"Спутник" - 100 дней одиночества

Интернет-поисковику "Ростелекома" исполнилось 100 дней, за это время его аудитория сократилась примерно на 90%

"Спутник" - 100 дней одиночества
"Спутник" - 100 дней одиночества
Скриншот страницы сайта

Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU - Интернет-поисковику "Спутник", запущенному в бета-тестирование госкомпанией "Ростелеком", в минувшую пятницу исполнилось 100 дней.

Запуск портала сопровождала изрядная шумиха, вызванная атмосферой таинственности, которая окружала многолетнюю историю создания государственного поисковика. По прошествии 100 дней интерес к "Спутнику" упал почти до нуля, что неудивительно, ведь мерилом успеха поисковых интернет-порталов является размер аудитории, а тут "Спутнику" похвастать пока что нечем.

Аудитория маленькая или крошечная?

По данным LiveInternet, аудитория "Спутника", запущенного 22 мая, за три месяца уменьшилась с 167,4 тыс. посетителей в мае до 16,6 тыс. в августе. Для сравнения (если такие сравнения вообще уместны), количество посетителей крупнейшего российского портала "Яндекс" в августе превысило 153 млн.

Представители "Спутника" не драматизируют падение посещаемости и, более того, приводят альтернативные данные, согласно которым популярность ресурса гораздо выше.

"До запуска бета-версии "Спутника" к проекту было большое внимание, что позволило нам на старте получить большой поток аудитории - более полумиллиона человек в первый день, а за пару месяцев сайт посетило более 5 млн пользователей, - рассказал "Интерфаксу" руководитель службы внешних связей "Спутника" Дмитрий Чистов. - Конечно, без рекламно-маркетинговой поддержки этот стартовый бум пошел на спад, но существующего потока пользователей достаточно, чтобы успешно продолжать открытое тестирование и готовить сервис к выходу из beta-режима".

Он также сослался на данные исследовательской компании Gemius, которая смогла "увидеть" в мае почти миллион (944 тыс.) посетителей "Спутника" и 13,8 млн просмотренных ими страниц. Чистов отметил, что данные Liveinternet "сложно сравнивать с реальной статистикой или выкладками исследователей из Gemius". "Возможно, дело в методике подсчета и в том, что в ходе продолжающегося открытого тестирования "Спутника" пользователи делают большое число запросов, связанных с поиском информации на государственных сайтах, где нет счетчиков Liveinternet", - сказал Чистов.

Существенное расхождение с данными Liveinternet может объясняться тем, что "Спутник" находится на бета-тестировании, и коды счетчика могли "слететь" с ряда страниц сайта или не были обновлены, предположил российский представитель Gemius Антон Мелехов.

Впрочем, у Gemius нет статистики по "Спутнику" за июнь-август, так как в эти месяцы на сайт заходило менее 100 пользователей, установивших на своих компьютерах измерительные панели Gemius, добавил Мелехов.

Gemius считает количество посетителей сайтов по собственной методике (анализ трафика в комбинации с данными онлайн-панели и результатами демографических исследований), без размещения счетчиков на вэб-страницах, как это делает Liveinternet, пояснил Мелехов. Методика Gemius является стандартом для измерения интернет-аудитории в ряде стран Восточной Европы (в Польше, Чехии, Венгрии, на Украине, в Белоруссии, странах Балтии и др.) и Дании, говорится в материалах компании.

Сам "Спутник" информацию о количестве посетителей не раскрывает, поскольку "на данном этапе проекта из этой информации сложно сделать какие-либо выводы". По словам Чистова, у портала есть небольшое ядро аудитории.

LiveInternet считает уникальных посетителей сайтов по выдаваемой браузеру специальной метке (cookie). Соответственно, если браузер не принимает cookies, то в учете посетителей он не участвует. По данным LiveInternet, причины расхождения в учете посетителей сайтов в различных статистических (рейтинговых) системах могут быть различными. Так, например, в RamblerTop100 посетители также определяются по cookies, но если браузер не принимает cookies, то посетитель тоже считается, но уже по IP-адресу.

К основным причинам несоответствия показателей в рейтинговых системах LiveInternet относит размещение счетчиков на разных наборах страниц. Также различия могут быть из-за разных систем учета - по счетчику и по анализу логов сервера. Здесь разница возникает из-за того, что не каждый запрос к серверу приходит от "реального" браузера - это может быть и робот поисковой системы, который "счетчиковой" системой не учитывается.

"Ни один из способов определения посещаемости не может быть истиной в последней инстанции и даже не позволяет определить нижнюю и верхнюю границы реальной посещаемости (главным образом потому, что трудно определить, что же такое "реальная посещаемость")", - отмечается в материалах LiveInternet.

"Спутник" обещает стать лучше

В ходе бета-тестирования сервиса его разработчики рассчитывают улучшить продукт за счет "обучения" сервисно-поисковой платформы взаимодействию с пользователями, а также создания новых сервисов.

Кроме того, по словам Чистова, в этот период планируется провести локализацию сервисов на региональном уровне. "Важно, чтобы их (сервисов) полезность и информативность не убывала с удалением от Москвы, - сказал он. - В агрегаторе новостей должны быть сообщения не только федеральных, но и региональных СМИ, а в поиске по аптекам лекарства находились и в миллионнике, и в небольшом городке".

Чистов сказал также, что перевести "Спутник" в продуктивную эксплуатацию планируется в следующем году. До этого ни рекламного, ни маркетингового продвижения сервиса не планируется.

Особая миссия

Создатели "Спутника" изначально заявляли, что перед порталом пока что не ставится задача конкурировать с крупными участниками рынка. Его миссия - приобщить к интернету 40% населения России - преимущественно жителей малых населенных пунктов. По замыслу создателей "Спутника", эти люди получат интернет, простой в обращении, очищенный от "вредоносного" контента, полезный в быту и не требующий усилий для понимания. При этом вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов отмечал, что у этой потенциальной аудитории будет другая парадигма потребления интернета - она будет использовать интернет прежде всего для решения утилитарных задач.

"Спутник" представляет собой сервисно-поисковую платформу, ядром которой являются поисковые технологии. Их дополняют сервисные разделы: новости, "удобная Россия", "умный дом", лекарства, финансы, телепрограмма и т.п.

Непосредственно созданием и эксплуатацией "Спутника" занимается одноименное ООО, образованное на базе команды разработчиков компании "КМ Медиа". Она была приобретена "Ростелекомом" в 2012 году.

Сам "Ростелеком" называл "Спутник" важным элементом своей стратегии по выходу в онлайн и при этом подчеркивал, что это все же коммерческий проект, и он должен будет приносить деньги, но только после роста аудитории и улучшения качества сервисов. Точный объем инвестиций в "Спутник" "Ростелеком" не называет. В октябре прошлого года эта инвестиция оператора оценивались в $20 млн. По словам Басова, компания вложила в проект меньше, чем получила на тот момент от инвесторов компания Get Taxi ($42 млн).

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');