Москва. 22 июня. INTERFAX.RU – На английской трассе в Сильверстоуне прошел восьмой этап чемпионата мира "Формулы-1". Череду побед Дженсона Баттона смог прервать молодая звезда Red Bull Себастьян Феттель.
God Save the Queen
Гран-при Великобритании – без сомнения культовая гонка на протяжении всей истории Формулы 1. Английский этап является ровесником чемпионата. Местечко Сильверстоун, расположенное в сотне километров от Лондона, приняло у себя этап еще в 1950 г., когда "королевские" гонки получили статус чемпионата мира. Скоростная трасса, построенная на основе военного аэродрома, не оставляет равнодушным никого, даже те пилоты, кто не любит Сильверстоун, признаются, что просто не понимают этой трассы. В этом году этап на этой трассе стал, скорее всего, последним. Владельцев коммерческих прав "Формулы-1" не устраивает инфраструктура. Неудобные подъездные дороги, катастрофическая нехватка парковок, неудобные боксы для команд, временные трибуны – все это стало основанием для переноса национального Гран-при Великобритании в Донингтон, который должен принять британский этап в 2010 году. Но страна-колыбель европейского автоспорта рискует остаться вообще без национального этапа. Организаторы гонки в Донингтоне испытывают определенные проблемы с финансированием и могут не успеть вовремя завершить все работы по переустройству автодрома. Но Берни Экклстоун непреклонен – в следующем году Гран-при Великобритании пройдет либо в Донингтоне, либо нигде!
В этой связи многие пилоты в прошедший уик-энд с грустью упоминали о том, что, скорее всего, последний раз приезжают Сильверстоун. Удивителен и тот факт, что на трибунах уже с утра субботы яблоку негде было упасть – интересный контраст с Гран-при Турции, где трибуны не удалось толком заполнить даже в день гонки. И это при том, что тот автодром построен недавно, имеет хорошие подъездные пути, современные удобные трибуны и просторные боксы. Туркам гонки не интересны.
День Феттеля
Английский этап, где так хотелось блеснуть Дженсону Баттону, начался с неприятностей для Brawn GP. Если в первой части пятничных свободных заездов и лидер чемпионата, и его напарник Рубенс Барикелло держались среди лидеров, то уже во второй части тренировки бразилец откатился на шестое место, а Дженсон – вообще на невразумительное 14-е. В субботу результат был не намного лучше – 10 и 12 места. Тренировки – это еще не гонка. Пример тому – Нико Росберг (Williams), которого в этом году в шутку называют "чемпионом" свободных заездов. Немец на всех Гран-при этого сезона хотя бы в одной из сессий оказывался на первой строчке. И английский этап не стал исключение. Одна беда в том, что в гонке такую же прыть ни Нико, ни его партнер по команде Казуки Накаджима продемонстрировать не могут. В Brawn GP такого поворота событий ожидали, но достойно подготовиться не смогли. Росс Браун еще до начала этапа признавал, что его болиды не очень сильны в скоростных поворотах Сильверстоуна, преимущество его машин – в медленных шпильках и шиканах, которых на британской трассе попросту нет.
Помимо прочего, Баттон не всегда может помочь инженерам подобрать правильные настройки. Не единожды в этом году англичанин пользовался данными своего партнера, после чего уезжал от Барикелло на его же настройках! Неизвестно, пользовался ли услугами бразильского ветерана Дженсон в этот раз, но это ему явно не помогло. Как итог – только шестой результат в квалификации. А вот Барикелло сумел дать бой команде Red Bull, завоевав вторую стартовую позицию. Но Себастьян Феттель в эти выходные был неудержим. Завоевав четвертый поул в этом году, он получил еще один шанс на победу. Причем шанс реальный – благо Баттон был далеко позади. Причины скорости "Красных быков" - заточенность машин под скоростные повороты и новый аэродинамический пакет, подготовленный Эдрианом Ньюи, пожалуй, лучшим на сегодняшний день специалистом в этой сфере. Третьим в субботу стал напарник Феттеля Марк Уэббер. Австралиец рассчитывал явно на большее, и пожаловался на Кими Райкконена, который помешал ему выполнить финальную попытку. Финн, кстати, стал единственным пилотом Ferrari, которому удалось пробиться в третью сессию квалификации. Фелипе Масса не смог подняться выше 11 места. А в первую десятку попали Ярно Трулли (Toyota), Накаджима, Росберг, Тимо Глок (Toyota) и Фернандо Алонсо (Renault).
Лига Red Bull
Бедой Феттеля в этом году стало неумение справиться с нервами на старте. На прошлой гонке в Турции он еще до завершения первого круга практически подарил победу Батону, слишком широко войдя в один из поворотов. Пока Себастьян распахивал газон на обочине, Дженсон просвистел мимо.
В Англии Феттель ушел со старта чисто и сразу начал отрываться от Барикелло, "привозя" ему по секунде на круге. Но лучше всего старт удался двум Ferrari. Райкконен смог проскочить на пятое место, а Масса – на восьмое, отыграв, соответственно, четыре и три позиции. После финиша гонщики благодарили систему KERS. А вот Баттон и Трулли по три позиции пропустили, правда, через круг Дженосн смог опередить Массу.
В середине пелетона Ник Хайдфельд (BMW Sauber) с поврежденным передним антикрылом чуть не довел до бешенства Фернандо Алонсо. Немец на протяжении ряда кругов не давал двукратному чемпиону мира обойти себя в борьбе за 12-ю позицию. Позволив тем самым Джанкарло Физикелле на хилой Force India оторваться на 14 секунд.
Многие люди не любят "Формулу-1" за отсутствие большого числа обгонов: в американских сериях Nascar и Indycar, где гонки проходят на овалах, смена лидера и обмен позиций происходит постоянно. Да и смотреть такие гонки удобно, потому что с любого места виден весь овал. Можно спокойно трескать хот-доги и пить газировку, особо не задумываясь над зрелищем. "Формула-1" – другая. Каждый обгон превращается в событие, а пит-стопы становятся целым спектаклем. Накаджима первым поехал на дозаправку на 15-м круге. Стратегия с ранними остановками испортила Казуки всю гонку. Фнишировал он вне очковой зоны.
Занятно, как команды распределили установку шин на разные отрезки. В минувшие выходные в Сильверстоуне было прохладно, поэтому жесткий тип шин выходил на оптимальную температуру лишь через 4-5 кругов. Поэтому подавляющее число гонщиков оттягивали применение жесткого типа до последнего пит-стопа. По-другому поступили в Brawn GP. Оба пилота получили этот тип покрышек уже на первой дозаправке, чтобы потом ехать до финиша на мягком типе. Уэббер смог "пересидеть" на трассе Барикелло, и после своего посещения боксов на трассу вернулся уже впереди бразильца.
Лидер гонки заехал на обслуживание на 21-м круге, созданного до этого преимущества хватило Феттелю, чтобы сохранить первую позицию. Но лучше всего в этот раз сработали стратеги Скудерии. Оттянув пит-стоп Массы, они позволили Массе после дозаправки выйти на пятое место впереди Баттона, Накаджимы и Райкконена.
Легкое оживление в достаточно спокойный ритм гонки внес Себастьян Буэми (Toro Rosso), врезавшийся в McLaren Хейкки Ковалайнена, возвращавшегося с пит-стопа. Оба участника инцидента поковыляли в боксы – один без носового обтекателя, второй с пробитым задним колесом. Буэми гонку продолжить смог, а вот финн через пару кругов после смены колес свое выступление завершил по техническим причинам.
После второй волны пит-стопов расположение пилотов в первой тройке не изменилось, а вот на четвертое место смог прорваться Масса. До финиша положение в группе лидеров не изменилось. Росберг финишировал пятым, Баттон – шестым, Трулли – седьмым. Замкнул зачетную "восьмерку" Райкконен.
В личном зачете лидерство сохранил Дженсон Баттон – 64 очка. К нему немного приблизился Барикелло с 41 баллом, но в спину ветерану дышит триумфатор Сильверстоуна Феттель с 39 очками. Ненамного от Себастьяна отстает его напарник Марк Уэббер с 35.5 очками. На отдалении за этой группой следуют остальные пилоты: Ярно Трулли – 21.5 очко, Фелипе Масса – 16, Нико Росберг – 15.5, Тимо Глок – 13, Фернандо Алонсо – 11, Кими Райкконен – 10, Льюис Хэмилтон – 9, Ник Хайдфельд – 6, Хейкки Ковалайнен – 4, Себастьян Буэми – 3, Роберт Кубица и Себастьян Бурдэ – по 2 очка.
В командном зачете преимущество Brawn GP непоколебимо – 105 очков. За лидером следует Red Bull – 74.5 баллов, затем идет Toyota -34.5 балла, Ferrari – 26, Williams – 15.5, McLaren – 13, Renault – 11, BMW Sauber – 8, Toro Rosso – 5.
Чемпионат подошел к экватору. Впереди осталось девять гонок, за которые соперникам, а реальную конкуренцию Brawn GP может составить лишь Red Bull, предстоит сделать невозможное. Ведь для того, чтобы стать чемпионом мира Батону достаточно набирать очки. Прогресс Феттеля и Уэббера налицо, но как сложится судьба ближайших Гран-при пока неясно. Тем не менее, выступление обеих машин Red Bull немного напомнило выступление Brawn GP в предыдущих гонках. Машины команды Дитера Матешитца были на голову быстрее остальных!
Вряд ли Росс Браун будет почивать на лаврах, ожидая, как к нему в руки плывут титулы в личном и командном зачете. На базе команды кипит круглосуточная работа по модернизации машины.
Остроты могли бы добавить Ferrari и Toyota, у которых, по всей видимости, проблемы диаметрально противоположного характера. Скудерия не может показать быстрое время на квалификационном круге, но стабильно едет в гонке, японцы, наоборот, неплохо квалифицируются, но затем теряют все преимущество. В любом случае, все это говорит о проблемах и те, и других.
Но эти проблемы – ничто по сравнению с той ямой, куда провалился McLaren. Это самое слабое выступление команды за 15 лет. И никакие доработки не могут заставить нынешний болид "серебряных стрел" ехать быстрее. Видимо, пора думать о следующем сезоне.
Вот только каким он будет? Противостояние между командами и FIA (Международная автоспортивная федерация) достигло апогея. "Формуле-1" грозит раскол, но это тема для отдельного материала…
Обозреватель Илья Морозов