Барселонские страдания Петрова
Победу на пятом этапе "Формулы-1" в Барселоне одержал Марк Уэббер, подтвердивший репутацию трассы, где чаще всего выигрывает гонщик, завоевавший поул в субботу. Россиянина Виталия Петрова сопровождали неудачи
Москва. 11 мая. INTERFAX.RU – Все тренировки и квалификации этого сезона проходят по одному сценарию: любой пилот может показывать чудеса пилотажа и скорости, но первую стартовую позицию разыгрывают между собой только два человека – Себастьян Феттель и Марк Уэббер, имеющие в своем распоряжении очередной шедевр пера Эдриана Ньюи, инженерного гения, ныне работающего в Red Bull.
Не стала исключением и последняя гонка. Сколько представители команд ни рассказывали о том, что к первой европейской гонке сезона готовят серьезные обновления машин, все без толку – парни в комбинезонах с красными быками ничего не рассказывали, не хвастали новыми антикрыльями, воздуховодами и другими модернизированными элементами болидов. Естественно, они тоже не сидели без дела, но по поводу своих новинок предпочли не рассказывать, и в квалификации просто поделили первый ряд стартового поля. Первым стал Уэббер, вторым – Феттель. Причем обладатель поула "привез" Льюису Хэмилтону, завоевавшему третью стартовую позицию, почти секунду. Другая лига! Вслед за McLaren британца расположились Фернандо Алонсо, лидер чемпионата Дженсон Баттон, Михаэль Шумахер, Роберт Кубица, Нико Росберг, Фелипе Масса и Камуи Кобаяши.
Mercedes GP во главе с Россом Брауном до сих пор ломает голову над китайскими проблемами Шумахера, так до конца и не поняв их причин. Но к Испании штутгартцы серьезно обновили машину, увеличив ее базу, длину переднего антикрыла и воздухозаборник двигателя. Все это привело к росту результатов Шумахера и… падению скорости Росберга, который за гоночный уик-энд так и не смог правильно настроить модернизированный болид. Неплохо к гонке подготовились и в Sauber: свидетельство тому – 10 место Кобаяши.
Для Виталия Петрова барселонский этап не задался сразу. Он в отличие от своего опытного партнера Кубицы долго искал настройки для обновленной R 30, не выходя из второго десятка гонщиков на тренировках. Финиш этому положил вылет с трассы на субботней утренней тренировке в скоростном повороте. После "поцелуя" с отбойником из штабелей старых покрышек, Renault Виталика потеряла оба антикрыла, повредила боковой понтон, заднюю подвеску и, что самое печальное, коробку передач. В итоге механики сотворили чудо, восстановив машину менее чем за три часа остававшиеся до квалификации, но нового комплекта модернизированной аэродинамики у команды не было, поэтому наш пилот поехал со старым обвесом. Квалификация на 14 месте в таких условиях – это уже неплохо, но за внеплановую замену коробки передач по правилам гонщик передвигается на пять позиций на назад, поэтому старт Петров принимал уже…
…с 19 позиции…
…и старт почти провалил. Приучив болельщиков к впечатляющим спуртам, наш гонщик изумил, думается, многих, потеряв сразу два места на стартовой прямой. Причиной тому – Ярно Трулли. Опытнейший итальянец, выступающий под конец карьеры в слабенькой Lotus, решил, видимо, любой ценой не пустить вперед гораздо более быструю Renault Петрова и заблокировал желт-черный болид Виталия. Вскоре он все же сдался под натиском россиянина, но за это время пелетон растянулся и наш гонщик упустил возможность обогнать несколько машин в стартовой сутолоке.
Зато свою позицию лидера сохранил Марк Уэббер, впрочем, как и еще пять гонщиков, следовавших за ним. Масса прорвался с девятого на седьмое место, восьмым стал Сутил, которому удался супер-старт с 11-й позиции. Отличный прорыв показал также Хайме Альгерсуари, поднявшись за первые круги с 16 на девятое место. А вот Росберг и Кобаяши места потеряли.
Для молодого напарника Шумахера гонка вообще стала полным разочарованием. Заехав на 16-м круге для смены мягкого комплекта резины на жесткий тип, Нико дернулся до того, как на его машине затянули правое переднее колесо. Так как любые действия с машиной разрешены только напротив боксов гонщика, механикам пришлось откатывать ее назад, чтобы докрутить гайку. Потеря времени оказалась катастрофической – Росберг откатился в конец пелетона, впервые в сезоне оставшись без очков.
Пит-стопы оказали решающее влияние и на расклад в лидирующей группе. Если у Марка Уэббера проблем не возникло, то у Феттеля возникла заминка при обслуживании. Этим незамедлительно воспользовался Хэмилтон, выскочивший на второе место. Его напарник Дженсон Баттон также стал жертвой техники при пит-стопе: британец не смог быстро стартовать из-за пробуксовки сцепления, поэтому при выезде с пит-лейн его McLaren поравнялся с Mercedes Шумахера, побывавшего в боксах ранее и имеющего в своем распоряжении прогретую резину. Немец, двигавшийся по внешней траектории трассы, уходящей вправо на участке выезда из боксов, церемониться не стал и проскочил мимо Баттона, который во избежание столкновения вынужден был отвернуть правее и сбросить скорость. Кругом ранее Хэмилтон не стал уступать в такой же ситуации, выдавив Феттеля на обочину, и выиграл позицию. Думается, вскоре Баттон пожалел, что не сделал также. На быстрой барселонской трассе, где нет медленных поворотов-"шпилек", каждый обгон сродни подвигу. Поэтому опытнейший Михаэль на протяжении 50 (!) кругов сдерживал гораздо более быстрый McLaren.
Виталий Петров теми временем постепенно прорывался наверх, остановившись на 12-м месте позади Хайме Альгерсури, который ехал в паре секунд впереди. Знал бы россиянин, какие события развернутся в конце гонки, возможно, стал бы пилотировать агрессивнее…
За 15 кругов до финиша быстрый, но буквально притягивающий к себе неприятности, Феттель чуть не вылетел с трассы, когда его машину начало бросать из стороны в сторону. Гонщик был вынужден заехать на пит-стоп, где ему поменяли резину. Вернувшись на трассу, Себастьян понял, что ситуация не улучшилась. А позднее стала понятна и причина – отказ левого переднего тормозного механизма! Посещение немцем боксов позволило выйти на третье место Алонсо, который прорвался на подиум на домашней трассе. Можно представить восторг Фернандо, когда на предпоследнем круге с трассы вылетел Льюис Хэмилтон, на машине которого взорвалось колесо, не выдержавшее нагрузки. Так в конце гонки каталонец поднялся с четвертого на второе место.
Заслуженную победу одержал Уэббер, за ним финишировал Алонсо, Феттель стал третьим. Сход Хэмилтона позволил всем гонщикам позади него подняться на позицию вверх. Остальные пилоты, получившие очки в гонке, выглядят так: Шумахер, Баттон, Масса, Сутил, Кубица, Барикелло и Альгерсуари. Обгони Виталий испанца, мог бы и он заработать очки. А пока в его копилке после пяти этапов только 6 очков из Китая и дополнительный опыт.
Скорость Red Bull навевает на мысль, что не будь тех многочисленных технических проблем, с которыми периодически сталкиваются оба пилота команды, мы бы видели пять победных дублей в исполнении Уэббера и Феттеля, соревнующихся только между собой. Но есть у творений конструктора Эдриана Ньюи одна особенность – они часто ломаются. Этим славились машины McLaren, когда Ньюи работал в этой британской конюшне. И если Микка Хаккинен смог заработать два титула, то Кими Райкконен, сменивший земляка в "серебряных стрелах", мог стать чемпионом еще там, а не в Ferrari, но не стал, регулярно паркуя задымивший болид у обочины. Он и в Скудерию убежал в том числе и для того, чтобы снять "венец невезения". Красный комбинезон и 40 млн евро в год по контракту сделали чудеса – Кими стал чемпионом мира уже в первый год выступлений за команду из Маранелло.
Проблемы Red Bull c реализацией преимущества позволяют сохранить интригу в чемпионате. Секундное преимущество в скорости над ближайшими соперниками пока не позволяет гонщикам этой команды возглавить чемпионат. Скорее всего, чемпионом мира станет Феттель или Уэббер. Победа любого другого пилота станет полным крахом команды, возглавляемой Кристианом Хорнером. В гораздо более стесненных финансовых условиях Росс Браун в прошлом году сумел построить удачную машину, из которой выжал все, что смог. Стать чемпионом мира Баттону помогли именно очки, заработанные в первых семи гонках сезона. Те, кто интересуется гонками, помнят, что после экватора сезона Дженсон стабильно набирал очки, но побед уже не одерживал. Тем не менее, стартового задела хватило для титула. Конкуренцию Brawn GP, кстати, смогла навязать тогда только Red Bull. В этом году все гораздо сложнее. Ferrari и McLaren, боровшиеся до крови в сезоне-2008 и, как следствие, провалившие прошлый год, когда серьезно поменялся технический регламент, теперь уже не хотят выступать в роли статистов. Поэтому машины должна позволять Уэбберу и Феттелю не только хорошо квалифицироваться и быстро стартовать, но и без проблем финишировать… А пока действующий чемпион мира Дженсон Баттон, натерпевшийся в Барселоне за машиной Шумахера, сохраняет лидерство в чемпионате.
P.S. Виталию Петрову хочется пожелать удачи и скорости. Самое главное для него – набирать очки, хоть одно, но в каждой гонке. Удастcя это ему или нет, узнаем уже в ближайшее воскресенье на легендарной сложнейшей трассы в Монако.
Зачет пилотов после пяти этапов:
1. Д. Баттон (McLaren) – 70;
2. Ф. Алонсо (Ferrari) – 67;
3. С. Феттель (Red Bull) – 60;
4. М. Уэббер (Red Bull) – 53;
5. Н.Росберг (Mercedes) – 50;
6. Л. Хэмилтон (McLaren) – 49;
7. Ф. Масса (Ferrari) – 49;
8. Р. Кубица (Renault) -44;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 22;
10. А. Сутил (Force India) – 16;
11. В. Лиуцци (Force India) – 8;
12. Р. Баррикелло (Williams) – 7;
13. В. Петров (Renault) – 6;
14. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;
15. Н. Хюлькенберг (Williams) – 1.
Кубок Конструкторов:
1. McLaren – 119;
2. Ferrari – 116;
3. Red Bull – 113;
4. Mercedes GP – 72;
5. Renault – 50;
6. Force India – 24;
7. Williams – 8;
8. Toro Rosso – 3.
Обозреватель Илья Морозов
/Интерфакс/