Минфин подготовил предложения о разграничении госзакупок и концессий
Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU - Минфин РФ подготовил и направил на согласование заинтересованным министерствам и ведомствам предложения о разграничении госзакупок на строительство объектов инфраструктуры и концессионных соглашений, говорится на сайте министерства.
Предложения предусматривают внесение поправок в законы "О концессионных соглашениях" и "О контрактной системе". При этом министерство отмечает, что в первом из названных законов отсутствуют однозначные указания на возможность полного возмещения из бюджета расходов концессионера. В то же время ряд концессионных проектов не предусматривает получение концессионером платы с пользователей за использование построенных им объектов инфраструктуры. То есть, предусматривают полное возмещение расходов концессионера на строительство и эксплуатацию объекта за счет средств бюджета.
Также Минфин отмечает, что закон о концессиях не определяет, какая часть расходов концессионера, в каких случаях и на каком этапе может быть возмещена из бюджета. "Например, в случае возмещения из бюджета 99,9% расходов концессионера на этапе строительства объекта концессионное соглашение практически не будет отличаться от государственного (муниципального) контракта на строительство объекта, - говорится в сообщении. - Это дает возможность использовать "короткие" концессионные проекты не для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры и оптимизации управления государственным (муниципальным) имуществом, а для обхода конкурентных процедур, установленных законом о закупках".
Минфин предлагает на уровне закона оговорить возможность полной компенсации из бюджета расходов концессионера для проектов, в которых концессионер не собирает плату с пользователей либо размер такой платы не обеспечивает окупаемости его инвестиций. Также министерство предлагает определить в законе общие условия такой компенсации. По этому предложению концессионер может на этапе строительства получить из бюджета средства в размере до 75% от объема капитальных вложений и до 50% от эксплуатационных расходов на этапе эксплуатации. Оставшаяся часть расходов концессионера может быть компенсирована за счет средств бюджета "в форме платы концедента" в течение пяти лет и более.
"Таким образом, объект инфраструктуры может быть создан либо в рамках концессионного проекта с привлечением собственных или заемных средств концессионера, либо путем заключения государственного контракта на строительство объекта со 100%-ной его оплатой сразу после ввода объекта в эксплуатацию (с возможностью авансирования в соответствии с бюджетным законодательством) без смешения этих принципиально разных механизмов", - отмечается в сообщении Минфина.
Министерство отмечает также, что ведомство готов участвовать в подготовке и обсуждении предложений федеральных и региональных органов власти, инвесторов, экспертного сообщества, направленных на решение этой проблемы.
Ранее министр экономического развития РФ Максим Орешкин раскритиковал предложения Минфина по разграничению госзакупок и концессий, а также заявил, что Минэкономразвития готовит собственные предложения по этому вопросу.
"Мы работаем над тем, чтобы разделить историю с госзаказом и историю с концессиями, - говорил Орешкин. - Сейчас находимся на очередном этапе подготовки программы по ипотеке, в рамках которой предлагается внести изменения в закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях. В середине-во второй половине ноября будет совещание у премьер-министра по данному вопросу, где будут представлены детальные проработанные предложения".
При этом Орешкин отмечал, что Минэкономразвития категорически несогласно с предложениями Минфина, который готовит свой вариант разграничения госзакупок и концессий. "В этом году была история с концессией в Башкирии, которая напугала инвесторов, - сказал он. - Заявления Минфина и готовящиеся им предложения портят инвестклимат, вносят неопределенность".
Как сообщалось, правительство Башкирии в апреле 2016 года приняло решение о заключении концессионного соглашения о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автодороги Стерлитамак-Кага-Магнитогорск. Тогда общая стоимость проекта оценивалась в 12,5 млрд рублей. Победителем конкурса на концессию стало ООО "Башкирдорстрой", которое планировало привлечь в Газпромбанке на реализацию данного проекта свыше 3 млрд рублей.
Однако "Южноуральская дирекция автодороги" - претендент, не допущенный к торгам - обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая в начале февраля 2017 года приняла решение об аннулировании итогов открытого конкурса.
В свою очередь ООО "Башкирдорстрой" обжаловало это решение ФАС в Арбитражном суде Москвы, который поддержал позицию антимонопольного органа. "Башкирдорстрой" подал апелляцию. Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил.
В свою очередь заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян в октябре заявил, что ФАС России готовит предложения по разграничению концессий, государственно-частного партнерства (ГЧП), с одной стороны, и госзакупок - с другой.
"Определили достаточно простую формулу для разграничения концессий и госзакупок, - говорил "Интерфаксу" Петросян. - Если у государства есть деньги и оно сразу рассчитывается за проект - то это госзакупка, если расчет происходит с отсрочкой - концессия".
В свою очередь руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова отмечала в октябре, что в связи с развитием контрактной системы в госзакупках появились и виды контрактов, и предложения по реализации, которые прежде были присущи только концессиям.
"Сейчас концессии и ГЧП, многие такие проекты, находятся на грани, когда неясно - это концессия или закупка, - говорила Демидова. - Зачастую и ГЧП, и концессии - только способ определения исполнителя".