Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Представители киноиндустрии неоднозначно восприняли намерение министерства культуры РФ по введению обязательного отчисления в Фонд кино 5 миллионов рублей с каждого иностранного и российского фильма в случае получения им удостоверения на показы в кинотеатрах.
По плану отечественные картины при получении прокатного удостоверения будут платить эту сумму, но потом Фонд кино будет им возмещать эти 5 миллионов рублей. Предполагается, что в Фонде кино будет создана комиссия, которая будет решать, какие особо значимые картины фестивального толка освобождать от уплаты пошлин. Обязательные отчисления должны будут поступать в Фонд кино и потом направляться на поддержку отечественной кинематографии.
После консультаций с кинематографистами законопроект будет внесен в Госдуму, но уже идея такой меры была встречена в кинематографической среде с разной степенью удивления.
Так, генеральный директор компании "Экспонента Фильм" (независимый кинопрокатчик) Юлия Муравова сообщила "Интерфаксу", что, по ее мнению, подобный законопроект приведет к тому, что в кинотеатрах останутся только блокбастеры - голливудские и российские, поскольку средние жанровые фильмы и авторское кино - и зарубежное, и российское - просто некому будет выпускать, так как с рынка уйдут все независимые дистрибьюторы.
"Кинотеатры потеряют в год от 10 до 15 процентов текущей выручки. Те кинотеатры, которые специализируются на выпуске авторского кино и арт-мейнстрима, закроются - у них не будет контента. Остальным придется искать пути оптимизации из-за болезненного снижения выручки", - выразила уверенность Муравова.
Она заметила, что принятие этого законопроекта приведет к закрытию "Экспонента Фильм". И в этом случае зрители не увидят новые фильмы компании - такие как "Гонка века" с Рэйчел Вайс и Колином Фертом от режиссера "Вселенной Стивена Хокинга", "Гоген" с Венсаном Касселем в образе великого художника, новая комедия со звездой "1+1" Омаром Си, экранизацию произведения Николая Лескова "Леди Макбет", байопик про Сэлинджера с Кевином Спейси "За пропастью во ржи", историю создания оксфордского словаря с Мелом Гибсоном и Шоном Пенном "Профессор и безумец" и другие картины.
"Налог в 5 миллионов рублей делает экономически убыточным их выпуск в России. У компании просто нет 100 миллионов рублей, которые нужно будет заплатить в Фонд кино за уже приобретенные на международных кинорынках релизы на этот и следующий год. Придется расторгать сделки. А это приведет к судебным искам со стороны зарубежных компаний-продавцов", - заключила собеседница агентства.
По мнению исполнительного директора кинокомпании "ВОЛЬГА" (также независимый кинопрокатчик) Анастасии Сергеевой, таких "экспериментов" над бизнесом, подобных повышению стоимости прокатного удостоверения с 3,5 тысяч до 5 миллионов рублей, в России не было. "То, что предлагают - это рост пошлины (налога, сбора) более чем в полторы тысячи раз. Единственная пошлина, стоимость которой чуть выше предлагаемой цены "прокатки", - это стоимость акциза на алкоголь (стоимость на год, не за одну партию). Удивительно, что у нас теперь кино в такой же категории. Если же новый платеж будет осуществлен не как повышение пошлины за выдачу прокатного удостоверения, а, как говорят в Министерстве культуры, некая "плата за вход на рынок", то тогда это нарушает нормы ВТО, членом которого является Россия", - выразила она уверенность "Интерфаксу".
Сергеева заметила, что новая предполагаемая налоговая нагрузка на независимый сектор станет непосильной. "А значит, доходы государства от этого побора заметно снизятся уже на второй год ", - пояснила она.
"Если решение по 5 миллионам рублей будет принято, то весь независимый сектор кинодистрибуции, а это более 20 компаний сейчас, перестанет существовать. Это приведет к тому, что у нас не останется независимых российских кинопрокатных компаний. Представители малого и среднего бизнеса от киноиндустрии исчезнут как класс. Это произойдет меньше, чем за год", - заметила исполнительный директор.
По прогнозам Сергеевой, мера о 5 миллионах отразится и на кинотеатрах - их репертуар станет не таким разнообразным без независимого кино.
"Российского зрителя не заставить смотреть одно и то же на протяжении двух-трех недель. Сомневаюсь, что на его место придет российское кино. Вероятнее всего мейджорского американского продукта станет больше. Кто захочет смотреть независимое кино уйдет в интернет. Произойдет вымывание зрителя, ходящего в кинотеатры", - пояснила собеседница агентства.
Режиссер, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков считает предлагаемую меру вполне разумной, но с некоторыми оговорками.
"Мне думается, что предложение минкультуры абсолютно применимо при обязательном условии, что будет найден эффективный механизм компенсации произведенного отчисления. Сейчас, как я понимаю этот механизм в законопроекте не прописан. Для отечественных кинопроизводителей 5 миллионов рублей – это значимая сумма, поэтому очень важно, чтобы период возврата был максимально реалистичным, чтобы эти деньги и дальше могли работать на развитие отечественной киноиндустрии", - рассказал Михалков "Интерфаксу".
По словам режиссера, важно также, чтобы все те отчисления, которые будут взиматься, расходовались мудро: направлялись "на понятные цели и становились по-настоящему действенным инструментом развития киноиндустрии в целом".
Режиссер Александр Войтинский рассказал "Интерфаксу", что из-за новой выплаты каждый российский фильм станет хуже на 5 миллионов рублей. Он пояснил, что если картина должна перед началом проката заплатить 5 миллионов, то эти деньги она может взять только из своего бюджета. Причем зарубежные фильмы будут брать эту сумму из проката на других территориях, а производственные бюджеты уменьшать не будут.
"По-моему, такая мера однозначно ухудшит конкурентные возможности каждого российского фильма, а иностранные фильмы получат преимущества. Мне кажется, можно обременять только голливудские фильмы, они успешны, прибыльны и смогут оплачивать вход на российский рынок. Что касается отсеивания малоприбыльных фильмов, то это происходит автоматически, этим как раз и занимается рынок - он выталкивает непопулярные проекты, ничего специального делать не нужно, только не мешать рынку работать - он идеальный "Мистер Мускул", - заметил Войтинский.
Довольно сдержанную позицию занимает представитель продюсерского цеха Дмитрий Рудовский, соучредитель кинокомпании Art Pictures Studio.
"Время только рассудит, правильная ли это мера или нет. Каждая страна решает по-своему проблему давления крупных игроков на местный рынок. Общий годовой бюджет российской киноиндустрии равен бюджету одного голливудского блокбастера. Если не защищать свой рынок, крупная рыба съест всех мелких рыбешек", - выразил уверенность собеседник агентства.
По мнению продюсера, независимое иностранное кино в любом случае исчезнет из кинотеатров, его будут смотреть, и много, в Смарт-ТВ.
Похожее мнение высказывает и Даниил Горошко, глава кинопрокатчика A-One Films (возит фестивальные фильмы). По его словам, если меру примут в том виде, в котором она подается сейчас, значительно пострадает разнообразие репертуара: в кинотеатрах станет гораздо меньше европейского фестивального кино, и в результате в прокате останутся американские фильмы студий-мэйджоров и большое русское кино. "Также могут вырасти цены на билеты. В итоге, я думаю, все обернется немалым оттоком зрителей из кинотеатров", - предположил он.
По словам Горошко, если закон вступит в силу, ему придется закрыть компанию: "Инициатива, как она сформулирована сейчас, для нас абсолютно несовместима с работой. Выводить из оборота 5 миллионов – даже если они потом будут возвращаться по решению некой комиссии – для таких небольших компаний, как мы, смертельно". При этом предлагаемая мера мера в той или иной степени коснется многих его коллег - Russian World Vision, Cinema Prestige, Capella film, "Русский репортаж", отметил Горошко. "Но в общем прокатчики нашего калибра - компании, которые занимаются фестивальным кино - не потянут эти 5 миллионов, которые надо будет платить за каждый фильм", - заключил он.
При этом в целом идея, что национальное кино надо защищать, хорошая, заявил кинопрокатчик: "Во Франции, например, с каждого проданного билета отчисляется около евро на поддержку своего кинематографа, и это классно. В Бразилии мейджоры получают налоговые льготы, если инвестируют в местные фильмы. Способов много, но этот конкретный, предложенный Минкультуры, не работает – в российском прокате в итоге останутся большие фильмы, а маленьких станет гораздо меньше".
В свою очередь директор Фонда кино Антон Малышев на опасения киносообщества о том, что поправки ударят по авторскому и фестивальному зарубежному кино, заметил: "Надо учитывать, что из 330 названий только порядка 30 лент - фестивальное кино или кино, которое мы можем условно отнести к этой категории, мы прекрасно понимаем, что такие ленты могут собрать в прокате меньше 10 миллионов рублей, таким образом отчисление может составить половину сборов".
Для того, чтобы защитить эту категорию фильмов, планируется создать при Фонде кино специальную комиссию, которая бы отбирала такие картины и принимала решение о компенсациях затрат на отчисление.
Малышев не уточнил, кто войдет в комиссию и по каким критериям будет определяться достойна ли картина освобождения от уплаты.
Иными словами, законодателям придется немало потрудиться, чтобы найти компромисс.