В РПЦ призывали к мораторию на признание экстремистскими священных текстов
Москва. 10 сентября. INTERFAX.RU - Древние священные тексты не могут изучаться на предмет экстремизма, считает глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
"Решение суда есть решение суда, его нельзя не уважать. Но не случайно данный вердикт вызвал такую тяжелую дискуссию. Древние священные тексты были даны людям в то время, когда никто не пытался оспорить высший авторитет религиозной нормы для человека и общества. И, наверное, стоит подумать о каком-то моратории на объявление экстремистскими текстов, созданных триста, пятьсот и более лет назад", - заявил священник в четверг корреспонденту "Интерфакса", комментируя решение сахалинского суда по поводу исламской книги.
Кроме того, как отметил собеседник агентства, в данном случае оспаривается право, центральное для многих религий: "право утверждать, что именно твоя религия истинна, что обращаться нужно только к одному единственному истинному богу".
"У нас запрещена пропаганда превосходства человека или группы лиц по религиозному признаку, но не запрещены и не могут быть запрещены утверждения о том, что чья-то религия лучше или является единственно правильной. Если запретить такие утверждения, то это поставит в непреодолимое противоречие религиозное мировоззрение и светские решения и установления", - полагает он.
Представитель церкви указал на то, что в Торе, Библии, как и в Коране, содержится много решительных утверждений, никак не сводимых к политкорректности и инклюзивизму (воззрение, согласно которому одна религия включает то, что считается истинным в других религиях - "ИФ").
"В конце концов, Нагорная проповедь - это весьма и весьма радикальный текст", - заметил он.
По словам священника, противоречия между религиозным мировоззрением и секуляризмом всегда будут. Он убежден, что каждое из этих мировоззрений имеет право на общественное влияние, но попытка объявить секуляризм единственно правильным, единственно нейтральным и единственно приемлемым для общества мировоззрением "приведет только к обострению этого конфликта".
"Поэтому можно понять тех мусульманских религиозных деятелей, которые критикуют решение сахалинского суда, хотя мне лично сложно согласиться с остротой и жесткостью высказываний ряда мусульман-мирян", - подытожил священник.
Ранее сообщалось, что судья Южно-Сахалинского суда Наталья Перченко по иску прокурора признала экстремистским материалом книгу "Мольба (дуа) к богу". В частности, экстремистскими были названы содержащиеся в ней цитаты из Корана: "Тебе мы поклоняемся и тебя молим о помощи" ("Аль-Фатиха"), "Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом" ("Аль-Джинн").
Тем временем глава Чечни Рамзан Кадыров подал апелляцию на решение судьи, назвав тех, кто вынес упомянутое решение, "национальными предателями и шайтанами".
После этого появилось заявление представителя Генпрокуратуры о недопустимости оскорбления судей и прокуроров.