Москва. 7 июля. INTERFAX.RU - Председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) подверг критике взгляды известного кинорежиссера Александра Сокурова на историю Русской церкви.
"Речь, конечно, об искаженной истории, о таком ее изложении, в котором нет правды. Еще Цицерон говорил, что первый закон истории состоит в том, чтобы бояться какой бы то ни было лжи, а второй - в том, чтобы не бояться какой бы то ни было правды", - пишет иерарх в статье, опубликованной в газете "Культура".
Поводом для публикации послужило недавнее интервью Сокурова, в котором режиссер раскритиковал Церковь.
Как отметил епископ, он позитивно относится к критике Церкви и считает ее полезной, поскольку она дает возможность взглянуть на себя со стороны.
"Однако, если хула, как и случилось в интервью Александра Сокурова, обрушивается на события столетней давности, на тот трагический период отечественной истории, когда Русская церковь дала христианскому миру целый сонм новомучеников, здесь, без сомнения, необходимо расставить точки над "i" - говорится в статье.
"Александр Николаевич утверждает: "Священный Синод участвовал в управлении страной". Ну, для начала - Синод назывался не Священным, а Святейшим. Впрочем, ладно. Но каким образом он участвовал в управлении? Где факты? То, что митрополит Филарет (Дроздов) приложил руку к написанию Манифеста об освобождении крестьян? Что еще? Какое управление страной?" - задает вопрос автор.
Он считает странными обвинения в адрес Церкви, будто она не поднимала свой голос против "братоубийственной брани", в то время как Собор 1917-1918 годов ежемесячно обращался со специальными посланиями и обращениями, призывавшими к установлению мира и прекращению пролития невинной крови.
По словам представителя Церкви, подобные высказывания Сокурова наталкивают на мысль, что "он изучал историю по произведениям Ильфа и Петрова".
"Очень странно выглядит и тезис А.Н.Сокурова, что большевики будто бы взрывали только крупные, знаковые храмы. Это ни в коей мере не соответствует действительности. Среди нескольких десятков тысяч ликвидированных дореволюционных церквей основную долю составляли именно сельские", - пишет автор.
Епископ подчеркнул, что, вопреки словам кинорежиссера, абсолютное большинство церковно- и священнослужителей не покидали своих храмов, оставаясь там до конца, несмотря на то, что они "осознавали, какой финал их ждет: тюрьма, пытки и зачастую смертный приговор".
"Особенно тяжело комментировать следующие слова Александра Николаевича: "У народа не было особого отношения к храмам... Отмечали религиозные праздники - позже ходили и грабили, жгли, воровали... Тот же самый народ". Бывало и это. Но было и другое. В 1937 году провели знаменитую "сталинскую" перепись населения. Одним из пунктов опроса значилось отношение к вере. Человека тогда могли репрессировать за одно лишь упоминание дедушки-священника. Перепись была очной, проходила по месту жительства. Так вот, 56,7 процента того самого народа, о котором столь уничижительно отзывается Александр Николаевич, назвали себя верующими. Причем эта цифра, скорее всего, занижена", - подчеркивает епископ.