ФАС предложила отменить регулирование тарифов в плацкарте
Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба предлагает с 1 июня 2018 г. отменить регулирование тарифов в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования и перейти на субсидирование маршрутов.
"С 1 июня тарифы в данном сегменте предлагается дерегулировать, при этом РЖД не должны своими решениями повышать тарифы с темпами выше инфляции", - сообщила журналистам начальник управления регулирования транспорта ФАС Адиля Веселяева.
"В тарифах ФПК - перекосы. Провозные емкости не загружены большую часть года. Ценообразование загадочное: много примеров, когда плацкарт стоит дороже купе. С 2010 г. средняя ставка билета на плацкарт выросла в 2,26 раза, на купе - в 1,26 раза. При этом, если непроданные места в купе - это убыток или недополученные доходы "Федеральной пассажирской компании", то от непроданных плацкартных мест она увеличивает расчетный экономически обоснованный уровень тарифа. То есть за непроданные места платит бюджет, поэтому компании все равно, какая цена плацкартного билета и сколько мест не продано", - сообщила Веселяева.
Также она обратила внимание на то, как строится распределение инфраструктуры между грузовыми и пассажирскими видами деятельности. "Сегодня затраты делятся с использованием коэффициента. Если сравнивать вагоно-километровую работу получается, что пассажирские виды деятельности прибыльны и на 4 млрд руб. субсидируют грузовые", - сказала она.
Поясняя, почему регулятор предлагает снизить регулируемые тарифы на 10%, она отметила, что сейчас ставки формируются "в затратной логике", а "их уровень завышен относительно рыночных реалий". "Ключевой индикатор в ценообразовании на пассажирские перевозки - уровень располагаемых доходов населения. Этот показатель не растет с 2014 г. Авиация, которая напрямую ориентируется на этот индекс, снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%, в том числе 13% - на внутреннем рынке. ФПК же, наоборот, увеличила тарифы на 3,9% и потеряла 8,5% клиентов в сегменте плацкарт и общие вагоны. При этом, кстати, в авиации НДС - 10%, в ФПК - 0%", - отметила представитель ФАС.
В 2010 г. ФПК перевозили в плацкарте 75 млн пассажиров. Падение перевозок в регулируемом сегменте за 10 месяцев 2017 г., по сравнению с тем же периодом 2016 г. составило 8,8%, добавила она. При этом, по ее словам, только за 2016 г. и только авиакомпания "Победа" забрала 4 млн пассажиров, подсчитали в ведомстве. "Когда "Сибирь" развернет программу региональных перевозок, ФПК еще потеряет несколько миллионов пассажиров, если будет ставить тарифы от затрат, а не от рынка", - отметила Веселяева.
Кроме того, в ФАС не понимают принципов наценок за фирменность составов (с учетом, например, наличия биотуалетов и кондиционеров), в том числе в плацкарте, и рассчитывают на отмену этой градации, сказала Веселяева.
На прошлой неделе "Российские железные дороги" сообщили, что продажа билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования "дочки" монополии - АО "Федеральная пассажирская компания" - отправлением с 1 января 2018 г. приостановлена с 3 ноября "в связи с отсутствием решений регулятора по тарифам на следующий год". В конце октября Федеральная антимонопольная служба предложила понизить на 10% железнодорожные тарифы на дальние пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах.