РЖД и "Ростех" предложили передать им "ГЛОНАСС"

В России может появиться единая цифровая транспортно-логистическая система

РЖД и "Ростех" предложили передать им "ГЛОНАСС"
РЖД и "Ростех" предложили передать им "ГЛОНАСС"
Фото: ТАСС, Елена Нагорных

Москва. 6 ноября. INTERFAX.RU - Глава "Ростеха" Сергей Чемезов и генеральный директор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров предложили правительству передать им акции АО "ГЛОНАСС", пишет в понедельник "Коммерсантъ".

Руководители компаний предложили премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать вопрос о передаче 50% акций "ГЛОНАССа" в уставный капитал РЖД и 50% — в собственность "Ростеха".

В дальнейшем также предлагается "рассмотреть возможность участия в "ГЛОНАСС" компании РТИТС (оператор государственной системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн "Платон") путем приобретения на рыночных условиях дополнительной эмиссии 25,1% акций", - отмечает газета. Она уточняет, что в РТИТС 23,5% принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю Ротенбергу, 50% — "РТ-Инвесту", блокпакетом которого владеет "Ростех", еще 19% у Андрея Шипелова и 7,5% у Антона Замкова.

Передача "ГЛОНАССа" в РЖД и "Ростех" повысит экономическую эффективность и безопасность всего транспортно-логистического комплекса, а также реализацию транзитного потенциала страны, заявили изданию представитель "Ростеха". "Это также позволит привлечь частных инвесторов, и тем самым снизить затраты бюджетов, финансовую нагрузку на бизнес и население", - добавил он.

Одна из целей вхождения в "ГЛОНАСС" новых участников - создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, снижению времени прохождения транзитных грузов и интеграции с сопредельными государствами, включая Казахстан, Белоруссию, Китай и страны Евросоюза, а также развитие международного проекта "Один пояс - один путь", следует из письма РЖД и "Ростеха". В нем также указывается, что участие "Ростеха" "обеспечит устойчивую загрузку оборонных предприятий гражданской продукцией для транспортной телематики".

Предлагаемое создание "единой цифровой транспортно-логистической экосреды" может выразиться в оборудовании всех грузовых вагонов электронными датчиками, которые заменят осмотрщиков, и введением системы обязательного страхования грузов как минимум для транзита, следует из письма.

Также сообщается, что на железных дорогах будет создана "единая система цифрового контрольного оборудования", которая позволит "своевременно выявлять технические и коммерческие неисправности подвижного состава" и формировать дополнительные информационные сервисы для грузоотправителей и операторов. Внедрение этой системы "позволит сформировать условия для создания сквозной системы страхования грузов" для привлечения крупных мировых логистов на российский рынок. Сегодня никто груз страховать не обязан: это делается по желанию, а РЖД как перевозчик за его утрату несет ответственность в размере стоимости груза.

Медведев в ответ на письмо поручил вице-премьерам РФ Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с "Ростехом" и "Российскими железными дорогами" в течение двух недель проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе "ГЛОНАССа", следует из письма, направленного в аппарат правительства 26 октября, добавляет "Коммерсантъ". Создание такой системы предусмотрено программой "Цифровая экономика", утвержденной правительством в 2017 г. Представитель Акимова Алия Самигуллина подтвердила газете наличие такого поручения, отметив, что его срок еще не вышел, "вопрос прорабатывается".

В долгосрочной программе развития "Российских железных дорог" до 2025 г. не указывается общий бюджет программы цифровизации, но перечислены ее мероприятия, отмечает издание. Среди них, в частности, - создание платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры, модернизация архитектуры информационных систем и IT-инфраструктуры на основе импортонезависимого программного обеспечения.

В инвестиционной программе на 2019-2025 гг. на корпоративную информатизацию (автоматизацию перевозочного процесса) предусмотрено 43,1 млрд руб., на обновление оборудования и устройств связи - 19,4 млрд руб., на единую интеллектуальную систему управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте - 3,5 млрд руб.

Помимо учтенных в инвестиционной программе РЖД затрат, существует более крупная программа на уровне Минтранса: в рамках программы "Цифровая экономика" министерство планирует создать единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК), добавляет "Коммерсантъ". Она должна базироваться на существующих системах "Платон", "Российских железных дорог" и "ЭРА-ГЛОНАСС". В 2017 г. занимавший тогда должность первого замглавы Минтранса (сейчас - министр) Евгений Дитрих говорил, что ЕЦПТК начнет функционировать в конце 2019 г., в полном объеме заработает в 2022 г., а ее стоимость составит около 450 млрд руб.

Как пояснял генеральный директор РТИТС Антон Замков, платформа будет подразумевать оборудование транзитных грузов, идущих по коридору Азия-Европа, единой электронной пломбой с использованием технологии ГЛОНАСС и полностью электронным декларированием с применением технологии блокчейн. В мае 2018 г. крупнейшие транспортные компании, в том числе РЖД, "Автодор", "Аэрофлот" и РТИТС, подписали соглашение о создании ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", которая должна заняться созданием ЕЦПТК.

Компания "ГЛОНАСС" основана по поручению президента РФ Владимира Путина в 2015 г., управляет системой экстренного реагирования при ДТП "ЭРА-ГЛОНАСС". В апреле 2018 г. занимавший тогда должность вице-премьера РФ Дмитрий Рогозин на встрече с президентом сообщал, что системой оснащены более 1,8 млн автомобилей в стране, а к 2019 г. их число увеличится до 3,5 млн. Он также заявлял, что в 2018 г. прекратится государственное финансирование проекта, так как компания вышла на самоокупаемость. В июле 2018 г. главой "ГЛОНАССа" назначен экс-советник главы Минкомсвязи Игорь Милашевский, сменивший на этой должности Андрея Жерегелю.

Собеседник газеты на рынке полагает, что сейчас компания "ГЛОНАСС" не способна без бюджетного финансирования развивать коммерческие сервисы. "Даже с обязательным внедрением "ЭРА-ГЛОНАСС" на Дальнем Востоке и у российских автопроизводителей возникают проблемы из-за дороговизны установки оборудования и отсутствия собственной сети обслуживания", - отметил он. Кроме того, работа АО стала причиной отказа множества туристических групп от поездок в города-организаторы чемпионата мира по футболу во время его проведения: "Это также вызвало недовольство со стороны автоперевозчиков, поэтому пришлось в экстренном порядке переключать иностранные автобусы на бортовые устройства системы "Платон", - добавил он.

"Ростех" давно рассматривался как один из потенциальных собственников "ГЛОНАССа". Как сообщало ранее издание, еще в 2016 г. рассматривалась схема, в которой государственная корпорация получила бы от РФ 58,8% акций, еще 29,5% планировалось передать "Роскосмосу", после чего - провести допэмиссию в пользу "Ростелекома" . Еще раньше, осенью 2014 г., из-за дефицита госсредств Минфин предлагал пустить в капитал "ГЛОНАСС" не только компании с госучастием, но и операторов связи - МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" , которые взаимодействуют с "ЭРА-ГЛОНАСС".

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');