Глава МИД РФ Сергей Лавров: итоги года

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью "Интерфаксу" подвел итоги внешнеполитического года и рассказал о приоритетах российской дипломатии в 2012 году

Глава МИД РФ Сергей Лавров: итоги года
Глава МИД РФ Сергей Лавров: итоги года
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - Сергей Викторович, был ли уходящий год успешным для российской дипломатии? Какие внешнеполитические события Вам представляются наиболее значимыми?

- Завершающийся год, очевидно, войдет в историю как период, отмеченный драматическими событиями и повышением турбулентности в международных отношениях. Темп происходящих в мире перемен заметно возрос. На наших глазах происходила глубинная трансформация геополитического ландшафта. При этом в международном развитии немало аспектов, вызывающих серьезное беспокойство. В частности, речь идет о накоплении кризисных элементов в мировой экономике, угрозе затяжной глобальной депрессии.

Не вызывает сомнений, что в современных условиях статус России – как и любого государства – на международной арене зависит от того, насколько последовательно и эффективно осуществляется комплексная модернизация, призванная обеспечить переход к современной модели динамичного развития страны. Поэтому в 2011 году, как и ранее, приоритетной задачей нашей внешней политики было создание максимально благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития, достижения конкретных и понятных гражданам результатов. В этих целях мы добивались укрепления авторитета России в мире, дальнейшего повышения веса нашей страны как одного из основных центров силы и влияния формирующегося нового полицентричного мироустройства.

Важнейшим достижением внешней политики России, обеспеченным совместными усилиями с нашими ближайшими партнерами, стало продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ. Итоги насыщенной работы на этом направлении подвели состоявшиеся в декабре в Москве заседания Высшего Евразийского экономического совета и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, саммиты СНГ и ОДКБ.

Реализация принятых в формате России, Белоруссии и Казахстана решений в контексте перехода с 1 января к Единому экономическому пространству, что обеспечит свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и продвижения к созданию к 2015 году Евразийского экономического союза определит будущее наших стран на обозримую перспективу. Впервые создан наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия, которому государства "тройки" передали часть своего суверенитета, и объем его полномочий будет постепенно расширяться. При этом механизм принятия решений исключает доминирование какого-либо государства. Создаваемые "тройкой" структуры открыты для присоединения новых участников и призваны стать мостом в развитии широкого плодотворного сотрудничества между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Прочный фундамент для дальнейшего совершенствования взаимодействия в СНГ закладывает подписание государствами-участниками Содружества договора о зоне свободной торговли. Рассматриваем укрепление интеграционных структур с нашим участием как вклад в обеспечение устойчивости формирующейся международной системы.

Продолжали активно работать над углублением союзнических отношений в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, которая является ключевым инструментом обеспечения стабильности в зоне ее ответственности, совершенствовать имеющийся в ее распоряжении механизм кризисного реагирования.

Перед нами открываются новые возможности, но появляются и новые, общие для всех вызовы. Это объективно подталкивало ведущие государства к работе в рамках позитивной, объединительной повестки дня. Примером того, что такая линия пробивает себе дорогу, служит деятельность "Группы двадцати". На "подъеме" находятся растущие экономики, входящие в объединение БРИКС, которые в общей сложности обеспечивают уже около половины глобального экономического роста. Итоги встречи лидеров БРИКС и последовавшего саммита "двадцатки" в Каннах подтвердили, что объединение становится все более авторитетной силой в финансово-экономической сфере, а подходы государств БРИКС по актуальным международным проблемам, в том числе в отношении необходимости обеспечения верховенства международного права, задают ориентиры для деятельности на международной арене все большего числа стран. Рассчитываем, что предстоящий в будущем году в Нью-Дели очередной саммит БРИКС укрепит взаимовыгодное сотрудничество между участниками форума, поспособствует дальнейшей консолидации их позиций в мировой экономике и политике.

В центре калейдоскопа международных событий были потрясения, охватившие регион Северной Африки и Ближнего Востока. Мы проводили линию на прекращение насилия и соблюдение прав человека, на то, чтобы помогать сторонам конфликтов решать проблемы мирно, путем общенационального диалога с участием всех политических, конфессиональных и этнических групп. Готовы продолжать развивать с государствами региона партнерство на основе равноправия и взаимной выгоды, при полном уважении их традиций, истории и культуры. При этом мы против использования лозунга защиты мирных граждан для поддержки одной из сторон в гражданской войне, против применения "ливийского прецедента", заключающегося в грубом нарушении соответствующих резолюций СБ ООН, для урегулирования других конфликтов.

Сегодня особое беспокойство вызывает положение дел в Сирии. В контексте поиска политико-дипломатического урегулирования поддерживаем инициативу Лиги арабских государств по содействию разрешению внутреннего кризиса в этой стране. Приветствуем подписание протокола о Миссии наблюдателей ЛАГ по мониторингу ситуации в Сирии, который дает возможность с использованием механизма независимого контроля на местах обеспечить защиту всех сирийских граждан, стабилизировать обстановку. Именно на это направлен и распространенный нами в СБ ООН проект резолюции. Его цель – способствовать прекращению насилия, откуда бы оно ни исходило, налаживанию широкого общенационального диалога.

В уходящем году мы не забывали и о необходимости урегулирования застарелых конфликтов в регионе, прежде всего палестинской проблемы, что могло бы стать крупным вкладом в обеспечение региональной стабильности.

На днях произошло событие политической важности, которого мы ждали долгих 18 лет, – одобрено решение о присоединении России к ВТО. После его ратификации наша страна станет полноправным членом Организации. Тем самым открывается качественно новый этап интеграции России в мировую экономическую систему. Со своей стороны готовы способствовать обеспечению международной экономической стабильности, нахождению эффективных решений кризисных явлений, укреплению многосторонних международных структур.

Одним из ключевых направлений нашей внешней политики было укрепление взаимодействия с США. В уходящем году удалось сделать немало – вступили в силу новый Договор о СНВ и Соглашение о сотрудничестве в сфере мирной атомной энергетики, активно работала двусторонняя Президентская комиссия, расширялось взаимодействие по международной повестки дня, включая вопрос о присоединении России к ВТО. При этом в нашем диалоге есть целый ряд чувствительных тем, по которым взгляды двух стран не совпадают. Определяющее значение для наших отношений с США будет иметь способность Вашингтона услышать наши законные озабоченности в связи с планами создания глобальной американской системы ПРО, которая в нынешнем виде несет риски для безопасности России.

Несмотря на имеющиеся разногласия, развивали взаимодействие с Североатлантическим альянсом. В центре нашего диалога с НАТО была проблема создания в Евро-Атлантике архитектуры равной и неделимой безопасности. Урегулировав ее на основе взаимного учета интересов, мы выйдем на качественно новый уровень партнерства.

Внимательно наблюдали за процессами, происходящими в Евросоюзе. Исходим из того, что успешное разрешение непростой финансово-экономической ситуации в еврозоне способствовало бы общей стабилизации в мировой экономике, открыло бы новые возможности для углубления нашего стратегического партнерства с ЕС. Серьезный потенциал расширения многопланового взаимодействия между Россией и ЕС подтвердили итоги недавно состоявшегося в Брюсселе саммита. Активизирована совместная работа с ЕС по упрощению визового режима, которая призвана ускорить заключение соглашения о его отмене. Запуск первой ветки газопровода "Северный поток" продемонстрировал нашу готовность укреплять энергобезопасность Европы, открыл новую страницу в энергетическом сотрудничестве России и стран Евросоюза.

Ощутимый прогресс достигнут в развитии сотрудничества в Арктике. В мае в Нууке (Гренландия) подписано соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании – первый в истории региона юридически обязывающий документ, приняты решения по укреплению Арктического совета. В июле вступил в силу российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

В 2011 году продолжали укрепляться позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уделяли особое внимание развитию партнерских отношений с Китаем, Индией, Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН и другими государствами АТР, формированию с ними технологическо-инвестиционных альянсов, участию в деятельности многосторонних региональных объединений.

Разумеется, это – далеко не полный перечень того, что удалось сделать. В целом мы работали инициативно, продвигали интересы России на различных направлениях нашей многовекторной внешней политики. И хотя нам есть что записать себе в актив, хорошо понимаем, что проблем в мире меньше не становится. Все еще сильны архаичные, коренящиеся в уходящей эпохе представления о борьбе за сферы влияния, об опоре на силовой фактор в политике, о навязывании другим собственных стандартов. Будем и впредь решительно противодействовать таким тенденциям.

- С какими внешнеполитическими вызовами предстоит столкнуться российской дипломатии в 2012 году? Многие эксперты прогнозируют ухудшение отношений с США из-за разногласий по ПРО и возможной смены администрации после президентских выборов в этой стране. Насколько, на Ваш взгляд, реален такой сценарий?

- Сегодня перед дипломатической службой стоят сложные и ответственные задачи. Итоги прошедших выборов в Государственную Думу Российской Федерации подтвердили приверженность российских граждан курсу на стабильное и одновременно динамичное развитие нашего государства. Это создает необходимые предпосылки для дальнейшего движения нашей страны по демократическому пути, продолжения работы над приоритетами развития, создания условий для надежного внешнеполитического обеспечения наших национальных интересов.

Как подчеркнул президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию 22 декабря, наша страна заинтересована в нахождении взаимоприемлемых решений по всех ключевым вопросам международной повестки дня. С большой долей уверенности можно прогнозировать, что в 2012 году проблематика противоракетной обороны останется одним из ее ключевых пунктов, прежде всего в евроатлантических делах. Очевидно, что на ситуацию в этой сфере и дальше будут существенно влиять внутриполитические расклады в США. В то же время, напрямую увязывать результативность ведущегося с Вашингтоном диалога по ПРО с итогами предстоящих выборов в этой стране, на наш взгляд, не стоит – американскую позицию определяет широкий спектр факторов, не ограничивающийся взглядами и подходами партий и отдельных политиков.

Россия стремится к тому, чтобы наши озабоченности, связанные с планами США по развертыванию компонентов ПРО в Европе, были учтены должным образом. В противном случае будем вынуждены реагировать так, как заявил президент России Дмитрий Медведев 23 ноября – причем независимо от того, кто будет находиться "у руля" в Белом доме.

Отсутствие прогресса по данному вопросу оптимизма не добавляет. Тем не менее, диалог по вопросам ПРО между нашими странами продолжается. Нашей целью остается поиск позитивного решения, учитывающего интересы безопасности России. Надеемся, что и в Вашингтоне здравый смысл в конечном счете возобладает.

В любом случае выборы в Америке пройдут только в ноябре, так что партнером для российского руководства в следующем году останется действующий президент США. Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама неоднократно публично подтверждали заинтересованность в сохранении позитивной динамики и конструктивной направленности двустороннего диалога. Впереди – большая работа, предусматривающая уплотнение взаимодействия на инновационном треке, формирование благоприятных условий для гуманитарных, образовательных, научных и культурных обменов. Вступление России в ВТО открывает много новых возможностей для интенсификации деловых контактов и качественного изменения всего комплекса наших экономических связей, разумеется, при условии отмены конгрессом США пресловутой поправки Джексона-Вэника, заложником которой, по сути, становится американский бизнес.

Со своей стороны готовы и впредь способствовать улучшению атмосферы сотрудничества между двумя странами, укреплению доверия и взаимопонимания, настроены на честный диалог по всем, даже самым сложным темам.

Содействие предотвращению и урегулированию конфликтов и кризисов – традиционно в числе приоритетов нашей внешнеполитической работы. В фокусе нашего внимания будут положение на Корейском полуострове, на Ближнем Востоке, обстановка в Афганистане и Пакистане. Намерены продолжать прилагать активные усилия по политическому урегулированию конфликтов на пространстве СНГ, прежде всего нагорно-карабахского и приднестровского.

Серьезной проблемой остается ситуация вокруг иранской ядерной программы. К сожалению, скорого решения здесь не просматривается. Иран продолжает игнорировать требования резолюций СБ ООН и Совета управляющих МАГАТЭ, а западные государства все больше становятся на путь конфронтации с Тегераном, вводят новые санкции, которые выходят далеко за рамки решения нераспространенческих задач. Кроме того, в последнее время все чаще раздаются угрозы применения силы в отношении Ирана. В этих условиях продолжим активную линию, направленную на вовлечение Ирана в политико-дипломатическое урегулирование ситуации вокруг его ядерной программы. Альтернативы этому мы не видим, выступаем за всеобъемлющее и долгосрочное решение проблемы путем диалога, основанного на поэтапности и взаимности.

Будем и впредь уделять повышенное внимание упрочению позиций России, укреплению стабильности в различных районах мира, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Намерены активно использовать возможности Шанхайской организации сотрудничества, участие России в Восточноазиатских саммитах для продвижения по пути построения в регионе транспарентной, открытой, всеобъемлющей и сбалансированной архитектуры безопасности и сотрудничества. Расширению взаимовыгодных экономических связей нашей страны с партнерами по региону призвано способствовать проведение в сентябре 2012 года саммита АТЭС во Владивостоке.

Важный ресурс нашей работы – эффективное задействование всего комплекса элементов "мягкой силы" во внешней политике. Исходим из того, что наращивание сотрудничества с институтами гражданского общества, экспертным сообществом, деловыми кругами, СМИ будет способствовать укреплению консенсусного характера внешней политики России, повышению ее результативности. Намерены активно использовать для этого потенциал созданных в нынешнем году Российского совета по международным делам, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, возможности, которые предоставляет запуск работы Агентства международного сотрудничества и Фонда поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');