Игорь Моргулов: В 2016 году удалось создать солидные заделы для дальнейшего укрепления российских позиций в Азии

Замглавы МИД РФ рассказал о возможности российско-японского сотрудничества на Курилах

Игорь Моргулов: В 2016 году удалось создать солидные заделы для дальнейшего укрепления российских позиций в Азии
Игорь Моргулов
Фото: ТАСС, Михаил Джапаридзе

Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов дал интервью "Интерфаксу" в преддверии Дня дипломатического работника

- 10 февраля в России празднуется День дипломатического работника. Какими событиями в азиатской политике России, с вашей точки зрения, запомнился прошедший год?

- Прошедший год был весьма продуктивным для нашей политики на азиатском направлении. Безусловно, наиболее масштабным событием стал состоявшийся в мае в Сочи саммит в формате Россия - десять государств Юго-Восточной Азии, входящих в состав АСЕАН - самого крупного и авторитетного объединения в данном регионе. Принятое на встрече решение о выводе наших отношений на уровень подлинного стратегического партнерства придало мощный импульс российско-асеановскому сотрудничеству по всему спектру направлений.

Другим важным событием 2016 года я назвал бы выход на "финишную прямую" процесса присоединения Индии и Пакистана к Шанхайской организации сотрудничества. Подписаны меморандумы об обязательствах этих стран в связи с вхождением в ШОС, что делает реальной перспективу начала полноформатного участия Нью-Дели и Исламабада в деятельности Организации уже в текущем году. Вдумайтесь только, с подключением указанных государств на долю ШОС будет приходится более 40 процентов населения мира и около 25 процентов мирового ВВП. Это означает, что не только существенно расширится региональный охват деятельности этого объединения, но значительно возрастет его глобальный вес.

Не могу не сказать и об успехе Второго Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке в сентябре. В нем приняли участие порядка 3,5 тысяч представителей официальных, деловых и экспертных кругов из 56 стран Азиатско-Тихоокеанского и других регионов мира. По итогам подписано более 200 контрактов на сумму 1,85 трлн, рублей. О высоком международном профиле ВЭФ-2 говорит и участие вместе с президентом Владимиром Путиным в пленарном заседании премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента Республики Корея Пак Кын Хе. Руководители этих двух крупных мировых экономик подтвердили реальный интерес своих деловых кругов к наращиванию сотрудничества с нашей страной и реализации масштабных взаимовыгодных проектов, прежде всего на российском Дальнем Востоке.

Важное значение имело участие президента России в саммите АТЭС в ноябре в Перу. Его главным итогом стало закрепление в этом представительном форуме линии на углубление экономического взаимодействия в АТР с учетом всех региональных интеграционных инициатив, в том числе реализуемых в рамках Евразийского экономического союза.

Если подробнее остановиться на процессах интеграции, то в 2016 году достигнут существенный прогресс в продвижении российской идеи создания Евразийского всеобъемлющего партнерства с участием государств-членов ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Данная тема была в центре внимания и на сочинском саммите Россия - АСЕАН, и на мероприятиях по линии ШОС. В развитие договоренности лидеров России и Китая о сопряжении соответствующих усилий двух стран главы правительств одобрили в ноябре концепцию принципиальных параметров такого партнерства. На очереди - подготовка его технико-экономического обоснования, чем сейчас заняты эксперты.

Продвигался и начатый по инициативе нашей страны общерегиональный диалог о принципах формирования системы безопасности и сотрудничества в АТР. В практическом плане речь идет о выработке единых для всех государств "правил игры". Исходим из того, что в их основу должны быть положены универсальные принципы неделимости безопасности, верховенства международного права, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой. В таком ключе ведем на площадке Восточноазиатского саммита предметный разговор с партнерами по региону.

Состоялось пять раундов профильных многосторонних консультаций, шестая встреча пройдет в мае 2017 года в Таиланде.

Особо хотел бы отметить перспективный формат Россия - Индия - Китай. Серьезный импульс взаимодействию в "тройке" придала состоявшаяся в апреле 2016 г. в Москве под российским председательством встреча министров иностранных дел, подтвердившая совпадение или близость позиций наших стран по актуальным проблемам мировой повестки дня. По итогам начали действовать новые механизмы трехстороннего взаимодействия, включая межмидовские консультации по тематике АТР.

Последовательно наращивались разноплановые двусторонние связи с нашими ключевыми партнерами в регионе - Китаем, Индией, Вьетнамом, Ираном, Монголией и другими. Стремительный рывок совершили отношения с Японией.

Словом, полагаю, будет справедливо сказать, что в 2016 году удалось создать солидные заделы для дальнейшего укрепления российских позиций в Азии - на сегодня самом динамично развивающемся и перспективном районе мира.

- Вы упомянули о рывке в отношениях с Японией. Премьер Синдзо Абэ на днях заявил, что совместная экономическая деятельность Японии и России на южной части Курильских островов положительно повлияет на решение вопроса мирного договора. В принципе, само решение о хозяйственной деятельности - большой прогресс. Как вы расцениваете перспективы дальнейшего продвижения двух стран на пути к мирному договору?

- Как известно, по итогам российско-японского саммита в декабре 2016 г. лидеры сделали заявление, касающееся налаживания совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах.

Министерствам иностранных дел двух стран поручено начать переговоры о формах и условиях такого сотрудничества.

В настоящее время совместно с заинтересованными ведомствами, а также Администрацией Сахалинской области, ведем интенсивную подготовку к первому раунду консультаций, который намечен на март текущего года. Буквально вчера здесь, на Смоленской площади, состоялось первое заседание специально созданной межведомственной рабочей группы.

Намерены сформировать и передать партнерам пакет предложений, который охватывал бы весь комплекс возможных областей кооперации, актуальных для социально-экономического развития южных Курил. В их числе - рыборазведение и рыбопереработка, совершенствование инфраструктуры, энергетика, строительство, экология, медицина, туризм и т.д. Имеется в виду, что в ходе переговоров стороны сначала определят перечень потенциальных проектов, а затем согласуют правовую основу их осуществления, которая должна не противоречить российскому законодательству и быть приемлемой для наших японских партнеров. Задача непростая, но, думается, при креативном подходе, реализуемая.

А на вопрос о влиянии этих переговоров на известную проблему в наших отношениях отвечу цитатой из декабрьского заявления Владимира Путина и Синдзо Абэ - налаживание совместной хозяйственной деятельности может стать "важным шагом на пути к заключению мирного договора". Понимаю это так: если мы достигнем успеха в данной области, это существенно укрепит позитивную атмосферу двусторонних отношений, и, соответственно, будет способствовать поиску взаимоприемлемого решения.

- Как в Москве относятся к идее японской стороны об авиасообщении с Курильскими островами и прямом морском сообщении для бывших японских жителей островов? Готовы ли в Москве сделать его безвизовым и если да, то в какие сроки?

- В принципе мы положительно относимся к идее расширения обменов между сопредельными территориями двух стран. Что касается прямого авиа- и морского сообщения, то предметно обсуждать эти вопросы, видимо, стоило бы по мере роста пассажиропотока, связанного с реализацией проектов совместной хозяйственной деятельности. Кроме того, это потребовало бы осуществления ряда юридических и технических процедур, связанных с приданием соответствующим российским гаваням статуса международных.

Применительно к безвизовому сообщению мы уже предложили японской стороне рассмотреть возможность введения местного приграничного передвижения между Сахалинской областью и префектурой Хоккайдо. Это позволило бы жителям соседних регионов двух стран на основе паритета совершать взаимные поездки с деловыми и гуманитарными целями.

- В минувшем году на нашей территории прошел первый в истории саммит Россия — АСЕАН, на котором почти все страны были представлены на высшем уровне, кроме Филиппин - на тот момент активного союзника администрации Обамы. Однако после смены руководства в стране ее внешнеполитический курс, в том числе в отношении Вашингтона и Москвы, меняется. Определен ли примерный срок визита Президента Филиппин Родриго Дутерте в Россию, пожелавшего кстати, приехать к нам в теплое время года? Каковы перспективы экономического сотрудничества с Манилой?

- Вы правы отчасти. Филиппины - единственная асеановская страна, которая была представлена на сочинском саммите на уровне министра. Дело в том, что президент Родриго Дутерте на тот момент уже был избран, но еще не вступил в должность. После его инаугурации двусторонние связи действительно демонстрируют повышенную динамику. В ноябре прошлого года в Лиме состоялась встреча лидеров наших стран, в ходе которой Владимир Путин пригласил Родриго Дутерте посетить Россию с официальным визитом в 2017 году. Уверен, что пожелание филиппинского руководителя, об осуществлении этой поездки в теплое время года будет учтено.

Говоря о перспективах расширения нашего торгового и инвестиционного сотрудничества, отмечу хорошие возможности в сфере энергетического машиностроения, включая строительство на Филиппинах объектов распределительной энергетики. Многообещающим выглядит налаживание кооперации в горнодобывающей отрасли. Взаимовыгодным могло бы стать участие российских компаний в реализации проектов по строительству железных дорог, монорельсового легкого метро и модернизации портового хозяйства Филиппин. Фиксируем и интерес к наращиванию сотрудничества в области сельского хозяйства. Все эти вопросы обсуждались во время первой встречи сопредседателей недавно созданной Российско-Филиппинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В ближайшее время ожидается визит на Филиппины Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева. Я также планирую посетить в апреле Манилу для проведения межмидовских консультаций. Так что, характеризуя состояние отношений между нашими странами, можно с полным правом сказать, что стороны не только демонстрируют обоюдный настрой, но и предпринимают практические шаги для расширения связей по всем направлениям.

- Несмотря на принятую СБ ООН жесткую резолюцию КНДР не демонстрирует стремления к сворачиванию своей ракетной и ядерной программ. Сейчас появились сообщения о подготовке Пхеньяном испытаний межконтинентальных ракет. Можно ли в этой связи ожидать дальнейшего ужесточения позиции международного сообщества в отношении КНДР? Кроме того, наверное, следует предположить, что новая администрация США займет более жесткую позицию по отношению к Пхеньяну. Нет ли у нас в этой связи опасений, что дальнейшее обострение в отношениях Вашингтона и Пхеньяна может привести к необратимым последствиям для региональной и глобальной безопасности?

- К сожалению, в последнее время признаков смягчения напряженности на Корейском полуострове не наблюдается. Вопреки позиции международного сообщества, нашедшей отражение в соответствующих резолюциях Совбеза ООН, Пхеньян продолжает работать над совершенствованием ракетно-ядерного потенциала. Это, в свою очередь, используется оппонентами КНДР как предлог для наращивания военной активности и размещения новейших видов вооружений в регионе.

В данном контексте не могут не вызывать обеспокоенность заявления северокорейской стороны о готовящемся испытании межконтинентальной баллистической ракеты. Подобный шаг, несомненно, вызвал бы консолидированную ответную реакцию, имел бы самый серьезный негативный эффект на ситуацию на полуострове.

Пользуясь случаем, хотел бы еще раз призвать все вовлеченные стороны проявить хладнокровие, воздерживаться от действий, чреватых приближением к той черте, за которой, как Вы справедливо заметили, могут наступить необратимые последствия.

Сейчас как никогда важно активизировать усилия, нацеленные на комплексное урегулирование проблем Корейского полуострова, включая я дерную. При этом следует признать, что старые подходы здесь явно не срабатывают. Нужен, я бы сказал, инновационный, широкий взгляд. Для нас очевидно, что денуклеаризация сегодня достижима лишь в условиях общей военно-политической разрядки и демонтажа конфронтационной архитектуры в Северо-Восточной Азии.

Москва готова к конструктивному взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами в интересах скорейшего возобновления переговорного процесса. Однако понятно, что без аналогичной готовности в других столицах, прежде всего в Вашингтоне и Пхеньяне, вывести ситуацию из нынешнего тупика невозможно.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');