Мы с президентом Медведевым стремимся искать варианты, при которых выигрывает каждый

Президент США Барак Обама в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как идет процесс "перезагрузки" отношений России и США, а также о том, как развивается сотрудничество президентов двух стран

Мы с президентом Медведевым стремимся искать варианты, при которых выигрывает каждый
Мы с президентом Медведевым стремимся искать варианты, при которых выигрывает каждый
Фото: Reuters

Вашингтон. 25 июня. INTERFAX.RU - Накануне переговоров в Вашингтоне с главой российского государства Дмитрием Медведевым президент США Барак Обама подвел итоги "перезагрузки" в двусторонних отношениях и рассказал, о чем он намерен говорить с российским лидером в эксклюзивном интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" в Вашингтоне Петру Черeмушкину

- Президент России Дмитрий Медведев прибывает в Вашингтон в третий раз за то время, что вы занимаете пост президента США, но это первый государственный визит российского лидера в США. Чего Вы ждете от этого визита? Каковы конкретные соглашения, которые Вы хотели бы заключить с Россией во время этого визита?

- За год, прошедший со времени встречи в Москве, я и президент Медведев тесно работали вместе, чтобы покончить с дрейфом в российско-американских отношениях и "перезагрузить" их на более конструктивной основе, которая позволяет нам проводить взаимовыгодную политику для американского и российского народов. За прошедшие полтора года мы подписали новый договор о СНВ, расширили участие России в Северной распределительной сети для снабжения в Афганистане как наших войск, так и войск наших союзников и партнеров; добились соглаcия по новым резолюциям Совета Безопасности ООН по сдерживанию действий, предпринимаемых Ираном и Северной Кореей по ядерному распространению; сотрудничали по ряду направлений, связанных с нераспространением, включая достижение соглашения, которое обязывает наши две страны надежно обеспечить безопасность ядерных материалов, достаточных для производства 17 тысяч ядерных бомб. Кроме того мы с президентом Медведевым ведем надзор за восстановлением сотрудничества между нашими военными и установили широкую программу сотрудничества силами 16 рабочих групп, созданных под эгидой двусторонней российско-американской президентской комиссии. Этот список достижений дает солидную основу, на которой мы будем расширять наше сотрудничество в других областях.

Во время визита президента Медведева я особенно заинтересован обсудить, как Россия и США смогут расширить торговлю и инвестиции между нашими странами и работать вместе по созданию условий, которые способствуют развитию инновационных технологий. С учетом интереса президента Медведева к инновациям, думаю очень уместно, что он начал свою поездку в Калифорнии с посещения Силиконовой долины – одного из центров инноваций и предпринимательства в нашей стране.

- За год Вашего президентства российско-американские отношения значительно улучшились, особенно, после подписания нового договора о СНВ. Похоже, мы наблюдаем новый "медовый месяц" в двусторонних отношениях, который, будем надеяться, не закончится еще одним разводом, как это случилось в августе 2008 года. Однако Ваши критики настаивают на том, что Вы делаете слишком много уступок Кремлю, ничего не получая от взамен. Что Вы ответите критикам?

- Я очень доволен прогрессом, которого мы добились в перезагрузке наших отношений с Россией и конкретными шагами, которых мы предприняли за последние полтора года. У меня с президентом Медведевым очень хорошие деловые отношения, и моя администрация строит отношения с правительством России и с российским народом на основе общих интересов.

Мы с президентом Медведевым целенаправленно стремимся не обрамлять российско-американские отношения в понятия игры с нулевым результатом, а стремимся искать варианты, при которых выигрывает каждый. На сегодняшний день у нас есть список достижений, который демонстрирует пользу такого подхода. Действительно, вопросы, с которыми нам пришлось иметь дело - будь то Афганистан, новый договор о СНВ, ядерная безопасность, Иран или укрепление экономических связей - являются основополагающими для развития как американских, так и российских интересов. Нам не приходиться идти на уступки по этим вопросам, поскольку создаваемое нами строится на общих интересах. Основным положением нашей новой политики в отношении России является отказ от увязок между вопросами, которые имеют между собой мало общего. Мы будем продолжать не соглашаться по определенным вопросам, но это не должно оказываться на пути сотрудничества, которое может быть взаимовыгодным.

- Развитие и размещение американской системы противоракетной обороны остается вопросом, вызывающим серьезные разногласия между США и Россией. Один из американских конгрессменов даже назвал размещение ПРО вблизи российских границ "оскорблением России". Почему США столь настойчиво стремятся развивать систему, которая даже не доказала еще своей работоспособности?

- Для российского и американского народов постоянно возрастают угрозы со стороны стран, разрабатывающих все более изощренные ракеты. Вместе мы могли бы лучше ответить на эти угрозы, и поэтому я являюсь твердым сторонником сотрудничества с Россией в разработке систем противоракетной обороны. Недавно мы предложили российскому правительству несколько вариантов в отношении того, как начать это сотрудничество. Думаю, что совместная с Россией противоракетная система имела бы огромный потенциал, поскольку обмен технологиями и информацией, которые мы в настоящее время собираем в отношении запусков (ракет - прим. ИФ), производимых третьими странами, может обеспечить большую безопасность как для России, так и для США.

Поэтапный адаптивный подход к противоракетной обороне, которую мы предложили разместить в Европе, не направлен против России, но задуман для защиты наших союзников, наших партнеров, и американского народа от угроз, исходящих от других стран, таких как Иран. В дополнение к этим программам, мы развиваем противоракетную оборону в других частях мира и хотим работать с Россией как с ключевым игроком и получателем выгоды в этой глобальной архитектуре.

- Контртеррористические операции в Афганистане и Пакистане являются основными приоритетами администрации Обамы во внешней политике. Какое сотрудничество Вы бы хотели видеть со стороны России в Афганистане помимо транзита военных грузов, который показал себя довольно успешно?

- И США, и России угрожают экстремисты, и мы, и вы испытали трагические потери в результате терактов. Афганистан и Пакистан остаются приоритетами для моей администрации из-за сохраняющейся угрозы со стороны Аль-Каиды и её экстремистских союзников по отношению не только к США, но и ко всем странам во всем мире.

Я доволен растущим сотрудничеством, которое идет между США и Российской Федерацией по Афганистану. Мы сотрудничаем не только по транзиту войск, средств снабжения и оборудования, но также участвуем в содержательном обмене разведывательной информацией по наркоторговле, террористам и их финансированию, координируем помощь афганскому правительству по созданию антинаркотической полиции и афганской национальной армии. Мы работаем вместе в рамках ООН для введения санкции против Талибана и Аль-Каиды, а также по примирению в Афганистане, поддерживая усилия по предотвращению распространения наркотиков в рамках инициативы Парижского пакта и сотрудничая в противодействии притоку прекурсорных химикатов в Афганистан, используемых при производстве героина.

Кроме того, Российская Федерация взяла на себя лидирующую роль в международном сообществе, организуя встречи и собирая вместе страны для решения проблемы незаконного распространения наркотиков, исходящих из Афганистана.

- Вопрос, который в наибольшей степени беспокоит Россию в отношении Афганистана и американской политики в Афганистане, это рост притока наркотиков в нашу страну, который стал результатом прекращения уничтожения посевов опийного мака в Афганистане. Идея, которая хорошо выглядит теоретически – предоставить альтернативный источник доходов крестьянам в Афганистане от сельскохозяйственного производства, на практике, оказывается, не имеет смысла и приводит к усилению притока наркотиков в Российскую Федерацию. Могут ли США изменить эту политику?

- Незаконное выращивание (опийного мака – прим. ИФ) и производство опиума в Афганистане является давней проблемой, которая сейчас еще более усугубилась. Это проблема сложная и требует всеобъемлющего, стратегического подхода, который предусматривал бы не только предоставление альтернативных средств существования для фермеров, но и наращивание усилий по перехвату наркопотоков, уничтожению лабораторий по производству наркотиков и пресечению незаконного оборота опиатов и химических прекурсоров, используемых в производстве героина. Этот подход также предполагает лишение торговцев наркотиками финансовых средств, предотвращение отмывания денег и попадания выручки от наркоторговли в руки террористов. Следует также проводить информационную кампанию, которая отвлекала бы фермеров от производства опиума.

Кроме того, не менее важно сокращение спроса на потребление (наркотиков – прим. ИФ) как в Афганистане, так и в других странах, являющихся потребителями афганского опиума.

Мы тесно работаем с нашими российскими и другими международными партнерами во всех этих областях. Хотя мы можем не всегда соглашаться в тактике, нас объединяет общая цель, и мы будет продолжать прислушиваться к российской точке зрения и опыту.

- Похоже, что демократия в России больше не является приоритетом для нынешней администрации, в то время как продвигается сотрудничество по таким вопросам, как контроль над вооружениями, Афганистан, Иран, нераспространение. Активисты-правозащитники в США признают, что у Америки нет инструментов влияния на Россию в таких вопросах, как права человека.

- Как я дал ясно понять в прошлом году в Москве - и недавно в моей Стратегии национальной безопасности - моя администрация привержена отстаиванию универсальных ценностей по всему миру, включая Россию. Мы не стремимся навязывать нашу систему управления никому другому, и мы считаем, что сохранение сильной демократии у нас в стране помогает нам вдохновлять и поддерживать тех, кто стремится построить демократию в своих странах. В России мы видим партнеров как в государстве, так и в обществе, которые привержены защите прав человека и улучшению демократического управления. Опросы общественного мнения показывают, что большинство российских граждан хотят выбирать своих лидеров напрямую, а не так, чтобы это делал за них кто-нибудь другой. Что они верят в сдерживание государственной власти и в то, что верховенство закона должно применяться ко всем равным образом, и хотят иметь доступ к независимым СМИ. Поэтому когда мы выступаем за права человека и демократию в России, мы не экспортируем американские ценности, но подтверждаем наши общие ценности.

Лучший способ отстаивать эти общие ценности - делать это посредством взаимодействия на основе, так сказать, двухколейного подхода - взаимодействия как с российским правительством, так и с российским обществом. Например, когда я был в Москве прошлым летом, я встретился с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным и обсудил эти вопросы. Но я также встретился и со студентами, бизнесменами, правозащитниками, активистами гражданского общества, лидерами политической оппозиции. И, когда мы видим несправедливость или злоупотребления, моя администрация незамедлительно высказывает обеспокоенность по этим вопросам как публично, так и в частном порядке.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');