Дневник сельского священника

Черная комедия "Голгофа", выходящая в российский прокат, буквально переписывает законы жанра, наполняя сердца зрителей такой печалью, что впору оперировать понятием "катарсис не для всех"

Дневник сельского священника
Дневник сельского священника
Кадр из фильма "Голгофа"

Москва. 17 апреля. INTERFAX.RU - Говоря об ирландском кино, нам какое-то время назад приходила в голову ассоциация с драматургом и режиссером Мартином Макдонахом, автором фильмов "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь психопатов", несмотря на то что Макдонах все-таки англичанин, пусть и ирландского происхождения. Теперь же более прочную ассоциацию с кинематографией Ирландии вызывает творчество его брата, Джона Майкла Макдонаха. Особенно сейчас, когда на экраны кинотеатров вышел его второй после черной комедии "Однажды в Ирландии" режиссерский полный метр "Голгофа". Премьера этого фильма, как и его предшественника, состоялась на Берлинском кинофестивале, в программе "Панорама", где он получил приз экуменического жюри.

Надо понимать, что призы экуменического жюри вручаются далеко не каждому фильму, а только тем, чья тема связана с христианством и - шире - со всем, что связано с человечностью, способностью людей проходить через самые сложные испытания, показывая тем самым силу человеческого духа. Надо постараться, чтобы представить себе любителя черного юмора Макдонаха в роли человека, который выходит на сцену за подобным призом. Тем не менее его фильм "Голгофа" блестяще доказывает, что жанр черной комедии способен охватывать подобную проблематику.

Главную роль в "Голгофе" исполнил Брендан Глисон, сыгравший главного героя и в предыдущем фильме Макдонаха. Но пропасть между этими характерами непреодолима - провинциальный священник в "Голгофе" является полной противоположностью его неконтролируемого полицейского из "Однажды в Ирландии". Джеймс Лавелль работает приходским священником в небольшой ирландской деревне и на одной из исповедей кто-то сообщает ему, что в детстве был изнасилован служителем церкви и что отвечать за это придется именно Джеймсу - через неделю он будет убит и за это время должен привести в порядок и закончить все свои дела.

С этого и начинается непростое путешествие Лавелля - он встречается с жителями деревни в надежде найти того, кто открылся ему на исповеди и отговорить его от совершения смертного греха. Но эти встречи провоцируют священника и на путешествие внутрь самого себя, и на попытку ответить на самый важный вопрос - что значит религия для людей и, в частности, католицизм для ирландцев. Неутешительные выводы заставляют священника задуматься: а нужно ли ему вообще сопротивляться неминуемой смерти?

Этот глубоко трагичный сюжет помещен в контекст провинциальной Ирландии, что в умелых руках Макдонаха не может не превратиться в комедию. Одновременно здесь можно заметить и параллели с фильмом Робера Брессона "Дневник сельского священника". Это пребывание режиссера на грани, где-то между философской драмой и циничной комедией, и делает "Голгофу" если и не великим, то уж точно выдающимся представителем трагикомичного жанра. Не последнюю роль в этом играет и Брендан Глисон: его Джеймс Лавелль получился настолько естественным, что зрителю ничего не остается, как пойти на Голгофу вместе с ним.

Обозреватель Артем Ушан

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');