Москва. 7 июня. INTERFAX.RU - Минэкономразвития совместно с Минпромторгом планирует до конца лета разработать новый механизм поддержки автопрома взамен соглашений о промсборке и ввести его в действие ориентировочно с 2019 года, пишет в среду газета "Ведомости" со ссылкой на директора департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Александра Масленникова. Действие соглашений о промсборке истекает в 2018-2020 годах.
Новый механизм не будет предусматривать льготных ввозных пошлин (преимущественно нулевых) на автокомпоненты, говорит Масленников. Это нужно для развития местной автокомпонентной отрасли: сейчас автоконцернам зачастую выгоднее импортировать детали. Это же снижает интерес глобальных поставщиков открывать свои заводы в нашей стране, увеличивать локализацию производства, поясняет чиновник. К тому же Россия не может сохранить льготы. Они должны быть отменены с 1 июля 2018 года. Это было одним из условий вступления России в ВТО.
При этом автоконцерны сохранят доступ ко всем программам господдержки отрасли - госзакупкам, льготному кредитованию и лизингу, компенсации утилизационного сбора и проч. В прошлом году на эти цели - без учета утилизационного сбора - бюджет потратил почти 60 млрд руб. Ежегодная поддержка отрасли планируется на уровне 65 млрд рублей, следует из проекта стратегии развития автопрома.
Если соглашения о промсборке могли подписываться с пулом инвесторов и касались всего их модельного ряда, то новые предполагается подписывать только с одной компанией и под конкретные модели. Стартовая локализация производителя должна быть не менее 60%, отметил Масленников. Другой вариант - 60% в среднем по моделям в одном классе. При этом 60%-ная локализация - это одно из обязательств участников соглашений о промсборке помимо создания или увеличения мощностей для выпуска 300-350 тысяч машин в год и использования местных двигателей либо коробок передач.
Автоконцерны будут обязаны увеличить уровень локализации моделей, например, до 80%, сказал Масленников. Именно такой ориентир указан в написанном Минэкономразвития проекте стратегии развития автопрома до 2025 года.
Будет и обязательство по развитию экспорта, добавил чиновник, но показатель пока не определен. Он напомнил, что в проекте стратегии развития автопрома целевой ориентир по экспорту автомобилей - примерно 15% от их общего производства в стране. "Но мы понимаем, что не для всех такой объем достижим", - заметил он.
Представитель Минпромторга на вопросы газеты не ответил. "Государство заинтересовано в углублении локализации компонентов, вот под это мы и будем оказывать господдержку, - говорил ранее замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. - Чем дольше мы продлеваем льготы по ввозу конкретных автокомпонентов, тем дольше инвесторы не будут инвестировать в их локализацию".
Потеря доступа к господдержке будет болезненной для автозаводов. По данным Минпромторга, с использованием разных программ в прошлом году в России был продан каждый второй автомобиль.
Лидеру рынка - "АвтоВАЗу" новый подход мало чем грозит. Как рассказал его представитель, сейчас минимальная локализация моделей Lada превышает 60%, а средний уровень - 80%. Полностью от импорта компонентов уйти нельзя, замечает он. Локализация некоторых, например электроники, "не имеет экономических предпосылок". Об этом говорят и сотрудники двух других автоконцернов. Представитель "Хендэ мотор мануфактуринг Рус" сказал, что его компания заинтересована в увеличении уровня локализации. Сейчас этот показатель составляет 47%. При этом компания хотела бы сохранить льготы по импорту компонентов. По условиям ВТО это не представляется возможным, но власти скорее всего найдут другой способ снижения затрат на ввозимые компоненты - из-за сильно сократившегося рынка, считает сотрудник другого автопроизводителя. По этой же причине отмена льгот не будет стимулировать появление компонентных производств - заказы автозаводов не обеспечат их нормальную загрузку, добавляет он.
Поддержка автопрома сокращается, но не уходит полностью - для отрасли в условиях сократившегося рынка это хорошая новость, комментирует предложения Минэкономразвития аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов. Плюс государство не просто помогает заводам, но и стимулирует увеличение добавочной стоимости внутри страны, указывает он.