"КНДР живет и работает в нормальном режиме"

Посол России в КНДР Валерий Сухинин рассказывает "Интерфаксу" о ситуации в Северной Корее, а также развитии российско-северокорейских отношений

"КНДР живет и работает в нормальном режиме"
"КНДР живет и работает в нормальном режиме"
Фото: Reuters

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - 10 февраля российские дипломаты отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии это даты посол России в КНДР Валерий Сухинин дал интервью агентству "Интерфакс".

- Валерий Евгеньевич, у России, равно как и у Китая, всегда были тесные, доверительные отношения с КНДР. Сохранились ли они таковыми после смены руководства в этой стране?

- Благодарю за предоставленную возможность поделиться своими мыслями и оценками ситуации в российско-северокорейских отношениях и в КНДР. К сожалению, освещение этой проблематики в российских, да и в зарубежных, СМИ зачастую отличается налетом необоснованной сенсационности и тенденциозностью, искажением действительного положения вещей.

Россия и КНДР – соседние государства, имеющие длительную историю отношений дружбы, сотрудничества и добрососедства. Хотя, как и между любыми другими партнерами, в этих отношениях были свои взлеты и падения, но они никогда не скатывались до враждебности или, тем более, вооруженных конфликтов.

После обмена визитами на высшем уровне в начале "нулевых" годов наши отношения заметно активизировались в различных сферах. Новый импульс им дал саммит в Улан-Удэ в августе прошлого года между президентом Д.Медведевым и председателем Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Иром. Стороны договорились о реализации ряда интересных проектов.

Все эти договоренности остаются в силе и после безвременной кончины прежнего лидера КНДР в декабре прошлого года. Работа по их претворению в жизнь не прерывалась.

- Налажены ли контакты российской стороны с новым северокорейским лидером Ким Чен Ыном? Планируются ли в ближайшем будущем двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях?

- В декабре прошлого и январе текущего годов Д.Медведев и Ким Чен Ын обменялись несколькими посланиями, в которых подтвердили намерение укреплять и развивать дружественные отношения между Россией и КНДР. По мере необходимости осуществляются взаимные поездки делегаций как на рабочем, так и на более высоком уровне. Только что из Москвы возвратился министр рыбной промышленности КНДР, который вместе с руководителем Росрыболовства подписал межправсоглашение о предотвращении незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла).

Год только начался, и такие контакты, естественно, будут продолжены. Не исключаю, что в перспективе стороны сочтут необходимым и проведение новой встречи на высшем уровне. Никаких противопоказаний этому я лично не вижу.

- Как бы Вы оценили ситуацию в стране после изменений в руководстве, насколько она сейчас стабильна?

- Должен отметить, что последние изменения в руководстве КНДР носят весьма ограниченный характер. Новым лидером страны стал Ким Чен Ын, который занимает официальные посты заместителя председателя Центрального военного комитета Трудовой партии Кореи и верховного главнокомандующего Корейской народной армии. Однако председатель Президиума Верховного народного собрания КНДР, председатель Кабинета министров КНДР, другие руководители партийных и государственных структур остаются на своих местах.

Несмотря на эмоциональное потрясение, вызванное кончиной прежнего лидера, страна живет и работает в нормальном режиме, готовится к предстоящим юбилеям – 70-летию со дня рождения Ким Чен Ира (16 февраля) и 100-летию со дня рождения Ким Ир Сена (15 апреля).

- Проводятся или планируются в КНДР реформы в направлении либерализации экономики?

- Северокорейцам не очень нравятся термины "реформирование", "либерализация", они предпочитают говорить о совершенствовании управления и развитии экономики. Действительно, по мере вызревания объективных и субъективных предпосылок здесь и в прежние годы проводились те или иные изменения в управленческих структурах и в методах руководства народным хозяйством. Сейчас руководство страны делает упор на модернизацию экономики, повышение ее эффективности. Особое внимание уделяется развитию внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами, которые готовы к таковому, создаются более благоприятные условия для иностранных инвестиций.

- Российская сторона, участвующая в решении проблемы денуклеаризации Корейского полуострова, считает возможным возобновление шестисторонних переговоров уже в первой половине этого года. На чем основываются такие оптимистичные оценки?

- Это не только и не столько оценки нынешней ситуации в переговорном процессе, но и констатация объективной необходимости. Со времени последних встреч в шестистороннем формате в конце 2008 года прошло уже три года, перерыв явно затянулся. Это понимают не только российская сторона, но и другие наши партнеры по переговорам. Именно поэтому во время текущей паузы, особенно в прошлом году, состоялось немало двусторонних встреч между странами-участницами, в ходе которых велся интенсивный поиск взаимоприемлемых решений.

Полагаю, что возобновление шестисторонних переговоров вполне реально, если все их участники проявят добрую волю, здравый смысл, готовность к компромиссам.

- По Вашим оценкам, готов ли Пхеньян к процессу денуклеаризации и при каких условиях или все же северокорейское руководство намерено укреплять свой ядерный потенциал, видя угрозу своей безопасности со стороны США и Южной Кореи?

- Руководство КНДР неоднократно заявляло о том, что его конечной целью является осуществление денуклеаризации Корейского полуострова в соответствии с заветами Ким Ир Сена. Поэтому-то оно и пошло на проведение шестисторонних переговоров. При этом, однако, в Пхеньяне подчеркивают, что договоренности на этот счет должны носить обоюдный, взаимовыгодный характер, не подрывать, а укреплять безопасность КНДР. Что-либо делать под давлением извне, вопреки своим национальным интересам здесь не желают. В таком контексте северокорейцы подчеркивают принципы взаимности и синхронности действий сторон в качестве основополагающих в процессе денуклеаризации и именно в таком ключе трактуют положения Совместного заявления от 19 сентября 2005 года шести стран-участниц переговоров.

- Сообщалось, что в феврале, марте и апреле США и Республика Корея планируют провести серию военных учений. Насколько эти шаги могут обострить ситуацию, вызвать ответные шаги КНДР и сказаться на перспективах возобновления переговорного процесса?

- Вполне естественно, что КНДР чувствует себя не совсем уютно, когда в южной части небольшого по территории Корейского полуострова проводятся крупные военные маневры, да еще с участием иностранной сверхдержавы, особенно, когда речь идет о районах, прилегающих к демилитаризованной зоне, или о спорной акватории Желтого моря. Именно поэтому российская сторона призывает к сдержанности в военной сфере, сохранению стабильности на Корейском полуострове, должному учету особенностей восприятия ситуации другой стороной. Все это тем более актуально, что накладывается на тревожное эмоциональное состояние северокорейцев, вызванное недавней кончиной их лидера.

- Поступают ли сигналы о готовности нового руководства КНДР к нормализации отношений с США и Японией?

- Руководство КНДР еще со времен Ким Ир Сена неоднократно заявляло о стремлении к нормализации отношений с Соединенными Штатами Америки и Японией, и не только заявляло, но и предпринимало для этого довольно неординарные смелые шаги. Взять хотя бы прием в Пхеньяне на высшем уровне Джимми Картера, Билла Клинтона (обоих после окончания сроков полномочий), Мадлен Олбрайт или Дзюнъитиро Коидзуми в отсутствие дипломатических отношений с этими государствами, подписание Рамочного соглашения с США в 1994 году и Пхеньянской декларации с Японией в 2002 году.

В Пхеньяне и сейчас в принципе готовы договариваться с этими непростыми для себя партнерами, но исключительно на равноправной, взаимовыгодной основе при должном учете интересов КНДР. Никаких изменений в этом плане при новом лидере Ким Чен Ыне не произошло. Как мне представляется, перспективы нормализации северокорейско-американских и северокорейско-японских отношений во многом будут зависеть от подходов Вашингтона и Токио.

- Как решаются продовольственная и энергетическая проблемы в КНДР? Планирует ли Россия продолжать оказывать КНДР гуманитарную и иную помощь, включая поставки нефтепродуктов?

- Продовольственная и энергетическая проблемы в КНДР являются одними из наиболее острых, о чем прямо говорится в совместной передовой статье трех ведущих газет, опубликованной 1 января. Руководство страны немало делает для их решения путем развития сельского хозяйства, в частности, наращивая производство химических удобрений, а также через увеличение добычи угля и строительство гидроэлектростанций. Да и планы Пхеньяна по сооружению АЭС (межправительственное соглашение с СССР на этот счет было подписано еще в 1985 году, но не реализовано) отражают объективную потребность в резком увеличении производства электроэнергии для удовлетворения насущных нужд страны.

Россия в прошлом году оказала КНДР значительную гуманитарную помощь, поставив 50 тыс. тонн зерна на двусторонней основе, а также муку на 5 млн. долларов США по линии Всемирной продовольственной программы. 10 тыс. тонн зерна было предоставлено "Газпромом". Мы не исключаем оказания подобной помощи северокорейскому населению и в будущем в зависимости от складывающейся здесь ситуации и с учетом наших возможностей.

- Сохраняется ли при новом руководстве КНДР возможность реализации проекта строительства транскорейского газопровода? В какой стадии находится проект и готова ли Россия дать Южной Корее гарантии бесперебойных поставок газа через территорию КНДР, как того добивается Сеул?

- Нынешнее руководство КНДР во главе с Ким Чен Ыном, естественно, придерживается всех ранее достигнутых договоренностей с Россией, в том числе и относительно проекта строительства газопровода. Рабочие контакты на этот счет между "Газпромом" и Министерством нефтяной промышленности КНДР продолжаются параллельно с российско-южнокорейскими контактами. До начала строительных работ на местности предстоит согласовать множество технических, юридических и финансовых деталей, подписать соответствующие документы, а затем перевести все это в трехсторонний формат. В процессе такой работы, очевидно, будут выработаны и гарантии бесперебойного функционирования транскорейского газопровода. Пока что эта работа только разворачивается.

- Как в целом развивается торгово-экономическое сотрудничество России и КНДР, есть ли перспективные проекты и в каких областях?

- Откровенно говоря, и в Пхеньяне и в Москве не удовлетворены нынешним состоянием торгово-экономических отношений между нашими странами. Объем торговли по сравнению с концом 80-х годов сократился примерно в 20 раз! Поискам путей преодоления этого ненормального положения было посвящено V заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в августе прошлого года. В частности, речь шла о необходимости урегулирования проблемы задолженности КНДР перед нашей страной, сложившейся еще в советский период, что серьезно затрудняет экономические связи. Тем не менее, стороны стремятся к развитию контактов и в нынешних условиях. Перспективными направлениями, помимо вышеупомянутых трехсторонних проектов, являются использование корейской рабочей силы, особенно в строительной отрасли на Дальнем Востоке и в Сибири, деловые связи на региональном уровне.

- Продвигается ли реализация проектов строительства ЛЭП через КНДР, а также соединения Транскорейских железных дорог и Транссиба?

- Стороны пока лишь обсуждают возможность строительства ЛЭП из Приморья в КНДР и далее в Южную Корею для переброски российской электроэнергии, каких-либо работ на местности не ведется. Что касается "большого" железнодорожного проекта, то из него была выделена "пилотная" часть – реконструкция 52-километрового участка от границы (станции Хасан-РФ и Туманган-КНДР) до порта Раджин и одного из причалов в этом порту для обеспечения перевозки транзитных грузов. Эта реконструкция продвигается полным ходом. Планируется, что в нынешнем году строительные работы будут завершены и на этом участке пойдут грузовые поезда по совмещенной колее (российской и стандартной). Думаю, что практическая отдача от осуществления "пилотного" проекта, выгодного всем его участникам, со временем воодушевит их на реализацию "большого" железнодорожного проекта в целом.

- В качестве одной из целей реализации проектов строительства транскорейских газопровода, ЛЭП и соединения Транскорейских железных дорог и Транссиба преследовалось налаживание отношений между Севером и Югом, в том числе и для решения ядерной проблемы полуострова. Планируется ли в будущем реализация других "миротворческих" проектов между Севером и Югом и при участии России?

- Как видно из ответа на предыдущий вопрос, работы по трехсторонним проектам еще только начинаются, хотя они обсуждались уже с конца советского периода. Дело это непростое и нескорое. Однако я уверен, перспективность и выгодность задуманного для России, КНДР, Республики Корея и, возможно, других потенциальных участников, в конце концов, приведут к осуществлению этих и других проектов. Все это, безусловно, будет способствовать не только налаживанию деловых, партнерских связей между участвующими сторонами, но и формированию атмосферы доверия, развитию межкорейских отношений, укреплению мира и безопасности на Корейском полуострове.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');