Минобрнауки хочет "вернуть школы государству": Обобщение

Ведомство намерено лишить муниципальные власти полномочий управлять школьным образованием

Минобрнауки хочет "вернуть школы государству": Обобщение
Минобрнауки хочет "вернуть школы государству": Обобщение
Фото: Интерпресс/ТАСС

Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - Министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала реформу, которая укрепит вертикаль управления общим образованием в стране и, по мнению экспертов, скажется не только на большинстве российских школ, но и на судьбе самой концепции муниципальной власти в России.

44 тысячи школ вне государственной опеки

С заявлением глава ведомства выступила в четверг на заседании комитета Госудумы по образованию и науке. По словам Васильевой, сейчас школы испытывают недостаток внимания со стороны государства, а причина в том, что управляют ими муниципальные власти. Выход, по мнению министра, в переподчинении общеобразовательных учреждений – нужно передать их от муниципальных районов напрямую властям регионов.

"Сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно, - я позволю себе такой термин произнести - "государственные школы". То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы", - сказала Васильева.

Министр добавила, что в сложившейся модели ни ее ведомство, ни региональные власти не могут управлять школами.

"Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону", - подчеркнула глава Минобрнауки.

Васильева напомнила, что сейчас в России вводится концепция единого образовательного пространства, когда образовательные программы в разных городах от Калининграда до Владивостока должны быть едиными. Между тем, сейчас муниципальные власти на правах учредителей могут менять программы, что в концепцию не вписывается. "Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем", - сказала министр.

Новая жизнь для школы

Детали реформы Васильева на заседании в Госдуме не озвучила. По ее словам, вначале в ведомстве намерены провести "пилотный проект" - апробировать новую модель в 16 субъектах РФ, а затем, в случае успеха, распространить на всю страну. В Самарской, Астраханской областях и в Санкт-Петербурге, по словам министра, эта модель уже в той или иной мере реализована самими субъектами.

Тем не менее, общероссийская реформа потребует законодательных изменений. О.Васильева подчеркнула, что готова работать с депутатским корпусом и обсуждать все нюансы. В свою очередь, глава профильного комитета Думы Вячеслав Никонов подтвердил, что парламентарии внимательно отнесутся к проблеме. "Нужно думать, как это менять", - сказал депутат.

Идею реформы поддержал народный учитель России, директор московского Центра образования "Царицыно" №548 Ефим Рачевский. По его словам, все муниципалитеты разные и обладают разными возможностями, а если учредителем школы выступит регион, это "вдохнет новую жизнь в школу". Эксперт считает, что существующая сейчас система неэффективна, и реформа назрела.

"Я надеюсь, я никого не обижу, если скажу, что муниципальное звено управления - образованием, здравоохранением, не важно - это самое слабое звено во всей системе управления. Поэтому это решение (идею Васильевой - ИФ) я всецело, полностью поддержал бы", - сказал Рачевский.

Он добавил, что идея Минобрнауки также может помочь навести порядок с зарплатами учителей – последний раз такая жалоба поступила на "прямой линии" с президентом Владимиром Путиным в июне. По мнению Е.Рачевского, на уровне района более профессионально распоряжаются финансовыми потоками, что должно положительно сказаться на школах. В качестве положительного примера управления школьным образованием эксперт привел города-субъекты Москву и Санкт-Петербург, где "в одном лице и муниципалитет, и регион".

Вертикаль власти и судьба муниципальной системы управления

Однако реформа школьного управления шире, чем кажется на первый взгляд. Вопрос полномочий муниципальных властей упирается в саму систему управления территориями, а потому реформу нужно тщательно продумать, заявил другой эксперт, директор Федерального института развития образования (ФИРО), академик Российской академии образования (РАО) Александр Асмолов.

"За любой позицией стоит определенная идеология. За позицией Ольги Юрьевны стоит идеология усиления вертикали власти и управляемости системой образования. Для реализации этой идеологии необходим четкий просчет того, насколько регионы в экономическом плане могут выдержать - речь идет о переводе финансирования на уровень субъектов - подобную ситуацию", - сказал Асмолов "Интерфаксу".

По его словам, вопрос, поставленный министром Васильевой, выходит за рамки только образования, и его можно сформулировать более широко: "быть или не быть муниципальной системе управления в России".

"С одной стороны, мы думаем, как хорошо было, когда были земства. С другой стороны, мы говорим: муниципалитеты столь безответственны, что им ни в коем случае нельзя доверять образование. И этот вопрос нуждается в серьезном обсуждении. Идея весьма любопытна, но надо оценить все риски", - сказал Асмолов.

Групповой этап
Группа A
КомандаИВНПО
Португалия32107
Мексика32107
Россия31023
Новая Зеландия30030
 
Группа B
КомандаИВНПО
Германия32107
Чили31205
Австралия30212
Камерун30121
 
Плей-офф
Полуфинал
SF1ПортугалияЧили
SF2ГерманияМексика
 
Матч за 3-е место
3RDПортугалияМексика
 
Финал
FINЧилиГермания
Все матчи
Последние новости
Главные новости