Налоговые стимулы МЭР получили незачет
Налоговые новации Минэкономразвития для стимулирования инновационной деятельности не приняты. На совещании в правительстве они были отвергнуты и отправлены на доработку. Зато были одобрены основные направления налоговой политики на 2011-2013 годы, в которых Минфин предусмотрел блок налоговых мер для инноваций
Москва. 3 марта. IFX.RU - Предложения Минэкономразвития РФ (МЭР) по налоговому стимулированию развития инновационной деятельности отправлены на доработку, сообщил агентству "Интерфакс" руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин.
По его словам, такое решение было принято на совещании в правительстве РФ у вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, посвященного основным направлениям налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
"Предложения Минэкономразвития были единогласно отвергнуты", - сказал И.Трунин, отметив, что А.Кудрин поручил представить дополнительные аргументы по данным предложениям.
По словам И.Трунина, Минэкономразвития, в частности, "волнует освобождение (от налогообложения) прироста капитальной стоимости, налоговые каникулы для "нетиражируемых технологий" и освобождение от налога на прибыль всех организаций в сфере образования и здравоохранения".
Минэкономразвития, в частности, предложило ввести на 5 лет специальный налоговый режим для вновь создаваемых компаний инновационного сектора, а также для инновационных компаний, созданных не более чем за 2-3 года до момента введения спецрежима. Данный режим, в частности, предполагает нулевую ставку налога на прибыль, либо, по выбору налогоплательщика, освобождение от уплаты НДС, обнуление налога на имущество, земельного налога, страховые платежи в размере 4,8 тыс. рублей за работника в месяц.
На такой режим, по мнению Минэкономразвития, могли бы перейти на первом этапе организации, образованные при бюджетных научных и образовательных учреждениях для применения результатов интеллектуальной деятельности, аккредитованные в Минобрнауки, а также организации, прошедшие аккредитацию в специально созданной саморегулируемой организации профинвесторов. В нее должны были бы войти: "Роснано", Российская венчурная компания, Фонд Бортника, а также венчурные фонды и бизнес-ангелы (частные инвесторы, вкладывающие деньги в инновационные проекты в обмен на возврат вложений и долю в капитале).
Также Минэкономразвития предлагает освободить от налогообложения доходы от прироста капитала. Для этого предлагается освободить от налога на прибыль доход от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций", при условии владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10%.
Выпадающие доходы от введения данной нормы, по оценке Минэкономразвития, составят в 2010 году 3,6 млрд рублей, в 2011 году - 1,2 млрд рублей, в 2012 году - 1 млрд рублей.
Кроме того, Минэкономразвития предложило распространить, уже начиная с 1 января 2010 года, льготную ставку страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в размере 14% (либо фиксированный платеж в размере 4,8 тыс. рублей в месяц за каждого сотрудника) на IT-компании, поставляющие программное обеспечение как на экспорт, так и на внутренний рынок, на проектные и научные организации и на резидентов технико-внедренческих зон.
Выпадающие доходы от введения данной меры с 2010 годы Минэкономразвития оценивает в 2011-2020 годах в 58,2 млрд рублей ежегодно.
Стимулы по-минфиновски
При этом на совещании во вторник были одобрены основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, разработанные Минфином. Изменений в документ внесено не было, "было дано поручение уточнить расчеты, но в целом документ одобрен", сообщил И.Трунин.
Основные направления налоговой политики, как отмечал ранее руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, представляя в конце февраля на заседании коллегии министерсмтва ныне одобренный документ, "в этом году впервые носят целевой характер", в частности, большой блок налоговых мер как раз посвящен стимулированию инновационной деятельности.
Так, Минфин планирует завершить реформу системы амортизации. В частности, рассказывал чиновник, предполагается дальнейшее ускорение амортизации, сокращение количества групп основных фондов, подлежащих амортизации, переход к формированию групп не на основе сроков физической службы объектов, как это происходит сейчас, а к функциональному формированию амортизационных групп, что само по себе должно повлечь сокращение сроков амортизации, и свою очередь это будет означать, что на расходы стоимость будет списываться быстрее, а с экономической точки зрения будут создаваться стимулы для обновления оборудования. Вводить эти меры необходимо постепенно, так как их реализация ведет к выпадению доходов бюджета.
Также предусматривается повысить эффективность возмещения НДС. Кроме того, предусмотрено освобождение на три года от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования. Для этого необходимо определить виды оборудования, относящегося к энергоэффективному.
Предполагается уточнение в Налоговом кодексе РФ порядка налогового учета расходов на НИОКР и предоставление возможности организациям создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР. Минфин, чью позицию озвучивал И.Трунин, полагает, что налогоплательщик должен самостоятельно принимать решение о создании резерва.
Также Минфин предлагает передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ с последующим администрированием налоговыми органами в уведомительном порядке. При этом размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организации при проведении НИОКР, предлагается увеличить с 30% до 100% стоимости приобретенного оборудования.
Планируется также повышение качества налогового администрирования.
Одобренный во вторник документ среди прочих мер предполагает рассмотрение вопроса переноса на более поздний срок повышения взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1% и установление тем самым размера совокупной ставки страховых взносов на уровне 32%, а не 34% с 2011 года, как это предусмотрено сейчас.
Между тем, как заявила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова журналистам, правительство пока не обсуждало возможность снижения страховой нагрузки на бизнес до 32% вместо 34% в рамках системы обязательного медицинского страхования. Она напомнила, что решение об увеличении страховых взносов с 1 января 2011 года было принято законодательно, и дальнейшая реализация его зависит от действий правительства по модернизации системы обязательного медицинского страхования.
Как сообщил ранее вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, его ведомство рассматривает возможность повышения ставки страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 году до 32%, а не до 34%. По его словам, данное предложение в настоящее время прорабатывается.
И еще министр отмечал, что при подготовке налоговой политики необходимо было найти баланс между двумя задачами - "с одной стороны, мы должны налоговые преференции предоставить, то есть стимулировать инновации, с другой стороны, увеличивать государственные расходы на создание инфраструктуры инноваций".
"Нам нужно рассматривать налоговую систему и как фактор бюджетной устойчивости, и как фактор стимулирования экономики", - указывал А.Кудрин.
Налоговые доходы бюджета расширенного правительства сократились с 36% ВВП в 2005-2008 годах до 30% ВВП. При этом, по словам А.Кудрина, "основной удар на себя принял федеральный бюджет, это связано с тем, что в первую очередь сокращались доходы, связанные с нефтью и газом".
Так, налоговые доходы федерального бюджета, которые составляли в период с 2005 года по 2008 год 21,5-22% ВВП, снизились в прошлом году до 16,5% ВВП.
/IFX.RU/