Верховный суд признал незаконным "золотой парашют" экс-главы "Ростелекома"
Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Судебные разбирательства о "золотом парашюте" бывшего президента ОАО "Ростелеком" Александра Провоторова вступили в завершающую стадию. Практического значения этот спор уже не имеет, так как Провоторов вернул "парашют" "Ростелекому".
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда вынесла решение о признании недействительным решения совета директоров "Ростелекома" о выплате Провоторову 200,9 млн рублей компенсации при увольнении в 2013 году. Судебная коллегия Верховного суда тем самым удовлетворила жалобы истцов - Олега Ашуркова, Виктора Савченко и Росимущества, отменив решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (кассационная инстанция).
Этот вердикт может быть обжалован в последней инстанции - Президиуме Верховного суда.
В октябре прошлого года кассационный суд удовлетворил жалобу "Ростелекома" и Провоторова на решения судов двух предыдущих инстанций, решив, что размер компенсации уволенному президенту не противоречил действующему на тот момент законодательству РФ. Невзирая на благоприятный для себя вердикт кассационного суда, Провоторов вернул "Ростелекому" полученную компенсацию.
В декабре 2013 года и июне 2014 года суды первой и второй инстанций признали незаконным решение совета директоров "Ростелекома" о выплате Провоторову компенсации за досрочное увольнение в размере 200,9 млн рублей. Иск был подан миноритарием "Ростелекома" Ашурковым, затем к нему присоединилось Росимущество, владеющее 47% голосующих акций "Ростелекома", и экс-менеджер ОАО "Связьинвест" Савченко.
В марте 2013 года совет директоров "Ростелекома" отправил Провоторова в досрочную отставку, назначив президентом Сергея Калугина. Бывший руководитель получил 29,8 млн рублей премии за 2012 год, а также 200,9 млн рублей компенсации за досрочное освобождение от должности (контракт Провоторова действовал до 2015 года).
По мнению суда первой инстанции, совет директоров не имел права включать в "золотой парашют" максимальные премии (на общую сумму 89,3 млн рублей), предусмотренные контрактом Провоторова на оставшиеся два года действия. Размер премий определяется по итогам работы компании за прошедший период - и компенсация не может базироваться "на иррациональных предположениях о возможности достижения максимально высоких показателей", отмечалось в решении суда.
Таким образом, совет директоров "существенным образом нарушил права акционеров на осуществление управления в обществе и на получение дивидендов", решил суд.
Апелляционный суд решил, что решение о выплате компенсации глава компании относилось к компетенции собрания акционеров, а не совета директоров "Ростелекома".
Однако кассационный суд пришел к выводу, что трудовой договор "Ростелекома" и Провоторова, а также размер компенсации последнего не были предметом судебного спора.
Кассационная инстанция также не согласилась с выводом нижестоящей инстанции о нарушении прав акционеров "Ростелекома" на получение дивидендов в результате выплаты компенсации экс-президенту. "Предметом настоящего спора установление размера убытков, причиненных обществу, не являлось. Обстоятельства изменения финансовых результатов юрлица так же не устанавливались", - говорилось в решении кассационного суда.