Россия обещала помочь убедить "квартет" поддержать обращение Палестины за членством в ООН
Член ЦК палестинского движения ФАТХ Набиль Шаат рассказал "Интерфаксу" о планах палестинских властей обратиться за признанием своей независимости в ООН
Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - Член ЦК палестинского движения ФАТХ Набиль Шаат, ранее возглавлявший палестинский МИД, 5 июля посетил Москву, где в преддверие министерского заседания ближневосточного "квартета", намеченного на 11 июля в Вашингтоне, провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. По итогам визита он рассказал корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о результатах переговоров, планах палестинских властей обратиться за признанием своей независимости в ООН и о взаимоотношениях движений ФАТХ и ХАМАС.
- Насколько известно, главной темой вашей сегодняшней встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым было обсуждение ожидающейся министерской встречи ближневосточного "квартета". Какие еще темы, кроме этого вопроса, обсуждались в ходе беседы?
- Мы обсудили планы палестинских властей в сентябре обратиться в ООН с целью добиться полноправного членства в Генеральной ассамблее в качестве государства, а также получить признание как можно большего количества стран. Россия, разумеется, признает палестинское государство, у нас существуют дипломатические отношения. Мы получили большую поддержку от господина Лаврова относительно российской поддержки в ООН.
Мы также обсудили грядущее заседание "квартета". Россия сделает все возможное, чтобы "квартет" поддержал и не препятствовал нашему обращению за членством в ООН, и чтобы он принял заявление, которое создаст условия для возвращения к переговорам, если Израиль его примет, откажется от поселенческой деятельности и согласится с возвращением к границам 1967 года. Если подобное заявление будет сделано, и Израиль согласится с ним, мы вернемся к переговорам хоть завтра.
- Как известно, в США существует очень сильное произраильское лобби. В связи с этим, действительно ли Вы рассчитываете, что "квартет" сможет принять заявление, где будет содержаться призыв к Израилю с требованием прекратить поселенческую активность?
- Да, абсолютно.
- Не так давно представитель Палестинской национальной администрации при ООН Рияд Мансур заявил, что Палестина будет добиваться признания своей независимости в ООН, даже если возобновятся переговоры с Израилем. Так ли это?
- Я думаю, он прав. Эти два процесса не противоречат друг другу. Мы можем добиваться членства в ООН и вести переговоры одновременно. Но, на самом деле, на то, что Израиль согласится вернуться к переговорам до сентября, нет никаких шансов. Я очень в этом сомневаюсь.
- В соответствии с принятой в ООН процедурой, когда палестинская сторона должна подать документы в эту организацию для того, чтобы вынести вопрос признания своей независимости на обсуждение Генассамблеи?
- Это не вопрос процедуры, у нас есть много вариантов. Это не обязательно должно произойти в сентябре. Мы можем выйти с этим вопросом и в октябре, и в ноябре. Вопрос окончательной даты будет решаться комитетом, который занимается этим делом. В стратегическом плане мы обратимся в ООН, но начнем ли мы с Генеральной ассамблеи, либо мы начнем с Совета безопасности, все эти вопросы будут проработаны комитетом.
- Когда?
- Сейчас, мы уже работаем над этим. Я – член этого комитета.
- Постоянный представитель Израиля в ООН заявил, что если эта организация признает независимость палестинского государства, это будет чревато войной в регионе. Каково Ваше мнение на этот счет?
- Израиль уже оккупирует нашу страну. Он не сможет оккупировать ее еще раз. Мы не ожидаем войны.
- Не так давно Франция предложила провести на своей территории ближневосточную конференцию. Что Вы думаете насчет этой идеи?
- Мы, конечно, поддерживаем это. Мы приветствуем любую конференцию, которая может помочь Палестине. Но это не противоречит нашему желанию, чтобы политическая международная конференция прошла в Москве, это было решением соглашения в Аннаполисе.
- Что Вы думаете о так называемых "Флотилиях мира", которые стремятся доставить гуманитарную помощь в сектор Газа в обход Израиля?
- Я думаю, что это отличная попытка людей, которые не перевозят оружие или что-то подобное, и которые предоставили свои суда для инспекторов ООН и европейских властей продемонстрировать миру необходимость снятия блокады с сектора Газы.
- Почему бы не доставлять гуманитарную помощь через израильскую территорию, например через порт Ашдод?
- Это очень сложно, потому что Израиль направляет менее одной десятой товаров, в которых нуждается Газа. Газа по-прежнему находится в серьезной блокаде с воздуха, с моря, с земли. Речь идет не только о гуманитарной помощи, но и о запчастях для машин, нет удобрений для сельского хозяйства.
- Встреча представителей движений ФАТХ и ХАМАС, намеченная на 21 июня была отложена. Когда она может состояться теперь?
- Мы контактируем друг с другом по телефону и так далее. Мне действительно жаль, что она была отложена, но президент Махмуд Аббас предложил, чтобы господин Салям Файяд продолжил руководить правительством до новых выборов. ХАМАС с этим не согласился. Так что именно этот вопрос мы постоянно обсуждаем. Я надеюсь, что в скором времени мы достигнем соглашения. Я попросил господина Лаврова помочь, если он сможет.
- Существует ли какая-то альтернатива кандидатуре Саляма Файяда? Есть ли человек, который сможет удовлетворить как ХАМАС, так и ФАТХ?
- Да. Есть четыре кандидата, они были предложены различными партиями, но мы сначала хотим попытаться убедить ХАМАС, чтобы он принял кандидатуру Саляма Файяда. Если этого не получится, мы будем искать других кандидатов.
- Мой следующий вопрос касается давней истории с поставками российских БТР палестинской стороне. Из-за позиции Израиля БТР до сих пор находятся в Иордании. Есть ли какой-то прогресс по этому вопросу?
- Израиль не позволяет передать никакую российскую автомобильную технику палестинской стороне. В Израиле хорошие службы безопасности, которые хорошо справляются с тем, чтобы не допустить любое нападение на Израиль. Поэтому я не понимаю этого. Я спрашивал наших российских друзей о том, что говорит Израиль. А они отвечали: "Израиль вам не доверяет". Но ведь это машины с очень легким вооружением. Они оснащены всего-навсего пулеметами, и Израиль настоял, чтобы пулеметы с них сняли. Россия сняла с них пулеметы, и они превратились просто в бронированные машины для нужд полиции. Но Израиль и это не принимает, и БТР пока остаются в Иордании.
- Остается ли этот вопрос на повестке дня палестино-израильских контактов?
- Каждый раз.