Розничная торговля погрузилась в рецессию в первом квартале
Москва. 31 марта. INTERFAX.RU – Первый квартал 2015 года стал одним из самых сложных периодов для российской розничной торговли, свидетельствуют данные центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики.
Многие операционные показатели торгового процесса оказались ниже уровней 2009 года из-за ускорения инфляции, снижения реальных доходов населения и "сужения зоны потребительского доверия к складывающейся конъюнктуре".
Согласно проведенному исследованию, балансовые значения показателей спроса на товары, объема продаж в натуральном выражении, прибыли и ассортимента оказались хуже значений 2009 года, обновив абсолютные минимумы. Как говорится в сообщении пресс-службы ВШЭ, 30% опрошенных руководителей розничных компаний отметили снижение спроса в I квартале, более трети - сокращение объема продаж, около 40% - уменьшение прибыли по сравнению с предыдущим кварталом.
Продовольственное эмбарго и оптимизация ассортимента привели к самому масштабному за последние 15 лет сокращению предложения товаров.
В I квартале об увеличении темпов роста цен на товары сообщили 60% опрошенных представителей ритейла против 50% в IV квартале. При этом основной вклад в инфляцию оказал продовольственный сегмент, где повышение цен констатировали 70% респондентов (60% в IV квартале). В непродовольственном сегменте о повышении цен сказали 55% опрошенных против 42% в конце прошлого года.
Средний уровень торговой наценки, согласно исследованию, составил 26%. По мнению участников опроса, для возмещения издержек и получения необходимой прибыли средняя наценка должна составлять 40%. Средний уровень наценки по социально значимым продовольственным товарам составил 18% при желаемом уровне в 27%.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России за январь-февраль 2015 года сократился на 6,1%. Между тем, крупные ритейлеры пока успешно справляются с негативными факторами в экономике. Выручка лидера рынка "Магнита" в этом году пока растет быстрее, чем в прошлом: на 35,3% в январе и 34% в феврале против 31,6% по итогам 2014 года. "Дикси" в феврале нарастила продажи на 28,5%, в январе - на 30,7% (по итогам прошлого года - на 26,9%). Рост выручки "Ленты" с начала года и по 10 марта ускорился до 37,4% (в 2014 году выручка компании выросла на 34,5%). Выручка Х5 Retail Group в январе и феврале выросла на 25,5% и 25,9% соответственно (в 2014 году - на 18,6%).