В ГМИИ открылась выставка послевоенного европейского искусства
Москва. 6 марта. INTERFAX.RU - Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", рассказывающая об эволюции послевоенного искусства на примере работ Пабло Пикассо, Марка Шагала и Люсьена Фрейда, открылась в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина в понедельник.
"Работа над выставкой шла 3,5 года, в ней принимают участие 50 музеев и частных собраний. В экспозиции имена классиков мирового искусства соседствуют с не столь известными именами. Мы показываем, насколько они едины в своих мыслях и попытках разрешить вопросы, которыми задаются", - сказала журналистам директор ГМИИ Марина Лошак.
Около 200 работ художников из России и 18 стран Западной и Восточной Европы рассказывают о том, как посттравматический синдром середины XX века был пережит и отражён в работах пионеров современного искусства, концептуалистов, сюрреалистов, "сдержанных" соцреалистов и других. В экспозиции не только живописные произведения, но и скульптура, инсталляции, плакаты, видео- и фотодокументация перформансов.
От Пикассо и Шагала до Булатова
Выставка разделена на семь разделов. Первый из них - "Конец войны. Скорбь и память", в котором представлено творчество мастеров, обратившихся к абстракции, чтобы показать хрупкость гуманистических ценностей. Среди экспонатов эскиз Пабло Пикассо ("Человек с ягнёнком"), работа Элия Белютина "Три месяца после войны". С ними соседствуют "Ноктюрн" Марка Шагала, "Сталинград" Ханса Рихтера.
Полотно Пикассо "Резня в Корее", написанное в ответ на военную операцию американских войск в 1950 году в Ногылли, когда погибли более 300 мирных жителей, стало центральным в разделе "Борьба за мир".
Среди представленных картин также полотно Фрейда "Отражение с двумя детьми (автопортрет)". Исследуют тему борьбы за мир также Фернан Леже ("Строители с алоэ"), Александр Дейнека ("Мирные стройки. Эскиз мозаики") и другие.
Противостояние социалистического Востока и капиталистического Запада в сфере искусства воплотилось в противоборстве абстрактной и фигуративной живописи. В разделе "Холодная война. Абстракция" выставлены "Дворец" Лидии Мастерковой, "Улица" Эрика Булатова.
Одним из разделов, демонстрирующих широкое разнообразие художественных средств самовыражения, стал "Концептуализм". В нем показаны "Эмалевая живопись на хлопковом полотне" Даниеля Бюрена, двухминутный кинофильм Марселя Бродхарса "Дождь (Проект текста)", а также фотографии и инсталляция.
На выставке помимо этого представлены коллаж дадаиста Ханса Рихтера "Сталинград", работа Отто Дикса "Автопортрет", скульптуры Генри Мура и его последователей.
Кроме того, несколько работ на выставке предназначены для слепых и слабовидящих. Среди них - тактильные макеты картин "Голубь" Пикассо, "Натюрморт. Раковина на чёрном мраморе" Анри Матисса и другие.
Выставка открыта до 21 мая.