Конституционный суд РФ поручил уточнить нормы о сроках ареста
Москва. 29 октября. INTERFAX.RU - Конституционный суд РФ рекомендовал федеральному законодателю конкретизировать нормы уголовно-процессуального кодекса о сроках содержания обвиняемых под стражей. Соответствующее определение опубликовано на сайте суда.
С жалобой в КС РФ обратился Евгений Карабулин, который оспорил конституционность ст.109 УПК РФ о сроках содержания под стражей. Он был активным членом наркогруппировки, действовавшей в нескольких городах России. В 2010 году его задержали и заключили под стражу. Отведенное на знакомство с материалами предварительного расследования время он неоднократно продлевал. До рассмотрения дело не дошло, поскольку Санкт-Петербургский городской суда возвратил материалы прокурору.
Затем следствие предъявило Карабулину новое обвинение - в организации преступного сообщества. К этому времени обвиняемый находился в СИЗО уже более 26 месяцев.
Карабулин посчитал, что подлежит немедленному освобождению, так как предельный срок содержания под стражей составляет 18 месяцев. Между тем суд с его доводами не согласился, указав, что под стражей он был с момента задержания до окончания первоначального расследования. Суд отметил, что время ознакомления с делом (практически 14 месяцев) в данный срок не входит, т.к. "затягивание" проходило по вине самого обвиняемого.
Карабулин обратился в КС РФ, ссылаясь на то, что закон позволяет судам исчислять срок содержания под стражей по своему усмотрению, превышая установленные пределы и нарушая Конституцию РФ.
КС РФ в своем определении подтвердил обязанность суда, прокурора, органов следствия и дознания освобождать находящихся в СИЗО свыше срока, предусмотренного УПК РФ. Этот срок может быть продлен, но лишь для завершения ознакомления обвиняемого и его адвоката с материалами оконченного предварительного расследования, что реализует их право на защиту.
КС РФ указал, что процедура возвращения дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом - это особый порядок движения уголовного дела, однако избрание новой меры пресечения требует судебного решения. Возвращая уголовное дело прокурору, судья должен принять решение, касающееся срока содержания под стражей, и по необходимости продлить его для производства следственных действий. В определении сказано, что сами оспариваемые нормы не нарушают конституционных прав граждан.
При этом КС РФ предложил федеральному законодателю конкретизировать содержание уголовно-процессуальных норм, регламентирующих порядок ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела после его возвращения прокурору, а также избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу.