Депутаты приняли закон о реформировании ОСАГО
Страховщики сомневаются, что власти смогут установить цену полиса, которая одновременно удовлетворит их и не будет "убийственной" для автовладельцев
Москва. 4 июля. INTERFAX.RU - Госдума в пятницу приняла в третьем чтении поправки, направленные на реформирование системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), которое обсуждалось несколько лет правительством, регулятором, законодателями и экспертным сообществом различных отраслей экономики.
Свод поправок к закону об ОСАГО формировался на протяжении двух лет, в его основу легли поправки, предложенные правительством. Как полагают представители страхового сообщества, принятие изменений в закон об ОСАГО будет способствовать минимизации кризисных явлений в "автогражданке".
Согласно документу, с 1 октября 2014 года вступят в силу новые лимиты выплат в ОСАГО за имущественный вред в размере 400 тыс. рублей, с 1 апреля 2015 года - за вред жизни и здоровью в размере 500 тыс. рублей. Будет реформировано ценообразование в ОСАГО с переходом от фиксированных тарифов к тарифному коридору, имеющему верхнюю и нижнюю границу. Пока ширина коридора даже примерно не озвучивалась Банком России, который по новому закону отвечает за тарифную политику в ОСАГО.
Закон также содержит ряд новаций, направленных на улучшение сервиса для потребителей услуг в ОСАГО, одновременно ужесточается ответственность страховщиков за исполнение обязательств.
Так, с 1 октября 2014 года снижается с 80% до 50% уровень максимально допустимого износа деталей, который учитывается при определении размера страховой выплаты на ремонт транспортного средства (ТС). Максимальный размер страховой выплаты в случае оформления документов о ДТП без участия полиции увеличивается в 2 раза - с 25 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Возмещение вреда, причиненного автомобилю в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции осуществляется в пределах 400 тыс. рублей.
Меняется размер неустойки, которую страховщик обязан выплатить страхователю за нарушение сроков осуществления страховой выплаты - 1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки. Закон также устанавливает возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, определяют порядок проведения независимой технической экспертизы ТС. Также устанавливается обязательный досудебный порядок урегулирования споров по договорам ОСАГО.
Страховщики прогнозируют рост показателя убыточности до 30%
Как показал опрос представителей страховых компаний, они слабо верят в то, что власти смогут установить баланс между объемом новых обязательств и ценой на полис "автогражданки", несмотря на то, что самые опасные инициативы в последний момент были отозваны депутатами.
"Банк России озвучил готовность корректировать базовый тариф в ОСАГО на 24%", - сказал, комментируя принятие закона, член совета директоров "Ингосстраха" Александр Григорьев. Он напомнил, как буквально в последний момент, накануне рассмотрения законопроекта с поправками к ОСАГО во втором чтении, к прежним поправкам, повышающим выплаты автостраховщиков, добавились новые. В частности, о снижении износа в расчете стоимости ремонта с 80% до 50%.
"Только одно это нововведение обеспечит рост убыточности на 20% к нынешнему уровню. Плюс к этому заложенный законом рост выплат из-за новых лимитов до 400 тыс. рублей по имуществу даст еще от 25% роста показателя. Выплаты по утрате товарной стоимости (УТС), оставленные на усмотрение судов, обещают страховщикам дополнительные 5% к весу коэффициента. С апреля следующего года вступят в силу поправки о выплатах за вред жизни и здоровью в ОСАГО с новыми лимитами и упрощенным порядком возмещения вреда. Частота обращений за компенсациями резко возрастет", – считает Григорьев.
По его оценке, к концу 2015 года даже с учетом тарифных корректировок, если они не окажутся уравновешивающими обязательства, уровень убыточности в ОСАГО увеличится на 30%. Генеральный директор "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров оценил влияние на увеличение убыточности в ОСАГО от снижения допустимого износа транспортного средства на 30% в 30% дополнительной убыточности. По его словам, автостраховщики остаются в сильной тревоге за отрасль.
Расхождение в оценках с "Ингосстрахом", возможно, связано с особенностями распределенного по территории РФ портфеля ОСАГО "Росгосстраха". Износ автопарка в регионах РФ гораздо выше, чем в столичных парках, в большей степени определяющих портфель "Ингосстраха". Кроме того, в регионах ниже стоимость полисов "автогражданки". Оценка вклада в убыточность поправки об УТС, по словам Маркарова, вдвое больше, чем у представителя "Ингосстраха", и может составить около 10%.
Кроме того страховщики выразили мнение, что даже те, реформы которых они ждали, сформулированы так, что работать не смогут. "Так, к примеру, была введена процедура досудебного разбирательства споров, но страховщикам отводится на все про все 5 дней, а значит, до трех рабочих дней на практике. Процедура введена как мера временная. При этом срок первичного рассмотрения убытка сокращается с 30 до 20 дней. И это при европейских стандартах такой нормы в 60 дней", - пояснил Маркаров.
"Как, спрашивается, автостраховщикам справляться с ростом страховых мошенничеств, если такая спешка не позволяет страховщикам перепроверить документы и факты события. За просрочку выплаты законодатели предусмотрели штрафы в законе об ОСАГО, ставки которых увеличены против прежнего в 10 раз", - добавил он.
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, в свою очередь, заявил агентству, что принятие поправок в закон об ОСАГО - важное и ожидаемое страховым рынком событие. "Повышаются лимиты страховых выплат, реформируется система прямого урегулирования убытков и упрощенного оформления ДТП (европротокол), регламентируется порядок создания единой методики оценки ущерба. Кроме того, решен весьма болезненный для страховой отрасли вопрос распространения закона о защите прав потребителей на ОСАГО и введено обязательное досудебное рассмотрение споров ", - сказал он.
"Самое сложное положение теперь у Банка России, - полагает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. - Регулятору предстоит найти компромисс, благодаря которому цена нового полиса не окажется скандальной с точки зрения потребителей, а выплаты не окажутся убийственными для страховщиков ОСАГО". В резерве ЦБ РФ - проект пересмотра не только базовых тарифов , но и региональных коэффициентов к ОСАГО. Однако даже по совокупности этой добавки может не хватить, поскольку до сих пор прогнозы повышения тарифов учитывали только фактор роста лимитов. Факторы износа и УТС присоединились накануне второго чтения, считает аналитик.