Москва. 19 апреля. INTERFAX.RU - Председатель комитета Бундестага по экономике и энергетике Петер Рамзауэр в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой рассказал об итогах своего визита в Москву, поддержке Германией проекта "Северный поток-2", перспективах снятия экономических санкций с России и возможности введения новых из-за ситуации в Сирии.
-Господин Рамзауэр, каковы итоги вашего визита в Москву? С кем у вас были встречи, какие темы обсуждались?
- Мы, делегация комитета по экономике и энергетике германского бундестага, дважды в год совершаем визиты в другие страны, но в каждую из них не чаще, чем раз в четыре года в соответствие с существующими правилами. При этом, по моему мнению, абсолютно необходимо приезжать в Россию как минимум раз в год. Я лично стараюсь посетить Россию хотя бы раз в год, но в составе официальной делегации лишь раз за парламентский срок. В рамках этого визита главной темой стали вопросы энергетики, поэтому в первый день мы поехали в Новый Уренгой, чтобы получить реальное представление о газовых объектах и газовых месторождениях, разрабатываемых "Ачимгазом"; как вы определенно знаете, газ из этих месторождений поставляется на немецкий рынок.
Потом мы говорили здесь, в Москве. У нас были встречи с представителями гражданского общества и учеными. Также у нас была встреча с замминистра экономического развития господином Фомичевым, а потом с представителями германской экономики. Вы знаете, что больше 5200 немецких компаний работают в России. Нам интересно узнать российские взгляды, но так же важно узнать то, как видят все немецкими глазами. Российско-германская внешнеторговая палата играет очень важную роль в этом вопросе для немецкой стороны. В среду у нас прошла встреча в Госдуме, которая была главной площадкой в рамках визита нашей делегации. С комитетом Госдумы по энергетике, возглавляемым моим коллегой Павлом Завальным, нас связывает многолетнее сотрудничество. Подобное сотрудничество было выстроено еще до того, как Завальный пришел на эту позицию, которую до него занимал господин Грачев. В среду вечером вечером у нас была встреча с заместителем министра торговой промышленности господином Осмаковым. В четверг утром мы встретились с заместителем министра энергетики господином Яновским.
Разумеется, мы обсуждали вопросы энергетики, экономики и, конечно, Украину, санкции и то, что мы можем сделать для их снятия.
Мне хотелось бы начать с вопросов энергетики. Я хотел бы подчеркнуть, что мы взаимодействуем в этой сфере длительное время, 40 или 50 лет. Это началось еще с больших проектов по поставкам труб для газопроводов в 60-х годах. Это был феномен, политическое решение, которое стало основой для многолетнего сотрудничества в газовой сфере. На протяжении всех политических периодов и таких трудных ситуаций, как "холодная война", период санкций и других, поставки газа, газовый бизнес был стабильной и прочной основой для каждой из сторон: российской и немецкой. Это взаимодействие в нефтяной и газовой сферах является заслугой и политической сферы, в частности тех встреч, о которых я уже упомянул. Поставки российского газа играют главную роль в энергообеспечении Германии: 40% всего потребления газа в стране приходится на российский газ. Нам необходимо быть уверенными в том, что в будущем мы сможем положиться на эти ресурсы.
Говоря о "Северном потоке-2", были некоторые стороны, в частности Европейская комиссия, а также ряд таких стран, как Дания и Балтийские государства, которые выступали против него. В Германии же у нас широкий консенсус, несмотря на критику со стороны представителей парламентской оппозиции. Моя коллега из партии "зеленых" так же обозначила эту позицию довольно четко. Но правительственная коалиция, коалиционные партии, они определенно в любом случае политически поддерживают этот проект. Я абсолютно уверен в том, что он будет продолжен и станет успешным. Это дает нам уверенность в поддержке проекта. Вопрос, который еще остается открытым, это то, должно ли строительство подводной части газопровода подчиняться европейскому закону. Это и есть то, что критикует Еврокомиссия, но в немецком правительстве и парламенте придерживаются бескомпромиссной точки зрения о том, что подводная часть газопровода не должна подчиняться европейскому законодательству. Ему должна соответствовать та часть, которая идет по поверхности. Мы будем делать все для того, чтобы этот проект был успешным. Принимая во внимание другие экономические вопросы, здесь есть также взаимосвязь между развитием экономики, торговли и санкциями. Наши российские визави всегда заявляют о том, что Россия больше не чувствует давления от санкций, потому что, как они нам сказали, они могут сделать все самостоятельно. Один из стратегических ответов на санкции, это политика локализации или политика импортозамещения, которая стала не только ответом на санкции, но так же очень важной попыткой для России не только добывать и продавать природные ресурсы, но и устанавливать цепочки создания стоимости, а цепочка стоимости - это очень важный фактор. Я думаю, что немецкие компании могли бы многое привнести в эту политику, потому что у них есть технологии в сфере экологии, машиностроения, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии и так далее. У нас с немецкой стороны есть много возможностей сделать свой вклад в такую политику. Такие компании как CLAAS и WILO заявили, что они готовы инвестировать гораздо больше, чтобы увеличить добавленную стоимость.
Говоря о санкциях и вопросе их снятия, вы знаете, что официальная точка зрения немецкого правительства заключается в том, что санкции могут быть сняты только после полного выполнения минских соглашений. Но есть очень разные взгляды на это. Социальные демократы, а так же я, поскольку я принадлежу к этой партии, мы считаем, что снятие санкций может происходить поэтапно в соответствие с продвижением по выполнению минских договоренностей. То есть не запуск процесса снятия санкций после 100% выполнения минских соглашений, а поэтапное снятие в соответствие с шагами, которые предпринимаются для реализации соглашений. Я думаю, что это согласуется с европейским законодательством. У меня есть важное решение Совета об ограничительных мерах в связи с российскими действиями. Здесь есть одно важное предложение. В нем говорится, что решение должно подлежать постоянной ревизии, быть продлено, или в него могут быть внесены изменения, если не будет возражений со стороны совета. Это и дает возможность для реализации политики поэтапного снятия санкций.
- Вы упомянули, что Дания, страны Балтики и Польша выступают против реализации проекта "Северный поток-2". Может ли ваш комитет на межпарламентском уровне способствовать решению этой проблемы?
- У нашего комитета нет никаких двусторонних контактов по этому вопросу с упомянутыми парламентами, потому что это вопрос правительства. Немецкое правительство делает все, что в его силах, чтобы решить эту проблему. Я приведу несколько примеров: конечно, у нас есть определенное понимание позиции Польши, но мы стараемся дать гарантии того, что в будущем газ будет туда поставляться. Если Польша будет испытывать недостаток в российском газе, то у нее будут гарантированные поставки через западный газопровод, так что реверс из Западной Европы пойдет в Польшу. Когда мы говорим о налогах за трансфер, то, вероятно, у нее будет снижение прибыли от налога. Но вы знаете, такова экономика.
- Вы знаете, что начало строительства газопровода намечено на 2018 год. Как вы считаете, может ли реализация этого проекта начаться в срок?
- Я думаю, это возможно, поскольку многие приготовления и поставки уже совершены, две трубы уже произведены и так далее. Проект уже стартовал и его реализация сейчас продолжается. Говоря о проектах такого рода, это неважно на полгода раньше или позже. Это проект на века, и, если какая-то политическая сторона нанесет ему вред, то не важно, будет он (реализован) на год раньше или позже.
- Говоря о санкциях: есть ли какой-то срок, после которого они могут быть сняты, разумеется с учетом озвученной вами поэтапности? Когда может наступить первый этап их снятия?
- Это может произойти каждые полгода, потому что каждые полгода они пересматриваются. Поэтому такой шаг в отношении снятия может произойти каждые шесть месяцев. Это то, чего придерживается моя партия. На это есть политические причины, как я уже сказал, европейское законодательство, а так же, говоря откровенно, эти санкции причинили много вреда немецкой экономике, особенно Баварии и немецким компаниям на юге страны в сфере машиностроения и сельского хозяйства. Может быть, экономический ущерб от санкций для германской стороны даже выше, чем для российской.
- Но в то же время Запад заявляет о том, что Россия должна выполнять "минские соглашения". А как же Украина? Если она не будет выполнять определенные шаги и продвигаться в выполнении "минских соглашений", то санкции с России так и не будут сняты?
- В среду мой друг, директор третьего европейского департамента МИД РФ господин Нечаев произнес впечатляющую лекцию на прекрасном немецком об этом вопросе. Вы знаете, я являюсь членом немецкого парламента уже 26 лет, я был федеральным министром, моя партия была правящей и так далее. Так что в соответствие с моим политическим опытом могу сказать, что в таких критических, сложных, деликатных ситуациях никогда не бывает только одной правды. Всегда есть две-три-четыре правды. И главная задача политики-найти компромисс между этими правдами. Нечаев вчера сказал мне, что "как русские мы делаем все, что должны выполнять, в то время как украинцы медлят". Если вы можете работать с разными сторонами, то это дает еще больше возможностей для поэтапного снятия (санкций). Я не эксперт в международных делах, моя сфера-это экономика и энергетика, но это то, что мне хотелось бы сказать о санкциях.
- Не так давно США, а так же Великобритания на только что прошедшем министерском саммите G7 высказались за введение новых санкций в отношении России из-за ситуации в Сирии. В этот раз они приняты не были, но, если этот вопрос вновь будет поднят, то поддержит ли подобное решение Германия?
- Как поступит Германия? Никто в данный момент сказать не может, я могу высказать лишь мое личное мнение. Моя партия ХДС, мы выступаем против новых санкций, потому что у нас слишком мало доказательств того, что произошло на самом деле. С уважением к США, у немецкой общественности все еще существует очень сильное недоверие к США. Во время войны в Ираке они сказали, что у них есть бесспорные доказательства применения оружия массового поражения, посмотрите на эти фотографии и так далее". Но ничего из этого не было правдой. И сейчас, если США говорят о том, что у них есть доказательства чего-либо, верите вы в это или нет? Я думаю, что эти новые санкции из-за Сирии и поддержки Россией Асада не находят достаточной политической поддержки для того, чтобы быть одобренными. Нам необходимо постараться снять существующие.
- Но какие сферы подобные новые санкции могли бы затронуть?
- Я не хотел бы, чтобы были введены какие-то новые санкции, и поэтому я не думаю о каких-то деталях. Я не хочу продумывать детали того, против чего я выступаю.
- Как вы упомянули, в России работает много немецких компаний. Каковы перспективы двустороннего сотрудничества в этой сфере? Как немецкий бизнес оценивает возможности своей работы в России, особенно в тот период, когда страна находится под санкциями? Есть ли какие-то проблемы?
- Да, проблемы существуют. Но я думаю, что несмотря на санкции, немецкие предприниматели много делают и много могли бы сделать, как я уже сказал: CLAAS , WILO, SIEMENS и другие. Но в других сферах, например в вопросах поставки их Германии спецоборудования, возникают проблемы. У меня есть много таких дел в моем офисе в Берлине. Так же сельскохозяйственный сектор Германии страдает от контрсанкций. Например цены на молоко в стране упали из-за контрсанкций. Если вы спросите об этом немецких фермеров, они скажут: "Снимите эти ужасные санкции, тогда Россия снимет свои контрсанкции". В среду я был в ГУМе и видел там все виды сыра, в том числе Швейцарский. Но при этом немецкого сыра там не было. С одной стороны, отвечая на ваш вопрос, у нас много дополнительных проблем, но несмотря на санкции многие компании могут привнести что-то в действующий бизнес. Некоторые сферы в Германии очень сильно пострадали, и именно поэтому нам нужно ускориться на пути снятия санкций и делать это поэтапно.
- Говоря об инвестициях: недавно посол ЕС в России на встрече в Минэкономразвития заявил о том, что Россия выходит из рецессии. Замечаете ли вы интерес со стороны немецких компаний и Германии в целом инвестировать в Россию?
- Да, мы намерены это сделать. Когда я занимал пост министра транспорта, мы создали Совместное предприятие по выпуску вагонов в Екатеринбурге между компаниями Siemens и РЖД. Я думаю, в это время должность министра транспорта уже занимал Максим Соколов. В любом случае немецкие компании, в том числе и средних размеров, заинтересованы в этом. Но для немецких компаний очень важны политическая стабильность и законодательные основы для осуществления инвестиций, а так же гарантии с немецкой стороны. Но вместе с тем можно определенно говорить о готовности.