Владимир Дмитриев: "В первом полугодии ВЭБ представит кредитный портфель, разделенный на две части"

Глава ВЭБа Владимир Дмитриев рассказал "Интерфаксу" о перспективах банка на рынке кредитования

Владимир Дмитриев: "В первом полугодии ВЭБ представит кредитный портфель, разделенный на две части"
Председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" Владимир Дмитриев на XVII Петербургском международном экономическом форуме.
Фото: РИА Новости, Владимир Астапкович

Москва. 24 января. INTERFAX.RU - Наблюдательный совет ВЭБа в конце прошлого года рассмотрел критерии разделения кредитного портфеля на проекты банка развития и специальные проекты. О том, как и когда будет реализовано разделение портфеля, о результатах прошедшего и планах на 2014 год, а также о ходе ряда конкретных проектов в интервью "Интерфаксу" рассказал глава ВЭБа Владимир Дмитриев.

— Что такое "разделение портфеля" — это разделение баланса ВЭБа на две части или это специальный механизм утверждения нерыночных проектов?

— Есть ряд параметров, в том числе в части фондирования, и, если проект одному из этих параметров не соответствует, он относится к категории специальных. И в этом случае, не выходя за рамки или за формат нынешнего баланса, мы просто будем ставить вопрос о том, чтобы для таких проектов, если они не рыночные или ставится вопрос о специальных условиях кредитования, были и специальные условия фондирования. Критерии, по которым будет разделен портфель, получили поддержку нашего наблюдательного совета, и мы в самое ближайшее время, речь идет о первом-втором квартале этого года, представим уже сформированный кредитный портфель, разделенный на две части в соответствии с этими критериями.

— С учетом возможной докапитализации за счет депозитов ФНБ не планируете ли вы снизить активность в привлечении внешнего фондирования?

— По сути дела, наш капитал не будет увеличен, потому что речь не идет о каких-то новых деньгах. Это те депозиты, которые размещены во Внешэкономбанке и использованы были на финансирование отдельных проектов. Поэтому наша программа заимствований как внутри России, так и за рубежом будет находиться примерно фактически на неизменном уровне. Мы не будем снижать активность ни на рынках еврооблигаций, ни в плане привлечения связанных кредитов либо синдицированных займов. Набор валют также будет, похоже, таким, каким это привык видеть рынок. Так что, отвечая на вопрос: нет, мы снижать активность не будем.

— Вы не рассматриваете в своей программе заимствований какие-то гибридные инструменты, в частности, субординированные бонды, которые могут засчитываться в капитал?

— Дело в том, что мы банк не коммерческий и мы не акционерное общество, поэтому предлагать рынку конвертируемые бонды, которые применимы к коммерческим банкам, но не применимы в отношении нас, конечно же, мы не будем. Поэтому экзотикой не увлекаемся. Есть совершенно апробированные в мировой практике способы капитализации и поддержки со стороны государства банков развития, вот все эти способы мы уже обсуждали на совете, и все эти способы будут применены. Со стороны наблюдательного совета, правительства Российской Федерации есть полное понимание того, какими путями идти для того, чтобы обеспечивать динамичное развитие Внешэкономбанка и наращивание его роли в финансировании российской экономики.

— Чистая прибыль ВЭБа за девять месяцев оказалась значительно выше, чем этого ожидали, исходя из прогнозов на год в том числе. В основном это эффект от продажи акций EADS?

— В том числе и, скорее, прежде всего. Плюс, мы пересмотрели отношение к нескольким проектам, которые вышли на хороший уровень окупаемости, и, соответственно, распустили резервы.

— Какие это проекты?

— Я просто не могу сказать, последних данных не видел. И потом мы говорим опять-таки о предварительных цифрах, аудированная отчетность у нас поступит во втором квартале.

— А пакет акций EADS целиком реализован? Это была сугубо рыночная продажа? Или были какие-то крупные инвесторы — покупатели?

— Да, полностью. Это была исключительно рыночная продажа, причем мы смотрели на аналогичные сделки в тот же самый период, и цена, по которой мы реализовали пакет EADS, по сути дела, была выше той цены, по которой осуществлялись сделки другими акционерами, пожелавшими выйти из капитала. Поэтому настойчивые попытки целого ряда посредников в течение этого года оказать соответствующие услуги Внешэкономбанку за весьма существенную комиссию, были дезавуированы действиями наших профессиональных менеджеров, которые смогли, не нанося существенных негативных последствий для движения цен на акции EADS, продать их с хорошей прибылью для Внешэкономбанка.

— То есть на вас выходили инвестбанки, которые хотели заработать на этом?

— Да. Но мы еще раз подтвердили, что у Внешэкономбанка профессиональная команда, мы умеем делать сделки так, чтобы рынок сильно не двигать, а реализовывать их на максимально выгодных для ВЭБа условиях.

— Что касается пакета акций "Газпрома", принадлежащего ВЭБу. Вы не раз говорили, что критерием принятия решения о его продаже является безубыточность для ВЭБа. Но при этом вы упоминали и о таком факторе, как госконтроль, который благодаря пакету ВЭБа гарантирован. Какой здесь фактор первичен? Допустим, если вы увидите, что рынок позволяет продать пакет "Газпрома" с существенной прибылью, вы будете вольны в своих действиях или все-таки вопрос госконтроля будет довлеть?

— Решение о приобретении пакета "Газпрома", имея в виду покупку его у немецкой компании, принималось наблюдательным советом, а часть пакета приобретена в рамках управления ликвидностью Внешэкономбанка. Соответственно, решение о продаже также должно приниматься наблюдательным советом.

Поскольку набсовет у нас - это, по сути дела, правительство, он возглавляется председателем правительства, стало быть, и фактор сохранения государственного контроля также будет учитываться при принятии решения.

— То есть при очень благоприятной рыночной конъюнктуре вы не будете "автоматом" выносить вопрос о том, чтобы этот пакет реализовать и зафиксировать прибыль, так как есть вопрос госконтроля, и это вопрос правительства?

— Ну почему? Мы будем ставить вопрос об этом, безусловно, перед наблюдательным советом, с тем чтобы зафиксировать доходность и освободить ресурс для проведения операций в рамках деятельности Банка развития.

— Насколько вырос кредитный портфель ВЭБа в 2013 году?

— Портфель вырос существенным образом. Я думаю, можно говорить о примерно 30-процентном росте. У нас серьезным образом вырос портфель и объем гарантийной поддержки промышленного экспорта. Мы вышли на сумму 120 млрд рублей, притом что предоставление непосредственно кредитов по экспортной поддержке увеличилось в шесть раз. А в общем и кредитная, и гарантийная поддержки возросли примерно раза в три.

И еще важно подчеркнуть, что, предоставив 120 млрд рублей в виде кредитов и мер гарантийной поддержки, мы обеспечили экспорт российской промышленной продукции в объеме около 700 млрд рублей. Речь идет о гарантиях авансовых платежей, гарантиях возврата авансовых платежей, гарантиях надлежащего исполнения обязательств, тендерных гарантиях, то есть все те механизмы, которые позволили российским предприятиям на равных в хороших конкурентных условиях соперничать с иностранными поставщиками и добиваться увеличения экспорта российской промышленной продукции.

— А на какой рост портфеля вы в 2014 году рассчитываете?

— Примерно в той же динамике, что и в 2013 году.

— То есть динамика около 30%?

— У нас есть стратегические ориентиры, в соответствии с которыми мы до 2020 года должны нарастить свой портфель до 3 трлн рублей.

— А каков его объем по итогам 2013 года?

— Сейчас у нас где-то 1,5 трлн рублей.

— В кризис, в 2008 - 2009 годах, ВЭБ предоставлял субординированные кредиты банкам для поддержания комфортного уровня капитала. С учетом того, что инфляция все-таки с тех пор замедлилась, условия кредитования поменялись, банки не выходили на вас с предложениями о досрочном погашении?

— Нет, у нас портфель остается неизменным за исключением Газпромбанка, где кредит был конвертирован в капитал. А что касается остальных банков, то, во-первых, на них распространяется льготный период, когда они не платят процентов и не гасят основной долг. У меня нет информации, чтобы кто-то вынашивал идею о досрочном погашении этого займа.

— Что будет в этом году с инфраструктурными бондами крупных компаний с учетом тех изменений, которые внесла пенсионная реформа в деятельность ВЭБа как государственной управляющей компании?

— Мы докладывали в правительство, что свободных ресурсов для выкупа инфраструктурных облигаций у нас не будет. Мы выполнили свои условия, мы 280 млрд рублей разместили в облигации РЖД, "Россетей", еще нескольких эмитентов, но на существенные объемы в следующем году рассчитывать не приходится. Единственная возможность — это если правительство рассмотрит некие варианты, которые бы заместили средства, вложенные в гособлигации либо облигации, обеспеченные государственной гарантией, и высвободившиеся средства мы направили на выкуп инфраструктурных облигаций, ну, или облигаций российских естественных монополий. Но пока действует правило, в соответствии с которым наш расширенный инвестиционный портфель должен не менее чем на 50% состоять из бумаг государственных либо обеспеченных государственной гарантией.

— Есть ли какое-то продвижение в вопросе проектного финансирования "Ямал СПГ" с возможным участием ВЭБа и РФПИ?

— РФПИ в соответствии со своей декларацией своей миссией может участвовать в финансировании проекта только на базе софинансирования с другими инвесторами. Стало быть, проект должен быть интересен и инвесторам — российским или иностранным. Пока РФПИ рассматривает возможность участия в совместном предприятии, которое будет осуществлять транспортировку сжиженного природного газа. Заниматься строительством флота и, соответственно, его эксплуатацией. Это СП может быть создано "Совкомфлотом" и РФПИ, например. НОВАТЭК, возможно, не будет брать на себя эту часть, а полностью на аутсорсинге будет обеспечивать транспортировку сжиженного природного газа. Возможно, войдут и другие потенциальные инвесторы, например, суверенные фонды.

В данном случае важно обеспечить гарантии устойчивых поставок по фиксированной цене, что дает достаточно надежный гарантированный механизм РФПИ, имея в виду возврат на капитал.

Что касается финансирования самого проекта "Ямал СПГ", мы активно эту тему обсуждаем с НОВАТЭКом. Мы исходим из того, что, очевидно, будет создан синдикат банков, потому что проект объемный. Для нас он отвечает всем критериям проекта развития.

Тем более что с командой, скажем так, бенефициаров НОВАТЭКа мы работали по целому ряду других проектов: это и "Роснефтьбункер" (Усть-Луга), это "Тобольск-Полимер". РФПИ также с ними тесно взаимодействует. Нам комфортно с ними работать, мы их понимаем, и они прекрасно понимают условия — каким требованиям надо отвечать с тем, чтобы приходить за финансированием во Внешэкономбанк или его структуры.

— Как обстоят дела с девелоперскими проектами "Глобэкса" — со "Славой", в частности?

— Проект есть, он согласован с правительством Москвы. Мы привлекли в прошлом году для фондирования проекта строительства многофункционального комплекса на территории завода "Слава" $800 млн от Банка развития Китая. Не исключаем, что к подрядным или строительным работам мы подключим известные китайские компании, поскольку это одно из условий (не обязательное, но предпочтительное) предоставления нам кредита со стороны Банка развития Китая.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');