Правозащитники: дальше будет хуже

Члены СПЧ хотят обсудить с генпрокурором вопрос о проверках НКО, сомневаясь, что их цель связана с законом о борьбе с экстремизмом. В "Мемориале" заявляют, что не намерены отказываться от иностранных грантов

Правозащитники: дальше будет хуже
Правозащитники: дальше будет хуже
Фото: "Интерфакс"

Москва. 28 марта. ИНТЕРФАКС - Совет при президенте РФ по правам человека ожидает, что на ближайшем заседании совета в апреле генпрокурор РФ Юрий Чайка расскажет о целях массовых проверок некоммерческих организаций (НКО).

"Мы просили генпрокурора принять участие в заседании совета, чтобы представители Генпрокуратуры могли предоставить отчет о результатах этих проверок. Надеюсь, что такой отчет мы увидим уже в апреле и сможем его обсудить", - сказал председатель СПЧ Михаил Федотов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг.

М.Федотов отметил, что цель массовых проверок некоммерческих организаций не вполне объяснима.

"Мы хотели направить обращение генпрокурору, поскольку это прокурорские проверки. Но во многих случаях к этому привлекались представители других контрольно-надзорных органов, что возможно, с одной стороны. А с другой стороны - возникает вопрос "зачем"?" - сказал М.Федотов.

Он отметил, что совет получил документы прокуратуры из регионов, в которых говорится, что проверки проводились с целью установить, как НКО выполняют законодательство о противодействии экстремистской деятельности.

"Вполне возможная постановка вопроса. Но причем здесь тогда налоговая или пожарная инспекция или Роспотребнадзор? Или есть подозрение, что в этой НКО изготавливают взрывчатые вещества? Но, по-моему, оснований для таких подозрений не было", - подчеркнул М.Федотов.

Он сообщил, что у одной НКО проверка выявила отсутствие плана по борьбе с крысами. "Это, конечно, серьезное упущение, но никакого отношения к экстремизму, это не имеет, если только не предполагать, что крысы использовались в качестве средства бактериологической войны", - заметил М.Федотов.

В свою очередь другой участник пресс-конференции, член Президентского совета по правам человека (СПЧ), член правления международного общества "Мемориал" Сергей Кривенко считает, что органы прокуратуры, проводящие проверки в НКО, выполняют несвойственные им функции, фактически репрессивные.

"Мы в "Мемориале" попытались провести аналогию нынешних беспрецедентных проверок - за последние 25 лет вообще ничего подобного не было. Единственная аналогия с 1929 годом, когда за один год были проверены и массово закрыты все религиозные организации, а также кампанией 1937-38 годов, когда за эти два года были закрыты все иностранные организации, иностранные клубы, там, где было хоть какое-то упоминание иностранной организации", - заявил С.Кривенко.

"Все это очень печально, потому что прокуратура вместо правоохранительных функций начинает использоваться как своего рода репрессивная машина, поскольку в каком-то смысле это действительно можно назвать репрессиями", - отметил правозащитник.

При этом С.Кривенко подчеркнул, что "Мемориал" не собирается отказываться от иностранного финансирования. "Мемориал" и все его организации не будут отказываться от иностранного финансирования, которое идет официально, легально, в рамках различных программ. Мы считаем, что это, наоборот, престижно, победа в конкурсах уважаемых фондов, получение грантов", - сказал С.Кривенко.

В свою очередь член СПЧ Павел Чиков отметил, что до сих пор ни одна организация не внесена в список Минюста РФ как организация, получающая иностранное финансирование. Он привел данные Минюста, согласно которым за 2011 год российский некоммерческий сектор получил примерно 19 млрд рублей финансирования.

П.Чиков также высказал сомнение, что прокурорские проверки в НКО связаны с выполнением закона о борьбе с экстремизмом.

"Вся история началась в 20-х числах февраля, когда Генпрокуратура РФ дала задание прокурорам всех 83 субъектов России провести проверку деятельности общественных, религиозных объединений и иных некоммерческих организаций. И это было оформлено в рамках закона о противодействии экстремизму. Хотя в реальности проверки в большинстве случаев совсем не касаются никакой темы экстремизма", - заявил П.Чиков.

По его словам, "на данный момент есть сообщения из 25 регионов примерно о сотне некоммерческих организаций, который заявили, что у них проходят проверки". "Основной акцент - на правозащитных организациях и экологических. Экологов проверяют по всей территории страны - от Санкт-Петербурга до Камчатки, где действует представительство Всемирного фонда дикой природы", - сказал он.

П.Чиков также заявил, что нет никакого общего сводного списка Генеральной прокуратуры по НКО. "Очень много отдано на откуп местным прокурорам. В некоторых маленьких городках, вот например, мне известно, что Новочебоксарске Чувашской республики прокуратура заявила о том, что она будет проверять все некоммерческие организации, которые есть на территории города", - сказал член СПЧ.

По его утверждению, со стороны Генпрокуратуры дано прямое указание местным прокурорам самим выходить на проверки. "В большинстве случаев прокуроры являлись в офисы некоммерческих организаций и обязательно привлекали специалистов из других ведомств. Поэтому мы видим линейку примерно из 10 различных ведомств: ФСБ и полиция, Роспотребнадзор, МЧС и т.д. Все приходят и все интересуются - начиная от персональных данных, заканчивая, как в Петербурге, когда прокуроры проверяли сопротивление в электрических розетках", - сказал он.

При этом П.Чиков высказал мнение, что, получив задачу выявить нарушения, некоторые проверки имели курьезный характер. "Общая задача - найти какие-то нарушения. Когда прокуроры пришли в офис "Союз женщин Дона" в Новочеркасске Ростовской области и обнаружили, что организации, оказывается, платят зарплату сотрудникам раз в месяц, а не два, как положено по Трудовому кодексу, они обрадовались несказанно и ушли, сказали, что уже есть нарушения и вы нам больше не интересны", - сказал член СПЧ.

П.Чиков высказал свои предположения относительно цели прокурорских проверок.

"Общая цель всех этих проверок, для меня по крайней мере нет никаких сомнений, - это такая артподготовка к будущему активному применению закона об иностранных агентах. И Генпрокуратура будет делать анализ видов деятельности организаций, которые можно в той или иной степени с натяжкой признать. А раз вы занимаетесь политической деятельностью, то вот давайте заходите в этот самый реестр иностранных агентов", - сказал он.

По его мнению, "стоило бы ожидать к концу этого года первые попытки насильного включения некоммерческих организаций в этот самый реестр иностранных агентов".

Еще один участник конференции член СПЧ, почетный председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов высказал мнение, что снижение внимания общественности к проблемам прав человека связано с кризисными явлениями в мировой экономике и сейчас свойственно многим странам,.

"Мы находимся сейчас в ситуации, когда для правозащитных организаций всего мира, к сожалению, настали не лучшие времена, поскольку политические, экономические и иные кризисы финансовые сильно отвлекают общество от нормальной деятельности по обеспечению прав и свобод человека", - заявил С.Караганов.

По его оценке, нарастание этой тенденции будет происходить, прежде всего, в странах, наиболее сильно пострадавших от кризисов. "Эта тенденция, к сожалению, будет нарастать. Я не хочу, чтобы она нарастала в России. Мы будем против этого бороться. Но она будет нарастать вне России, совершенно точно, с неизбежной радикализацией политики в странах, которые страдают от углубления финансового и другого кризиса", - сказал С.Караганов.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');