Совладелец "Юлмарта": e-commerce может достичь триллионной выручки быстрее, чем X5 и "Магнит"
Дмитрий Костыгин рассказал о том, как компании удалось урегулировать акционерный конфликт и когда онлайн-ритейлер нарастит темпы роста
Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - "Юлмарт" стал первым в России онлайн-ритейлером, выручка которого превысила $1 млрд. По итогам прошлого года она достигла $2,8 млрд, однако выросла компания лишь на 2% по сравнению с 2015 годом. Причиной замедления темпов роста стал акционерный конфликт, который длится больше года. Параллельно с этим "Юлмарт" борется с вереницей исков со стороны кредиторов, с некоторым из них компании удалось договориться о реструктуризации долгов. Мажоритарный акционер "Юлмарта" Дмитрий Костыгин в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как компании удалось урегулировать акционерный конфликт, когда онлайн-ритейлер нарастит темпы роста и как "Юлмарт" намерен разрешить ситуацию со Сбербанком , переговоры с которым зашли "в тупик".
- В начале марта вы подписали рамочное соглашение с миноритарным акционером Михаилом Васинкевичем (владеет примерно 33,5%) о возможном выкупе его доли компанией. Можно ли утверждать, что вы близки к завершению акционерного конфликта?
- Мы договорились с миноритарием, что если найдется новый инвестор, который согласится на условия нашего рамочного соглашения, и если сделку одобрят такие кредиторы как Сбербанк, то либо сама компания, либо новый инвестор - это будет зависеть от определенных условий - выкупят долю миноритария.
- Поступали ли уже предложения о покупке доли?
- Мы активно прорабатываем детали с инвестиционной компанией Da Vinci Capital. Есть еще несколько заинтересованных семейных фондов, называть людей не буду. Менеджеры Da Vinci хорошо компанию знают и разделяют наши взгляды на рынок, на развитие компании. Но я не исключаю, что и другие интересанты могут быстро отреагировать на возможность.
- Есть ли понимание по срокам согласования сделки? От чего это зависит?
- Сейчас мы пытаемся со Сбербанком и другими банками, кредиторами "Юлмарта", понять, какая конструкция сделки их устроит. Думаю, что этот процесс продлится пару месяцев. Скорее всего, к июню будет окончательное решение.
- Во сколько оценивается доля?
- Мы не оценивали стоимость компании. Рамочное соглашение определяет параметры сделки, согласится ли с ними инвестор или нет - одному богу известно. Вопрос подсчетов всегда сложный: с долгом, без долга, при условии конвертации долга в акции, при условии сохранения долга. К тому же, есть кредиты, выданные компании акционерами. На стоимость будет сильно влиять и то, как устаканится ситуация со Сбербанком.
- Как продвигаются переговоры со Сбербанком, совокупный долг перед которым составляет 2,4 млрд рублей?
- К переговорам подключилась Da Vinci. Детали урегулирования во многом зависят от нового инвестора, от того, какие условия его устроят. Но переговоры со Сбербанком, в отличие от остальных кредиторов компании, зашли в тупик, и мы в ближайшее время подадим иск о причинении ущерба. Акционерный конфликт в компании исчерпан, практически со всеми кредиторами удалось договориться об условиях реструктуризации, кроме менеджеров Сбербанка. Они рапортуют наверх, что "идут переговоры", хотя это скорее шантаж или вымогательство: с нас требуют личные поручительства, полные залоги, угрожают отзывом кредита у компании "Рив Гош" (не связанной никакими обязательствами с "Юлмартом", с другим составом акционеров), постоянно голословно обвиняют меня лично в выводе активов, в то время как я их только ввожу - частично погашая кредиты, выкупая задолженность перед поставщиками и т.п.,) и угрожают лично мне уголовным преследованием. Все это очень мешает компании восстанавливать бизнес.
- О каком ущербе идет речь?
- Например, попытки списания денег со счетов, наложения ареста на счета и блокирования денег на счетах. А также угрозы в адрес поставщиков, что продолжение работы с "Юлмартом" может отрицательно сказаться на них.
- Во сколько оцениваете ущерб?
- Не буду комментировать.
(Сбербанк на просьбу прокомментировать претензии "Юлмарта" пока не ответил - ИФ).
- Вы готовы вести переговоры с новым акционером о докапитализации компании, как планировали ранее?
- Мы обсуждаем этот вопрос с потенциальными инвесторами. Сейчас мы с Августом Мейером (партнер Костыгина по "Юлмарту" - ИФ) своими деньгами продолжаем поддерживать и развивать бизнес. Но пока мы не определили окончательную конструкцию с новым инвестором, банком и миноритариями, эти инвестиции - текущий долг, а не акционерный капитал. Как только ситуация стабилизируется, эти долги будут конвертированы в капитал.
- Можете прокомментировать ситуацию с уголовным делом в отношении основателя компании Алексея Никитина и ее бывшего гендиректора компании Сергея Федоринова? Дело заведено по заявлению территориального подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС).
- Это история с налогами за 2012-13 годы. Компания оплатила все в полном объеме, выиграла суд, и налоговики вернули нам часть средств. Тем не менее, формально следственные органы посчитали, что в деле есть ответственность руководителя и на тот момент учредителя Никитина. Посмотрим, как они аргументируют это свое решение.
- Какие риски вы видите для бизнеса в связи с этой историей?
- Для бизнеса - никаких, там все уплачено, эти люди в компании не работают, отношения к ней уже достаточно давно не имеют. И сами они, думаю, отделаются легким испугом.
- По итогам прошлых лет "Юлмарт" был убыточен. Удалось ли изменить ситуацию в 2016 году?
- Пока нет, у нас небольшой, но убыток. По выручке показатели практически год к году не изменились. Оборот составил 49,3 млрд рублей, так что выросли немного, на 2%.
- С чем это связано?
- С акционерным конфликтом. Это действительно был сложный для компании период. Весь прошлый год мы, по сути, не могли финансировать деятельность "Юлмарта". Теперь, когда подписано рамочное соглашение с миноритарием, и с банками практически достигнуты договоренности об урегулировании ситуации, у "Юлмарта" начнется светлая полоса. Уже по первому кварталу темпы роста лучше. Я лично считаю, что в электронной коммерции можно достичь триллионной выручки быстрее, чем в случае с X5 и "Магнитом" . Мощности "Юлмарта" уже сегодня рассчитаны на вдвое больший объем продаж.
- Заложен ли в стратегию план по выходу на безубыточность и к какому времени?
- В стратегию заложен переход со старой модели бизнеса на новую. Это касается и ассортимента, и развития маркетплейса, и логистики - всего. И мы уже много чего сделали. Когда откроем собственный логистический комплекс в Домодедово и закроем там старый объект, который сейчас взят в аренду, будет совсем хорошо. По плану это произойдет в 2018 году.
- Соответствует ли сегодняшняя стратегия развития компании нынешним реалиями и не требует ли она корректировки?
- Она даже опережает реалии. У нас есть суперпродукты, которые в Питере покупатели уже оценили, просто, может быть, их в Москве пока не видно. Есть все условия для быстрого роста и удвоения бизнеса в течение ближайшего года.
- Можете пояснить, почему ваша стратегия опережает рынок?
- Например, рынок бытовой техники не растет так, как раньше. У нас диверсификация ассортимента уже произошла еще в 2013 году. По итогам прошлого года снизилась доля продаж компьютеров и бытовой техники, зато увеличилась доля детских товаров, автотоваров и DIY категории. Мы этот сегмент объединили в отдельную категорию "Энергия", его доля в общей структуре выручки около 10%. Быстрее всего росла категория "Дом и сад" (5% выручки по итогам года).
- Вам интересны новые сегменты рынки для роста?
- Скорее, стоит задача масштабировать успешные идеи. Например, развивать категорию одежды и обуви, детских товаров, модели продаж - купоны, флэш-распродажи.
- Планируете расти только органические или рассматриваете возможность приобретения активов?
- Мы больше нацелены на органический рост. В этом году планируем расширение географии собственных пунктов выдачи, в частности, запланированы открытия в Северо-Западном и Центральном регионе - всего более 30 объектов. Но при этом мы рассматриваем и возможность приобретений. На платформе, которую мы строим, можно много чего еще делать. Сейчас можно будет активнее об этом думать.
- Какие у вас планы на сегмент B2B? Вы ранее говорили, что планируете начать полноценную продажу продуктов питания именно для B2B сегмента.
- Потихоньку делаем. На уровне купонов экспериментируем с ритейлерами. Там большие перспективы - прозрачного рынка продуктов питания в онлайне на сегодня нет. Чтобы найти, где можно купить паллету майонеза дешевле всего, предприниматели вынуждены ездить в несколько концов города, обзванивать поставщиков. Даже на сайте Metro вы не можете понять, какое реально количество товара есть в наличии. Доставка, которая есть у ритейлеров, дороговата для мелкого бизнеса. А вопрос эффективной закупки для всех актуален.
- В одном из интервью вы говорили, что в России не существует настоящего маркетплейса. Изменилась ситуация с тех пор?
- Я имел в виду национальный по масштабу маркетплейс. У нас есть фондовая биржа, валютная, товарно-сырьевая, которые, по сути, работают по модели маркетплейса. Но если говорить о маркетплейсе классическом, B2C или С2С, то национального по-прежнему нет. Много есть моментов, которые тому способствовали. Например, банковское законодательство тормозило взаиморасчеты.
- Государство некоторое время назад активно обсуждало создание так называемой "русской Alibaba". Знаю, что вы неоднократно проявляли интерес к идее. Что сейчас происходит с той инициативой?
- Мы заявляем, что если что-то подобное будет создаваться, мы готовы предложить свои идеи и решения. Более того, мы уверены, что без них все равно ничего не получится.
- А вкладываться готовы?
- Так или иначе, мы уже вкладываемся. Потребуется же инфраструктура для исполнения заказов. И подобный масштабный проект нельзя будет реализовать на инфраструктуре "Почты России" или курьерских компаний. Подход к товару требует другой философии.
- Какой именно?
- Товар сильно привязан к покупателю. Скажем, новогодние игрушки нужны ему в ноябре, и сколько не давай скидок, он не станет покупать их в июле. Спрос волнообразный - большинство людей хочет чего-то в какой-то момент и не хочет в другое время. А те же елочные игрушки закупать на заводе в ноябре, когда спрос проявился, поздно. Соответственно, товар должен быть заранее куда-то привезен, размещен, должен быть доступен именно в момент пикового спроса. А значит, инфраструктура хранения товара, его перевалки должна быть принципиально иная, чем у "Почты" или курьерских служб.
Просто перемещение некой коробки по почтовому принципу не обеспечит высокой эффективности процесса. К тому же, у места хранения, которое недоступно для покупателя, экономика тоже плоховата. То есть надо создать еще и интерфейс для продажи - примерочные те же. У покупателя должен быть выбор, как именно он хочет получить товар. Именно такую инфраструктуру мы, собственно, и строим.
- Какие, на ваш взгляд, изменения в плане регуляторики нужны рынку? Как вы оцениваете инициативу вводить НДС для зарубежных площадок?
- Государство особо не вмешивается. Понятно, что регламентированы расчеты - наличные, кассы, чеки, карточки и прочее. А НДС - это неизбежность, не может быть, чтобы кто-то торговал с НДС, а кто-то без. Это мало обсуждается, но я думаю, иностранцам разрешили ввоз товаров без пошлин и без НДС, чтобы развить "Почту России". Это обеспечило ей объем, при этом, в отличие от субсидий, на бюджете нагрузки нет. Страдают только отдельные производители и бизнес в России. Теперь "Почта" более-менее на ноги встала. Поэтому неизбежно, что будет вводиться НДС, а порог ввоза снижаться, просто не так быстро, потому что слишком много заморочек. В этом и парадокс, что на контент ввели НДС с этого года, а на товар - со следующего.
- А как вы решаете вопросы с серым товаром?
- У нас понятные поставщики, мы сами ничего не импортируем. Рынок стал достаточно прозрачный. То есть вертикаль прозрачного рынка перестала стыковаться с черно-серым, там свои каналы сбыта, свои точки. Но если вы будете искать на "Яндекс.Маркете" любую ходовую позицию техники, то скорее всего первыми двумя-тремя позициями у вас вылезут никому неизвестные ребята, которые сами по себе работают.
- Как вы оцениваете законопроект Роспотребнадзора о регулировании товарных агрегаторов?
- Не знаю деталей, но, если будет большая ответственность у агрегаторов, они будут во все контракты вставлять пункт о страховке, наверное. Мне кажется, это в любом случае чуть больше дисциплины и прозрачности внесет во взаимоотношения потребителя и агрегатора.