Россияне заявили о наличии в стране долгосрочного кризиса экономики
Москва. 12 октября. INTERFAX.RU - Большинство россиян (77%) считают, что в стране экономический кризис, не согласны с этим мнением 17% участников опроса, проведенного "Левада-Центром".
Причины кризиса 34% россиян видят преимущественно во внешних факторах (спаде мировой экономики, падении цен на нефть и т.п.), 26% связывают его с внутренними обстоятельствами (структурой российской экономики, слишком сильным влиянием государства на экономику и т.п.), сообщили "Интерфаксу" социологи.
Чуть более трети (36%) полагают, что кризис вызван сочетанием обоих факторов, показал опрос, проведенный 18-21 сентября среди 1600 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов РФ.
Те, кто видят в России экономический кризис, уверены, что он будет долгосрочным: продлится год-полтора (23%) или не менее двух лет (24%). Еще 23% в целом говорят, что "кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет". В то же время лишь 4% россиян "дают" кризису полгода, 1% - два-три месяца.
Говоря об экономической политике правительства, в частности, о мерах, которые оно предпринимает для борьбы с финансовым кризисом, инфляцией, безработицей, 57% респондентов отмечают, что оно справляется с этими задачами средне. Треть (32%) считают, что кабмин делает это плохо, а 7%, наоборот, что хорошо.
По словам половины россиян (51%), характер повседневного потребления (питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п.) в их семье за последние 12 месяцев не изменился. Однако 42% сказали, что он ухудшился, и лишь 5% отметили улучшение.
По данным опроса, выбор товаров и услуг в том месте, где живут 67% респондентов, за последние шесть месяцев остался таким же как был. 23% сообщили, что выбор сузился, а 5% - что стал больше.
Опрос также показал, что сейчас за обменным курсом рубля к доллару и евро следят менее двух третей россиян, в том числе 27% делают это примерно в раз в неделю, 17% - раз в две недели или реже, 15% - несколько раз в неделю. Не интересуется этой информацией 41% опрошенных.