Чтобы удешевить строительство, надо соблюдать законы

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефим Басин рассказал "Интерфаксу" о том, как строительная отрасль преодолевает последствия кризиса

Чтобы удешевить строительство, надо соблюдать законы
Чтобы удешевить строительство, надо соблюдать законы
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 августа. INTERFAX.RU - Ефим Владимирович, каковы первые показатели 2010 г. по объемам строительства и инвестиций?

- Поводов для оптимизма немного, но, тем не менее, они есть. Во-первых, набирает обороты строительство олимпийских объектов в Сочи, объектов для саммита стран АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани. Это огромные объемы и инвестиции, тысячи рабочих мест. Во-вторых, есть надежда, что мы сохраним ввод жилья приблизительно на уровне прошлого года. По крайней мере, результаты первого полугодия свидетельствуют именно об этом. В-третьих, растут объемы выпуска строительных материалов и конструкций - цемента, плитки, стекла, теплоизоляционных материалов – то есть, загружаются предприятия стройиндустрии. И все это не может не радовать.

Но, к сожалению, есть и негатив - объемы инвестиций будут меньше, чем в прошлом году, поскольку резко сократились капиталовложения со стороны государственного бюджета и частных инвесторов.

- В этом виноват кризис?

- Да, это результат кризиса. Более того, если строители в первый год кризиса держали по инерции объемы ввода жилья и освоения средств, то сейчас, когда уменьшились инвестиционные возможности, строительная отрасль находится в более сложных условиях, чем другие секторы экономики.

Тем не менее, последние шаги, которые сделаны правительством, внушают определенные надежды. Так, по заданию президента Д.Медведева и премьер-министра В. Путина готовится новая программа "Жилище", рассчитанная до 2015 года. Она предусматривает в итоге выход в строительстве жилья на показатель один метр квадратный на жителя страны в год. Не забыто и ипотечное кредитование, тем более, что после максимума, достигнутого в 2008 г., объемы ипотечных кредитов, выдаваемых банками, резко упали. Сейчас, благодаря господдержке и снижению ставок по кредитам, можно ожидать роста числа выданных кредитов и, соответственно, увеличения строительства жилья в рамках программ ипотечного кредитования.

И, наконец, недавно под председательством Владимира Путина прошло совещание, и на нем обсуждалось развитие российского авиатранспорта. Ассигнования в ближайшие три года здесь будут увеличены на 60 млрд рублей. Значит, можно ожидать увеличения инвестиций в развитие наших аэропортов. Это очень актуально для России, для ее территории, когда многие регионы просто оторваны от большой земли.

- Какие основные задачи решает сейчас строительная отрасль?

- Отрасль сейчас работает в иных условиях, чем пару лет назад, а именно в условиях саморегулирования. Государство многие функции отдало саморегулируемым организациям, поэтому самоконтроль, самоочищение от недобросовестных организаций, от "однодневок" - одна из основных задач профессионального сообщества.

- Сказался ли переход от лицензирования к саморегулированию на объемах строительства?

- Два года назад высказывались опасения, что в условиях кризиса нельзя менять правила игры, переходить на саморегулирование, что саморегулируемая организация не сумеет быстро и в необходимые сроки выдать допуски на производство наиболее опасных работ, а это повлечет за собой невозможность участия в тендерах, конкурсах на право подряда. Этого не случилось. Саморегулируемые организации сумели вовремя выдать необходимые допуски, и никакого коллапса, который предвещали оппоненты новой системы, не произошло. Наоборот, я считаю, что мы очень мягко перешли от государственного регулирования к саморегулированию. Сегодня можно прямо сказать: обратного пути уже нет и возврата к лицензированию не будет. Более того, 2 августа вступили в действие поправки в Градостроительный кодекс, которые максимально закрывают пробелы, остававшиеся в законодательстве в части саморегулирования.

- Сколько саморегулируемых организаций создано к настоящему времени?

- Все цифры есть на сайте Национального объединения строителей в открытом доступе. Могу сказать, что на сегодня зарегистрировано 228 саморегулируемых организаций в строительстве, а всего с проектировщиками, с изыскателями их более 400.

- Как вы считаете, число СРО будет расти?

- Я считаю, что 227 и 400 - это даже много для страны. Все-таки СРО должны быть крупнее и носить межрегиональный характер. Для чего? Во-первых, чтобы не допускать возникновения локальных СРО в рамках одного субъекта Федерации - тогда у организации и ее членов не будет стремления "монополизировать" какую-либо территорию и никого туда не пускать.

И второе – чем больше членов в саморегулируемой организации, тем больше возможности создать солидный компенсационный фонд и значительно более надежно защищать интересы третьих лиц, потребителей. Большой бюджет СРО позволит нанимать и иметь в своем аппарате хороших специалистов, хороших юристов, которые будут защищать интересы членов этого СРО. Впрочем, когда в организации очень много членов (у нас есть СРО, где их 7 тысяч), это тоже неправильно и наводит на мысли, что это просто "липа". Оптимальная численность членов СРО, на мой взгляд, должна быть 600-700 организаций.

Я думаю, что в ближайшее время будет наблюдаться тенденция к слиянию и укрупнению СРО, а не создание новых.

- Не могу Вас не спросить: почему дороги в России, да и все строительство, так дорого стоят?

- Знаете, меня очень сильно задевает, когда я слышу, что в России строят очень дорого, дороже, чем за рубежом, что наши стандарты не соответствуют мировым и так далее. Просто надо проанализировать структуру ценообразования строительства - и не только дорог, а вообще объектов. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что львиная доля затрат идет на выкуп земельных участков, на снос зданий и сооружений под это строительство. Есть такие объекты, в том числе в Сочи, когда затраты по сносу превышают стоимость самого строящегося объекта.

Кроме того, строителям необходимо платить за различные технические условия, за подключение к инженерным сетям. Это тоже нонсенс! Почему строитель или инвестор должен платить за магистральный газопровод или за теплотрассу? Тарифы на услуги естественных монополий, энергетиков, водоканала постоянно повышаются, и в этих тарифах уже имеется инвестиционная составляющая, которая предусматривает затраты на развитие мощностей, позволяющих подключать новые объекты. Но наши монополисты все равно требуют от инвестора: заплати за подключение, за технические условия, построй такую же магистраль, а потом передай ее мне на баланс бесплатно. Так в рыночной экономике поступать нельзя.

Еще одна составляющая цены – это различные обременения, связанные с отчислениями на социальные объекты (для строительства детсадов, школ, на благоустройство и т.д.). Я уж не говорю о коррупционной составляющей, которая действительно имеет место.

И, конечно же, у нас очень дорогая земля. Я рад, что премьер-министр на недавнем совещании прямо заявил, что нужно резко удешевить землю. У нас так сложилось, еще с советских времен, когда людям не разрешали строить или предлагали "неудобья" для строительства собственного жилья или дач. Это при нашей-то территории! У нас ведь всего около 1% территории занято населенными пунктами, а в той же Германии 8%. Это никуда не годится. Надо, чтобы земля была максимально удешевлена и продавалась не келейно, а с аукциона, чтобы уйти от всяких подковерных продаж. Вот это главное.

- Как же можно ликвидировать все обозначенные вами проблемы?

- Чтобы избежать затрат, связанных со сносом строений и отводом земли под строительство, нужно четко выполнять Градостроительный кодекс, который предусматривает в соответствии с планами градостроительства заблаговременное резервирование земель за 7-10 лет. То есть, под будущую улицу или дорогу решением местных властей выносится постановление о резервировании земли, и ее уже нельзя продавать или использовать под другие цели. И когда будет принято решение о строительстве объекта, земля под него должна быть предоставлена фактически бесплатно.

Вот вам пути резкого удешевления строительства в России. Причем де-юре это закреплено в законодательстве, а де-факто это сплошь и рядом нарушается. Как только появляется слух о предстоящем строительстве, к примеру, дороги или аэропорта, моментально все скупается. Причем, иногда и чиновники играют в этом далеко не последнюю роль - через подставных лиц. Даже карьеры скупаются, что также порождает массу сложностей.

- Сложностей какого рода?

- Большую долю в цене строительства занимают именно инертные материалы – песок, щебень, грунт. Сегодня практически все карьеры находятся в частных руках, и это дает возможность владельцам устанавливать монопольно высокие цены. И как только увеличивается потребность в этих материалах, резко возрастает их цена. Сегодня в Сочи цена щебня достигает 1500 руб. за кубометр, песок – больше 1000 руб. за кубометр. Такая же картина и в Приморье. В Санкт-Петербурге строится Кольцевая автодорога, и цены на инертные материалы резко повысились. Ладно, в Сочи нет карьеров, допустим с гранитным щебнем, но в Ленинградской области, в Карелии масса таких карьеров, но они также монополизированы. Иногда оказывается, что цена на отечественные материалы выше, чем за рубежом. Естественно, все это не может не влиять на стоимость объекта.

- Не очень оптимистично звучит.

- Но все равно надо быть оптимистами. Впереди праздник – День строителя, день созидателя, поэтому хотелось бы пожелать всем успехов, добра и уверенности в завтрашнем дне.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');