней с момента утверждения мировой заинтересованные российские поисковики могут обратиться в Google для обсуждения возможных условий включения в "окно выбора" в 2018 году.
По мнению начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елены Заевой, появление "окна выбора" поможет устранить последствия уже совершенных нарушений антимонопольного законодательства.
"Поскольку, как мы выяснили, пользователи у нас не очень активные в смене предустановленных приложений, Google с целью компенсации длительных практик последних трех лет предоставит очень короткий путь к потребителю. Пользователь не сможет пройти мимо окошка, которое предоставляет ему выбор (поисковой машины - ИФ), он обязан будет выбрать", - сказала Заева.
Не победа, а компромисс
"Яндекс", по чьей инициативе и было начато разбирательство в феврале 2015 года, уже заявил о прецеденте на мировом рынке, который может повлиять на антимонопольные разбирательства в Евросоюзе, Южной Корее и Турции.
Как сообщалось, прошлой весной Еврокомиссия обвинила Google в нарушении правил честной конкуренции на европейском рынке смартфонов через давление на производителей устройств с операционной системой Android. Иностранные СМИ сообщали, что ЕК собиралась запретить корпорации вознаграждать производителей смартфонов за предустановку поисковой системы Google по умолчанию на все устройства с ОС Android.
Глава группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож считает, что в России сейчас уникальная ситуация, когда доступ к Android есть не только у Google. "Яндекс" рассчитывает, что соглашение позитивно повлияет на его долю рынка мобильного поиска на Android-устройствах. Но эффект будет проявляться постепенно, по мере выполнения условий договоренностей. Условия коммерческого соглашения стороны не раскрывают. Сейчас доля Яндекса на Android составляет 38% (более 60% у Google).
Аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин считает, что "Яндексу" в этом году вряд ли удастся значительно увеличить свою долю, однако есть все предпосылки для ее стабилизации. Кроме того, "Яндексу" будет не просто договориться с большими вендорами, такими как Samsung или LG, о предустановке своих приложений. "Да, Google отказывается от обязательной предустановки, но это не мешает ему заключить коммерческий контракт с тем же Samsung, просто заплатив больше, чем "Яндекс", - полагает Либин.
Еще скептичнее на переговорные процессы с производителями оборудования смотрят аналитики "Ренессанс Капитала". По их мнению, приложения Google, такие как YouTube, Gmail и Chrome, дают компании "преимущества в любых переговорах", а кроме этого, у Google уже есть соглашения с глобальными поставщиками оборудования.
"В тех случаях, когда у "Яндекса" есть возможность заключить соглашение с производителем, должно пройти время, чтобы гаджеты стали доступны в магазинах и были проданы в значительном количестве, чтобы изменить ситуацию. Сегодняшнее соглашение (Google с ФАС - ИФ) по существу возвращает "Яндекс" к позиции, которую он занимал несколько лет назад, когда его доля поиска на ОС Android была около 47% и снижалась", - отмечается в обзоре "Ренессанс Капитала".
В идеальной на первый взгляд истории для ФАС, которую ведомство будет не раз ставить в пример, есть один принципиальный момент - Google не будет "отвязывать" магазин приложений Google Play от других сервисов корпорации, как это требовалось в предписании. "Этот момент был бы наиболее негативен для Google", - считает Сергей Либин из Raiffeisenbank.
Впрочем, для самого "Яндекса" "отвязка" магазина приложений от сервисов - менее важное условие. "Те условия, которые нужны для "Яндекса" - возможность встроить поисковик - Google выполнил", - считает Либин.
Аналитик "Уралсиба" Константин Белов считает, что в споре с ФАС Google выбрал правильную стратегию затягивания процесса на время, пока рынок мобильных устройств насыщался. "Более чем за два года разбирательств у пользователей сложились привычки к определенным сервисам Google. Для "Яндекса" в принципе это выгодное соглашение, это ослабит давление на долю компании на рынке поиска, но кардинально ситуацию не поменяет", - считает К.Белов.
Несмотря на скепсис аналитиков относительно масштаба победы "Яндекса" и ФАС, котировки Yandex N.V. на Nasdaq в понедельник вечером подскочили на 7,74%, до $24,51 за акцию класса "А".
Уступки российскому регулятору, даже если американский рынок обратил на них внимание, не нарушили мирный ход торгов акциями Alphabet Inc., холдинговой компании Google. Они подорожали на 1,3%, до $834,27 за бумагу.
Примирение Google с ФАС и "Яндексом" также положит конец веренице побочных судебных разбирательств. В части исков американская компания обжаловала определения ФАС о штрафах за неисполнение основного предписания. Более серьезный иск подавала ФАС к Google Inc. и Google Ireland - о понуждении к исполнению своего предписания. Если бы Google проиграла это дело, менеджеры Google Inc. и Google Ireland. могли понести уголовную ответственность. В рамках соглашения Google также заплатит государству в общей сложности 439 млн рублей - это штраф по основному предписанию и штрафы за его невыполнение.